Эпикорос (отрицающий еврейскую традицию)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Первое упоминание термина) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 27: | Строка 27: | ||
'''Эпикорос''' (אֶפִּיקוֹרוֹס), еврей, отрицающий раввинистическую традицию или подвергающий ее сомнению. | '''Эпикорос''' (אֶפִּיקוֹרוֹס), еврей, отрицающий раввинистическую традицию или подвергающий ее сомнению. | ||
- | == Первое упоминание | + | == Понятие == |
+ | == Первое упоминание == | ||
Понятие впервые встречается в [[Мишна|Мишне]] (Санх. 10:1) и позднейшей [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]]. | Понятие впервые встречается в [[Мишна|Мишне]] (Санх. 10:1) и позднейшей [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]]. | ||
- | == Происхождение | + | == Происхождение == |
Термин происходит от имени греческого философа Эпикура, но законоучители связывали его с арамейским хефкер (`оставленный, покинутый`; в переносном смысле также `беззаконие`; ТИ., Санх. 10:1, 38б, 99а, 99б). | Термин происходит от имени греческого философа Эпикура, но законоучители связывали его с арамейским хефкер (`оставленный, покинутый`; в переносном смысле также `беззаконие`; ТИ., Санх. 10:1, 38б, 99а, 99б). | ||
+ | Употре | ||
+ | == бление термина == | ||
+ | |||
Постепенно термин стал употребляться в более общем смысле, обозначая тех, кто отрицает [[Мицвот|мицвот]], глумится над Законом и не признает авторитета законоучителей. | Постепенно термин стал употребляться в более общем смысле, обозначая тех, кто отрицает [[Мицвот|мицвот]], глумится над Законом и не признает авторитета законоучителей. |
Версия 20:14, 9 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Эпикорос (אֶפִּיקוֹרוֹס), еврей, отрицающий раввинистическую традицию или подвергающий ее сомнению.
Содержание |
Понятие
Первое упоминание
Понятие впервые встречается в Мишне (Санх. 10:1) и позднейшей раввинистической литературе.
Происхождение
Термин происходит от имени греческого философа Эпикура, но законоучители связывали его с арамейским хефкер (`оставленный, покинутый`; в переносном смысле также `беззаконие`; ТИ., Санх. 10:1, 38б, 99а, 99б). Употре
бление термина
Постепенно термин стал употребляться в более общем смысле, обозначая тех, кто отрицает мицвот, глумится над Законом и не признает авторитета законоучителей.
Так, в Талмуде (Санх. 99б–100а) амораи 3–4 вв. применяют термин «эпикорос» к тому, кто оскорбляет законоучителя или соседа в присутствии законоучителя, к тому, кто глумится над Торой или говорит: «что пользы от раввинов — ведь они учат Тору для своей выгоды» или «что пользы от раввинов — ведь они никогда не разрешают нам вороны и не запрещают горлицы» (то есть не могут отступить от повелений Торы).
Более четкое теологическое определение термина дает Маймонид, проводящий различие между сектантом (мин), отступником и эпикоросом, определяя последнего как человека, который отрицает либо пророчество и, следовательно, самую возможность общения между Богом и человеком, либо Божественное откровение (то есть «отрицает пророчество Моисея»), либо знание Богом человеческих поступков (Яд, Тшува 3:7).
Позднейшие законоучители еще более расширили употребление термина, включив в него также тех, кто отказывается подчиняться авторитету раввинов.
В современном разговорном языке термин (обычно произносится «эпикорес») преимущественно означает еретика или атеиста. Термин употребляется и в переносном значении применительно к человеку, отрицающему установившиеся взгляды.