Элам (древнее государство)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→Четырнадцатый – двенадцатый век до н.э.) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→В Библии) |
||
Строка 77: | Строка 77: | ||
== В Библии == | == В Библии == | ||
- | В Библии Элам упоминается неоднократно. В Быт. 10:22 и I Хр. 1:17 Элам назван среди «сыновей [[Сим|Сима]]» (хотя эламский язык не принадлежит к семье [[Семитские Языки|семитских языков]]). В Быт. 14 утверждается, что во времена [[Авраам|Авраама]] «Кедорлаомер, царь Элама» предпринял вместе с тремя другими царями завоевательную экспедицию в Ханаан. Некоторые исследователи отождествляют Кедорлаомера с Кутир-Наххунте (Лаомер, точнее Лагамар, и Наххунте — эламские божества). В Ис. 21:2 и 22:6 Элам — олицетворение грозного и безжалостного завоевателя, в Иер. 25:25, 49:34–39 — одна из могущественных наций, которые Бог обрек на неминуемую гибель. Не исключено, что в этом пророчестве (Иер. 49:34–39), произнесенном «в начале царствования [[Цидкияху]], царя Иудеи», нашло отражение реальное событие — вторжение войск [[Навуходоносор II|Навуходоносора II]] на территорию Элама (входившего в то время в состав Мидии) в 596/5 г. до н. э. | + | В Библии Элам упоминается неоднократно. В Быт. 10:22 и I Хр. 1:17 Элам назван среди «сыновей [[Сим|Сима]]» (хотя эламский язык не принадлежит к семье [[Семитские Языки|семитских языков]]). |
+ | |||
+ | В Быт. 14 утверждается, что во времена [[Авраам|Авраама]] «Кедорлаомер, царь Элама» предпринял вместе с тремя другими царями завоевательную экспедицию в Ханаан. | ||
+ | |||
+ | Некоторые исследователи отождествляют Кедорлаомера с Кутир-Наххунте (Лаомер, точнее Лагамар, и Наххунте — эламские божества). | ||
+ | |||
+ | В Ис. 21:2 и 22:6 Элам — олицетворение грозного и безжалостного завоевателя, в Иер. 25:25, 49:34–39 — одна из могущественных наций, которые Бог обрек на неминуемую гибель. Не исключено, что в этом пророчестве (Иер. 49:34–39), произнесенном «в начале царствования [[Цидкияху]], царя Иудеи», нашло отражение реальное событие — вторжение войск [[Навуходоносор II|Навуходоносора II]] на территорию Элама (входившего в то время в состав Мидии) в 596/5 г. до н. э. | ||
{{ElevenCopyRight|15051|ЭЛАМ}} | {{ElevenCopyRight|15051|ЭЛАМ}} |
Версия 20:18, 4 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Элам (עֵילַם, на эламитском языке Халтамти или Хатамти, `Господня земля`; на аккадском Эламту; по-гречески Эйлам; в русской традиции Елам), государство, существовавшее на Ближнем Востоке в 3–1 тыс. до н. э.
Содержание |
Местоположение
Располагалось в юго-западной части Иранского нагорья (в основном на территории современного Ирана); в периоды наибольшего расширения границ включало значительную часть этого нагорья, а также некоторые районы Месопотамии (территория современного Ирака), простираясь от Каспийского моря до Персидского залива и от реки Евфрат до пустынь Кавир и Лут.
На протяжении долгого времени исследователи полагали, что ядром Элама являлась историческая область Сузиана (с центром в г. Сузы, на территории современной иранской провинции Хузестан), отождествляемая с Эламом в ассирийских анналах (см. Ассирия) и персидских надписях (ср. также Дан 8:2); согласно новейшим археологическим данным, до 14 в. до н. э. эламиты жили главным образом в области Аншан (современная провинция Фарс).
Роль государства
На протяжении всей своей истории Элам играл важную роль в экономической и культурной жизни Ближнего Востока.
Уже в 4 тыс. до н. э. эта область служила основным источником снабжения Месопотамии медью, строительным камнем и древесиной и через нее проходили магистральные торговые пути, по которым в Месопотамию, а также в Сирию, Ханаан и Египет с востока (из Индии и Центральной Азии) доставлялось олово и ляпис-лазурь.
По мнению многих ученых, именно эламиты разработали технику письма на глиняных табличках, которую затем переняли (в той или иной форме) все народы региона.
Первые упоминания
Первое письменное упоминание об эламском государстве содержится в шумерской надписи 25 в. до н. э., однако оно, по-видимому, возникло несколькими веками ранее, около 3000 г. до н. э.
