Эренкранц, Биньямин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Эренкранц, Биньямин Вольф''' (известен главным образом как Велвл Збаржер; 1819 /по некоторым источникам 1812, 1823 или 1826/, Збараж, Восточная Галиция в Австрии, ныне Украина, – 1883, Стамбул), поэт и исполнитель песен на иврите и идиш. Родился в семье резника, учился в [[Хедер|хедере]], затем в иешиве, которую возглавлял раввин Збаража, талмудист и галахист, автор труда о 613 [[Мицвот|мицвот]] — «Минхат хинух» («Учебник») раввин Иосеф Бабад. Эренкранц проявлял большие способности в изучении Талмуда, однако под влиянием живших в соседних [[Тернополь|Тернополе]] и [[Броды|Бродах]] [[Маскилим|маскилим]] увлекся чтением Библии и литературы [[Хаскала|Хаскалы]] на немецком и иврите, постепенно проникаясь идеями Просвещения. Эренкранц также заинтересовался немецкой классикой, творчеством народных поэтов и [[Бадхан|бадханов]] на идиш. Взгляды и образ жизни Эренкранца навлекли на него гонения со стороны хасидских кругов. Женился по настоянию родителей в возрасте 17 лет, но оставил жену и уехал в город Ботошаны (Румыния). Жена Эренкранца вскоре умерла. Потерпев неудачу в попытках заняться торговлей, Эренкранц стал [[Меламед|меламедом]]. Однако и это занятие не давало достаточных средств к существованию, и Эренкранц вынужден был в поисках заработка переселиться из города в ближайшую деревню, где был домашним учителем в семье корчмаря. Вскоре Эренкранц стал выступать в качестве бадхана на свадьбах, а также пел в ресторанах и частных домах песни и куплеты (на идиш) собственного сочинения. Сочинения эти чаще всего являлись импровизацией. Исполнение песен стало его профессией. Он ездил с ними по городам и странам. Сатирические и лирические песни Эренкранца приобрели большую популярность среди евреев Румынии, Галиции и юга России. Многие из них стали народными. Ряд его лирических элегий принадлежит к лучшим образцам поэзии на идиш.
+
'''Эренкранц, Биньямин Вольф''' (известен главным образом как Велвл Збаржер; 1819 /по некоторым источникам 1812, 1823 или 1826/, Збараж, Восточная Галиция в Австрии, ныне Украина, – 1883, Стамбул), поэт и исполнитель песен на иврите и идиш.  
 +
== Биографические сведения ==
-
Эренкранц переводил свои произведения на иврит. Его сатирические сочинения были направлены в основном против заправил хасидских общин и пропагандировали идеи Хаскалы. Многие его произведения представляют значительный этнографический интерес. Постепенно Эренкранц пристрастился к алкоголю, и с годами эта привязанность росла. Эренкранц объездил практически всю Румынию и Подолию, побывал в Одессе, Баку, Бродах, Дрогобыче, Варшаве, Стамбуле, Тернополе, Кракове, Львове и других городах. В 1878–80 гг. Эренкранц жил в Вене, где пользовался покровительством [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]]. Смоленскин напечатал несколько его стихотворений на иврите со своими примечаниями в издававшемся им журнале [[«hа-Шахар»]]. Живя в Вене, Эренкранц продолжал выступать в ресторанах и кафе. Смоленскин представил его еврейским меценатам и уговорил их выплачивать Эренкранцу ежемесячную стипендию с тем, чтобы он всецело посвятил себя поэтическому творчеству. Смоленскин хотел таким образом отвлечь Эренкранца от пьянства, вытащив его из привычной среды. Однако тот в течение нескольких дней пропивал полученные деньги и возвращался к своим выступлениям. Покровители Эренкранца узнали о происходящем и прекратили финансовую поддержку. Задолжав большую сумму компании картежников, Эренкранц был арестован полицией и с позором выслан из Вены. Последние годы жизни провел в Стамбуле.
+
Родился в семье резника, учился в [[Хедер|хедере]], затем в иешиве, которую возглавлял раввин Збаража, талмудист и галахист, автор труда о 613 [[Мицвот|мицвот]] — «Минхат хинух» («Учебник») раввин Иосеф Бабад.
 +
 
 +
Эренкранц проявлял большие способности в изучении Талмуда, однако под влиянием живших в соседних [[Тернополь|Тернополе]] и [[Броды|Бродах]] [[Маскилим|маскилим]] увлекся чтением Библии и литературы [[Хаскала|Хаскалы]] на немецком и иврите, постепенно проникаясь идеями Просвещения.
 +
 
 +
Эренкранц также заинтересовался немецкой классикой, творчеством народных поэтов и [[Бадхан|бадханов]] на идиш.
 +
 
 +
Взгляды и образ жизни Эренкранца навлекли на него гонения со стороны хасидских кругов.
 +
 
 +
Женился по настоянию родителей в возрасте 17 лет, но оставил жену и уехал в город Ботошаны (Румыния). Жена Эренкранца вскоре умерла.
 +
 
