Евсекция
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Политические и государственные деятели и движения (не-еврейские) в странах диаспоры» с помощью HotCat) |
||
Строка 135: | Строка 135: | ||
[[Категория:Евреи в СССР]] | [[Категория:Евреи в СССР]] | ||
+ | [[Категория:Политические и государственные деятели и движения (не-еврейские) в странах диаспоры]] | ||
Версия 21:04, 30 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
ЕвСекция, Еврейская секция Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), а также при Коммунистической партии Украины и Белоруссии — название еврейских коммунистических секций РКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями. Главными задачами таких национальных секций являлись борьба с традиционным образом жизни, распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в «строительство социалистического общества».[1]
Одной из специфических целей Евсекции являлась борьба с Бундом и другими еврейскими социалистическими партиями, а также с сионизмом
Члены Евсекции были столь активны в подавлении всех проявлений еврейской традиционной жизни, что сам этот термин стал синонимом "еврейской самоненависти".
Содержание |
История создания
Создание Евсекции знаменовало передачу от правительственных органов (см. Еврейский комиссариат) партийным компетенции в решении проблем еврейства Советского Союза. Первая Евсекция была организована в июле 1918 г. в Орле, вторая — в Витебске, а затем еще в 11 городах, в которых евреи составляли значительную долю населения. Созданная для подавления проявлений религиозности и «буржуазного национализма» в еврейской среде и стремившаяся заменить еврейскую культуру традиционного еврейского местечка (идишкайт) «пролетарской культурой». Евсекции внедряли идеи Диктатуры пролетариата в среде еврейского рабочего класса. Евсекция начала свою деятельность в тесном контакте с еврейскими комиссариатами, и ее первая конференция (открылась 20 октября 1918 г. в Москве) проводилась совместно с еврейскими комиссариатами.
На конференции присутствовало 64 делегата (из них 33 беспартийных, главным образом еврейские учителя и работники культуры). Коммунисты создали свою фракцию, избравшую Центральное бюро Евсекции (главным образом из членов Центрального еврейского комиссариата) в составе Ш. Диманштейна (председатель), Ю. Шимелиовича (1890–1919), М. Альского, Ш. Агурского (1884–1947) и А. Криницкого-Бампи (1896–1971). Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности.[1]
Заседания конференции велись на идиш и русском языке. Некоторые делегаты высказывались за предоставление Евсекции большей самостоятельности. Но в докладе о формах организации Евсекции подчеркивалось, что она не представляет собой нечто обособленное от российского коммунистического движения и не преследует особых национальных задач, а также, что идиш не является для Евсекции самоцелью, так как «сам по себе язык для нее совершенно неважен», он необходим лишь как средство общения с еврейскими массами на их родном языке. Этим, однако, стремление к автономии части политических деятелей, связанных с Евсекцией, не было сломлено.
Например, на Украине в мае 1919 г. (после ухода с ее территории германской армии) с согласия местных коммунистов вместо Евсекции был образован отдельный еврейский Коммунистический союз (Комфарбанд). Его создали Комбунд и другие группы Бунда и Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия, а возглавили М. Рафес, А. Чемерисский, А. Мережин (1880–193?) и др. (Подобный этому Комфарбанд в Белоруссии был основан в январе–феврале 1919 г.) Но уже в июне 1919 г. решением второй конференции Евсекции Комфарбанды были ликвидированы, а их члены подлежали индивидуальному приему в коммунистическую партию. Голоса делегатов о том, что «еврейское коммунистическое движение все же нуждается в независимых организационных формах», были расценены как «отрыжка бундизма», а при вступлении комфарбандовцев в компартию к ним относились крайне подозрительно.
На третьей конференции Евсекции (июль 1920 г.) влившиеся к тому времени в компартию бывшие члены еврейских партий выступили с предложением превратить Евсекцию в автономную еврейскую организацию внутри партии. Ответом было решение конференции, в котором подчеркивалось, что Евсекция «... является лишь техническим массовым аппаратом в партии». Эту роль Евсекции подтвердило и решение ее четвертой конференции (1921).
Персоналии
В Евсекцию кроме большевиков вошли многие представители Бунда, Поалей Цион и др. революционных еврейских партий.
Председателем Центрального бюрю Еврейской секции ВКП(б) был С. М. Диманштейн (1886—1937).
Члены ЦБ
- Ю. Шимелиович (1890—1919)
- М. Альский.
- С. Х. Агурский,(1884—1947)
- А. Криницкий-Бампи (1896—1971).
Видный идеолог движения Эстер (Малка, Мария Яковлевна) Фрумкина (1880—1941) — одна из основательниц Бунда.