В 23 в. до н. э. царь Аккада Саргон присоединил Сузиану к своим владениям, однако попытки Саргона и его сына Римуша захватить Аншан не увенчались успехом, а на рубеже 23 и 22 вв. до н. э. Нарам-Сину пришлось признать независимость Элама.
В конце 22 в. – начале 21 в. до н. э. царь Элама Пузур-Иншушинак распространил свою власть на Сузиану и всю западную часть Иранского нагорья, однако уже в середине 21 в. до н. э. Сузиана перешла под контроль Ура.
С упадком Ура в конце 21 в. до н. э. началось быстрое продвижение эламитов на запад, и в 2004 г. до н. э. эламский царь захватил Ур, однако неясно, был ли этот город присоединен к Эламу.
Двадцатый – шестнадцатый век до н.э.
В 20–16 вв. до н. э. Элам был большим централизованным государством, включавшим Сузиану, Аншан и расположенную к востоку от последнего область Симашки.
Его правитель, носивший титул суккалмах (`великий регент`), проводил зиму в Сузах, а лето — в Аншане или Симашки; во время его отсутствия Сузианой и Аншаном управляли суккал (`регенты`), из которых один был старшим сыном правителя, а другой — сыном его сестры («регент» Сузианы именовался также шарру, на аккадском `царь`).
Четырнадцатый – двенадцатый век до н.э.
В 14 в. до н. э. правители Элама вступили в союз с касситскими царями Вавилонии; этот альянс, закрепленный многочисленными династическими браками, стал одним из факторов быстрого экономического подъема страны во время суккалмаха Унташ-Напирша, о чем свидетельствуют великолепные дворцы, храмы и инженерные сооружения, возведенные в начале 13 в. до н. э. в новой столице Элама Дур-Унташе (современный Чога-Замбил, в 40 км к юго-востоку от Суз).
В дальнейшем отношения между Эламом и касситами ухудшились; уже в 1220–1210-х гг. до н. э. войска эламского царя Кидин-Хутрана III неоднократно вторгались в Вавилонию, а в 1159 г. до н. э.
Шутрук-Наххунте захватил и разграбил ее столицу (среди трофеев, отправленных им в Сузы, была большая статуя вавилонского бога Мардука и стела с высеченным на ней текстом законов Хаммурапи).
В 1155 г. до н. э. сын Шутрук-Наххунте, Кутир-Наххунте, сверг касситскую династию и, возможно, на продолжительное время стал царем Вавилонии.
Экспансия эламитов в Месопотамии продолжалась и при его брате Шилхак-Иншушинаке (он атаковал, в частности, Аккад, Ниппур и Сиппар), однако в 1120–1100-х гг. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор I разгромил правителя Элама, занял Сузы и вернул статую Мардука в Вавилон.
Одиннадцатый – седьмой век до н.э.
Сведения об Эламе в 11 в. – 1-й половине 8 в. до н. э. практически отсутствуют.
В 720–640-х гг. до н. э. Элам активно противостоял (в союзе с халдеями, а затем с вавилонянами и персами) ассирийской экспансии, пытаясь (большей частью безуспешно) распространить свое влияние на южные районы Месопотамии.
В 647 до н. э. ассирийский царь Ашшурбанипал начал широкое наступление на Элам, и вся Сузиана оказалась в его руках; согласно ассирийским источникам, эта война сопровождалась разрушением и ограблением большинства эламских городов (включая Сузы) и осквернением святилищ.
В результате Элам как независимое политическое образование перестал существовать; после падения Ассирии (612 г. до н. э.) он вошел в состав Мидии, а затем стал частью Персидского государства.
Эламский язык оставался в употреблении в Сузиане; при Кире (который носил характерный для Элама титул «царь Аншана») и его преемниках эламский язык был одним из трех официальных языков Персии.
В Библии
В Библии Элам упоминается неоднократно. В Быт. 10:22 и I Хр. 1:17 Элам назван среди «сыновей Сима» (хотя эламский язык не принадлежит к семье семитских языков).
В Быт. 14 утверждается, что во времена Авраама «Кедорлаомер, царь Элама» предпринял вместе с тремя другими царями завоевательную экспедицию в Ханаан.
Некоторые исследователи отождествляют Кедорлаомера с Кутир-Наххунте (Лаомер, точнее Лагамар, и Наххунте — эламские божества).
В Ис. 21:2 и 22:6 Элам — олицетворение грозного и безжалостного завоевателя, в Иер. 25:25, 49:34–39 — одна из могущественных наций, которые Бог обрек на неминуемую гибель. Не исключено, что в этом пророчестве (Иер. 49:34–39), произнесенном «в начале царствования Цидкияху, царя Иудеи», нашло отражение реальное событие — вторжение войск Навуходоносора II на территорию Элама (входившего в то время в состав Мидии) в 596/5 г. до н. э.