 +
Потерпев неудачу в попытках заняться торговлей, Эренкранц стал [[Меламед|меламедом]]. Однако и это занятие не давало достаточных средств к существованию, и Эренкранц вынужден был в поисках заработка переселиться из города в ближайшую деревню, где был домашним учителем в семье корчмаря.
 +
== Поэт и певец ==
 +
 
 +
Вскоре Эренкранц стал выступать в качестве бадхана на свадьбах, а также пел в ресторанах и частных домах песни и куплеты (на идиш) собственного сочинения.
 +
 
 +
Сочинения эти чаще всего являлись импровизацией. Исполнение песен стало его профессией. Он ездил с ними по городам и странам.
 +
 
 +
Сатирические и лирические песни Эренкранца приобрели большую популярность среди евреев Румынии, Галиции и юга России. Многие из них стали народными. Ряд его лирических элегий принадлежит к лучшим образцам поэзии на идиш.
 +
 
 +
Эренкранц переводил свои произведения на иврит. Его сатирические сочинения были направлены в основном против заправил хасидских общин и пропагандировали идеи Хаскалы.  
 +
 
 +
Многие его произведения представляют значительный этнографический интерес. Постепенно Эренкранц пристрастился к алкоголю, и с годами эта привязанность росла.  
 +
 
 +
Эренкранц объездил практически всю Румынию и Подолию, побывал в Одессе, Баку, Бродах, Дрогобыче, Варшаве, Стамбуле, Тернополе, Кракове, Львове и других городах.  
 +
 
 +
В 1878–80 гг. Эренкранц жил в Вене, где пользовался покровительством [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]].  
 +
 
 +
Смоленскин напечатал несколько его стихотворений на иврите со своими примечаниями в издававшемся им журнале [[«hа-Шахар»]].  
 +
 
 +
Живя в Вене, Эренкранц продолжал выступать в ресторанах и кафе. Смоленскин представил его еврейским меценатам и уговорил их выплачивать Эренкранцу ежемесячную стипендию с тем, чтобы он всецело посвятил себя поэтическому творчеству.  
 +
 
 +
Смоленскин хотел таким образом отвлечь Эренкранца от пьянства, вытащив его из привычной среды.  
 +
 
 +
Однако тот в течение нескольких дней пропивал полученные деньги и возвращался к своим выступлениям.  
 +
 
 +
Покровители Эренкранца узнали о происходящем и прекратили финансовую поддержку. Задолжав большую сумму компании картежников, Эренкранц был арестован полицией и с позором выслан из Вены. Последние годы жизни провел в Стамбуле.
Первое стихотворение Эренкранца на иврите появилось в печати в 1848 г. в 12-м номере литературно-научного сборника «Кохвей Ицхак» (Вена). В 1855 г. Эренкранц опубликовал в Яссах также на иврите антихасидскую сатиру «Хазон ла-моэд» («О времена, о нравы!»). В 1865 г. в Вене вышла первая часть собрания стихотворений Эренкранца «Макел ноам» («Благоволение») с параллельным текстом на идиш и иврите (ч. 2 — 1869, ч. 3 — 1873, ч. 4 — 1878, все во Львове). В 1869 г. также на иврите и идиш в Пшемысле был опубликован сборник сатирических антихасидских стихотворений «Макел ховлим» («Узы»). Большое впечатление произвела опубликованная в 1874 г. в журнале «hа-Шахар» (на иврите) обличавшая власти страны поэма «Романья» («Румыния»), явившаяся откликом на волну погромов 1866–74 гг. В том же году поэма была опубликована отдельным изданием в Вене. Многие произведения Эренкранца на идиш были изданы после его смерти, другие были утеряны. В 1904 г. в городе Брэила (Румыния) вышел в свет сборник стихотворений Эренкранца. В 1928 г. был опубликован сборник писем Эренкранца. Рассказы и легенды о похождениях Велвла Збаржера были популярны среди евреев Валахии, Молдавии и Подолии много лет спустя после его смерти.
Первое стихотворение Эренкранца на иврите появилось в печати в 1848 г. в 12-м номере литературно-научного сборника «Кохвей Ицхак» (Вена). В 1855 г. Эренкранц опубликовал в Яссах также на иврите антихасидскую сатиру «Хазон ла-моэд» («О времена, о нравы!»). В 1865 г. в Вене вышла первая часть собрания стихотворений Эренкранца «Макел ноам» («Благоволение») с параллельным текстом на идиш и иврите (ч. 2 — 1869, ч. 3 — 1873, ч. 4 — 1878, все во Львове). В 1869 г. также на иврите и идиш в Пшемысле был опубликован сборник сатирических антихасидских стихотворений «Макел ховлим» («Узы»). Большое впечатление произвела опубликованная в 1874 г. в журнале «hа-Шахар» (на иврите) обличавшая власти страны поэма «Романья» («Румыния»), явившаяся откликом на волну погромов 1866–74 гг. В том же году поэма была опубликована отдельным изданием в Вене. Многие произведения Эренкранца на идиш были изданы после его смерти, другие были утеряны. В 1904 г. в городе Брэила (Румыния) вышел в свет сборник стихотворений Эренкранца. В 1928 г. был опубликован сборник писем Эренкранца. Рассказы и легенды о похождениях Велвла Збаржера были популярны среди евреев Валахии, Молдавии и Подолии много лет спустя после его смерти.