Газета Дер Эмес
Центральный орган Евсекций — газета «Дер Эмес» (на идише). Выходила с 1918 до января 1948. Главный редактор газеты (1921—1937) Мойше Литваков (Моисей Ильич) (1875 (1880) — 1937 (39)). Редактора: А. Чемерисский (1880—1942), А. Мережин (1880—1937), Ш. Эпштейн (1881—1945).
Идеология
Одной из насущных задач советской власти была борьба с пауперизацией, достигшей среди еврейского населения колоссальных размеров. На территории Белоруссии и Литвы при помощи Евсекции были образованы в 1919 г. еврейские земледельческие артели. Однако советско-польская война (1920) заглушила это начинание. С 1924 г. деятельность Евсекции по трудоустройству «деклассированных элементов» выражалась в содействии направлению евреев в промышленность и сельское хозяйство, а также в руководстве созданием ОЗЕТа, в пропаганде Биробиджанского проекта (см. Биробиджан), в осуществлении которого на начальных этапах Евсекция непосредственно участвовала.
Главную свою задачу члены Евсекции видели в «коммунистическом воспитании еврейских масс» и выступали на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников и т. д. как «служителей культа». Сосредоточив в своих руках почти полностью печать на идиш (газеты, журналы, издательства), они закрыли путь изданию книг на иврите, который по их наущению был объявлен «реакционным языком». В 1920-х гг. были ликвидированы или поставлены под надзор Евсекции последние остатки некоммунистических еврейских политических обществ и культурных организаций (Хе-Халуц, театр «Хабима», левые По‘алей Цион, ОРТ). Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу[1].
Под контролем Евсекции оказались школы на идиш, кафедры и институты «еврейской пролетарской культуры», еврейские культурные учреждения, объединения писателей и т. д. Борьба Евсекции за создание советской еврейской культуры и внедрение коммунистической идеологии сопровождалась нигилистическим отношением к прошлому еврейского народа, негативной оценкой деятельности «мелкобуржуазных и антисоветских» еврейских левых партий, особенно сионистского движения, с которым Евсекция вела яростную борьбу. В то же время Евсекция проводила идею «идишизации» еврейской жизни, помогала создавать суды и местные советы, в которых официальным языком был идиш (к 1931 г. на Украине таких судов было 46, местных советов свыше 150, из них три районных; в Белоруссии десять судов и около 25 местных советов).
Вся эта деятельность Евсекции парадоксальным образом превращала ее из «технического аппарата» приобщения еврейского населения «к социалистическому строительству» в центр консолидации еврейской жизни в Советском Союзе. Это обстоятельство стало главным объектом полемики, развернувшейся на совещании Евсекции в 1926 г.
Многие евреи-коммунисты были настроены против традиционной еврейской местечковой культуры (идишкайт). Как и остальные революционеры-марксисты того времени, они были атеистами, сторонниками кардинальных изменений в обществе и верили в пролетарский интернационализм.[2]
Хотя многие из членов евсекции отрицали еврейский национализм или сепаратизм в политике, они, однако, вовсе не стремились к ассимиляции еврейской культуры.
Создание еврейской пролетарской культуры
Советская власть предпринимала в 1920-30 гг. усилия по поощрению «советской пролетарской культуры» на идише, призванной стать альтернативой религии и "культуре штетл". Еврейская газета Дер Эмес («Правда») выходила с 1918 до 1938.
В течение некоторого времени в 1920-ых идиш был одним из четырех официальных языков Белоруссии. В течение 1930-ых 1920-ых, во многих образовательных учреждениях прежней Черте оседлости преподавание велось на идише. Были созданы еврейские национальные районы Калининдорф, Сталиндорф и Новый Златополь на Украине, Фрейдорф в Крыму.
В ряде областей Украины велось судопроизводство на идише. Был создан Еврейский пролетарский театр в Москве, а также сеть театров на идише в Киеве, Одессе и др. городах.
В университетах Москвы, Киева, Харькова, Минска и др. городов открыты еврейские кафедры и кабинеты, были созданы научно-исследовательские институты для изучения еврейского фольклора, языка и лингвистики.
При содействии Евсекции были созданы еврейские секции при Союзах писателей России, Украины и Белоруссии и в Средней Азии. Евсекция занималась созданием еврейских коллективных хозяйств и пыталась решать проблемы беднейших слоев еврейского населения.
Если еврей удовлетворяет свои культурные надобности по-еврейски, читает еврейские газеты, еврейские книги, ходит на еврейские лекции, если еврейский учитель обсуждает еврейские и мировые проблемы на еврейском языке, слушают радио по-еврейски, посылают своих детей в современные светские еврейские школы, то они, несомненно, евреи и принадлежат к еврейскому народу
В обиход вошли новые слова и понятия: шабесник, пейсаховник, йомкиперник. Так называли дни принудительного труда в священные для евреев дни: Шаббатом, праздник Песахом и Йом-Кипуром. Эти понятия хорошо передавали воинствующий атеизм Евсекции. Искусственно создавались новые обряды, такие как «ройтер брис» (красное обрезание), куда евреи приглашали и своих нееврейских товарищей.
«Программа социалистического преобразования советского еврейства» Центрального Бюро Еврейской Секции Коммунистической партии большевиков, написанное в 1926 году бывшей видной деятельницей Бунда Малкой Фрумкин (известной в революционных кругах как товарищ Эсфирь), мало отличалась от современных сионистских проектов.[3]
После закрытия Евсекции культурная деятельность на идише в СССР была постепенно свернута.
Борьба с идеологическими противниками
Ленин в статье «Критические заметки по национальному вопросу» (1913) писал:
Еврейская национальная культура — лозунг раввинов и буржуа, лозунг наших врагов <...> Кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской «национальной культуры», тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа. Наоборот, те евреи-марксисты, которые сливаются в интернациональные марксистские организации с русскими, литовскими, украинскими и пр. рабочими, внося свою лепту (и по-русски и по-еврейски) в создание интернациональной культуры рабочего движения, те евреи — вопреки сепаратизму Бунда — продолжают лучшие традиции еврейства, борясь против лозунга «национальной культуры».[4] |
Большевики считали иврит «реакционным языком», поскольку он в то время был связан, главным образом, с иудаизмом и сионизмом. Он был официально запрещён Наркомпросом (Комиссариат Образования) в 1919. Книги на иврите и периодические издания прекратили появляться и изъяты из библиотек; последняя светская публикация на этом языке была осуществлена в 1926 году.
Роспуск
Сторонники форсирования ассимиляции советского еврейства объявили всякую особую работу среди еврейского населения «националистическим уклоном», тогда как часть членов Евсекции считала такого рода работу необходимым средством сохранения еврейского народа. ЦК ВКП(б) расценил вторую точку зрения как «националистические тенденции в работе Евсекции» и сразу после совещания Евсекции принял решение о преобразовании ее в Еврейское бюро, что резко сокращало ее полномочия. Евсекция была расформирована в 1930, после создания Еврейской Автономной Области. Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены. В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе[2].
Бывшие активисты Евсекции, продолжавшие свою деятельность главным образом в еврейской печати, культурных и научных учреждениях, пытались удержать за собой роль руководителей еврейской культуры, но их влияние заметно убывало, а в пору массовых репрессий 1937–38 гг. почти все они были арестованы и уничтожены.
В эти же годы начался процесс свертывания еврейских образовательных и культурных учреждений, завершившийся разгромом еврейской советской культуры на идиш в конце 1940-х гг. Деятельность Евсекции была, по-видимому, последней попыткой наладить какие-либо формы еврейской жизни в рамках советского строя и коммунистической идеологии. Опыт Евсекции показал полную несовместимость любой еврейской инициативы, даже носящей коммунистический характер, с партийным и государственным режимом, установленным в Советском Союзе.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Статья «Евсекция» в Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ «Как только обществу удастся упразднить эмпирическую сущность еврейства, торгашество и его предпосылки, еврей станет невозможным, ибо его сознание не будет иметь больше объекта, <…> ибо конфликт между индивидуально-чувственным бытием человека и его родовым бытием будет упразднён. Общественная эмансипация еврея есть эмансипация общества от еврейства.» — Карл Маркс. К еврейскому вопросу. 1843 год
- ↑ http://www.lebed.com/2005/art4398.htm
- ↑ Полное собрание сочинений, т. 30, с. 138.
Литература
- Zvi Gitelman, Jewish Nationality and Soviet Politics: The Jewish Sections of the CPSU, Princeton, 1972.
- Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland from the earliest times until the present day in three volumes, updated by author in 1938.
- Дубнов, Семён Маркович. Новейшая история еврейского народа (1789—1914) в 3х томах. (С эпилогом 1938 г.). Иерусалим-Москва, Мосты культуры, 2002.
.
- Евреи в Советской России (1917—1967). Иерусалим, Библиотека-Алия, 1975.
Ссылки
- Статья «Евсекция» в Электронной еврейской энциклопедии
- Еврейские секции на английском
- Советские евреи:Анна-Ванна наш отряд Михаэль Дорфманnl:Jevsektsia
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.