Версия 09:22, 13 марта 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Эренкранц, Биньямин Вольф (известен главным образом как Велвл Збаржер; 1819 /по некоторым источникам 1812, 1823 или 1826/, Збараж, Восточная Галиция в Австрии, ныне Украина, – 1883, Стамбул), поэт и исполнитель песен на иврите и идиш.

Биографические сведения

Родился в семье резника, учился в хедере, затем в иешиве, которую возглавлял раввин Збаража, талмудист и галахист, автор труда о 613 мицвот — «Минхат хинух» («Учебник») раввин Иосеф Бабад.

Эренкранц проявлял большие способности в изучении Талмуда, однако под влиянием живших в соседних Тернополе и Бродах маскилим увлекся чтением Библии и литературы Хаскалы на немецком и иврите, постепенно проникаясь идеями Просвещения.

Эренкранц также заинтересовался немецкой классикой, творчеством народных поэтов и бадханов на идиш.

Взгляды и образ жизни Эренкранца навлекли на него гонения со стороны хасидских кругов.

Женился по настоянию родителей в возрасте 17 лет, но оставил жену и уехал в город Ботошаны (Румыния). Жена Эренкранца вскоре умерла.

Потерпев неудачу в попытках заняться торговлей, Эренкранц стал меламедом. Однако и это занятие не давало достаточных средств к существованию, и Эренкранц вынужден был в поисках заработка переселиться из города в ближайшую деревню, где был домашним учителем в семье корчмаря.

Поэт и певец

Вскоре Эренкранц стал выступать в качестве бадхана на свадьбах, а также пел в ресторанах и частных домах песни и куплеты (на идиш) собственного сочинения.

Сочинения эти чаще всего являлись импровизацией. Исполнение песен стало его профессией. Он ездил с ними по городам и странам.

Сатирические и лирические песни Эренкранца приобрели большую популярность среди евреев Румынии, Галиции и юга России. Многие из них стали народными. Ряд его лирических элегий принадлежит к лучшим образцам поэзии на идиш.

Эренкранц переводил свои произведения на иврит. Его сатирические сочинения были направлены в основном против заправил хасидских общин и пропагандировали идеи Хаскалы.

Многие его произведения представляют значительный этнографический интерес. Постепенно Эренкранц пристрастился к алкоголю, и с годами эта привязанность росла.

Эренкранц объездил практически всю Румынию и Подолию, побывал в Одессе, Баку, Бродах, Дрогобыче, Варшаве, Стамбуле, Тернополе, Кракове, Львове и других городах.

В 1878–80 гг. Эренкранц жил в Вене, где пользовался покровительством П. Смоленскина.

Смоленскин напечатал несколько его стихотворений на иврите со своими примечаниями в издававшемся им журнале «hа-Шахар».

Живя в Вене, Эренкранц продолжал выступать в ресторанах и кафе. Смоленскин представил его еврейским меценатам и уговорил их выплачивать Эренкранцу ежемесячную стипендию с тем, чтобы он всецело посвятил себя поэтическому творчеству.

Смоленскин хотел таким образом отвлечь Эренкранца от пьянства, вытащив его из привычной среды.

Однако тот в течение нескольких дней пропивал полученные деньги и возвращался к своим выступлениям.

Покровители Эренкранца узнали о происходящем и прекратили финансовую поддержку. Задолжав большую сумму компании картежников, Эренкранц был арестован полицией и с позором выслан из Вены. Последние годы жизни провел в Стамбуле.

Первое стихотворение Эренкранца на иврите появилось в печати в 1848 г. в 12-м номере литературно-научного сборника «Кохвей Ицхак» (Вена). В 1855 г. Эренкранц опубликовал в Яссах также на иврите антихасидскую сатиру «Хазон ла-моэд» («О времена, о нравы!»). В 1865 г. в Вене вышла первая часть собрания стихотворений Эренкранца «Макел ноам» («Благоволение») с параллельным текстом на идиш и иврите (ч. 2 — 1869, ч. 3 — 1873, ч. 4 — 1878, все во Львове). В 1869 г. также на иврите и идиш в Пшемысле был опубликован сборник сатирических антихасидских стихотворений «Макел ховлим» («Узы»). Большое впечатление произвела опубликованная в 1874 г. в журнале «hа-Шахар» (на иврите) обличавшая власти страны поэма «Романья» («Румыния»), явившаяся откликом на волну погромов 1866–74 гг. В том же году поэма была опубликована отдельным изданием в Вене. Многие произведения Эренкранца на идиш были изданы после его смерти, другие были утеряны. В 1904 г. в городе Брэила (Румыния) вышел в свет сборник стихотворений Эренкранца. В 1928 г. был опубликован сборник писем Эренкранца. Рассказы и легенды о похождениях Велвла Збаржера были популярны среди евреев Валахии, Молдавии и Подолии много лет спустя после его смерти.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЭРЕНКРАНЦ Биньямин Вольф в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация