История евреев Эквадора
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) (→После Второй мировой войны) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→После Второй мировой войны) |
||
Строка 67: | Строка 67: | ||
В 1950 г. еврейское население Эквадора составляло около четырех тысяч человек, большинство из них проживали в Кито, несколько сотен в Гуаякиле, а также в Амбато, Риобамбе, Куэнка. | В 1950 г. еврейское население Эквадора составляло около четырех тысяч человек, большинство из них проживали в Кито, несколько сотен в Гуаякиле, а также в Амбато, Риобамбе, Куэнка. | ||
+ | == Общинная жизнь == | ||
В 1930–50 гг. евреи создали систему общинных, религиозных, учебных и общественных организаций. | В 1930–50 гг. евреи создали систему общинных, религиозных, учебных и общественных организаций. | ||
Строка 72: | Строка 73: | ||
В 1930 г. была основана Ассоциация еврейской благотворительности (современное название Еврейская ассоциация), ведущая еврейская организация страны. | В 1930 г. была основана Ассоциация еврейской благотворительности (современное название Еврейская ассоциация), ведущая еврейская организация страны. | ||
- | Были основаны [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]], организации [[Бней-Брит]] и [[«Маккаби» Всемирное Спортивное Общество|«Маккаби»]], а также Еврейский кооперативный банк. | + | Были основаны [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]], организации [[Бней-Брит]] и [[«Маккаби» Всемирное Спортивное Общество|«Маккаби»]], а также Еврейский кооперативный банк. |
- | + | ||
+ | Община издавала бюллетень на немецком и испанском языке «Информасьонес». | ||
В конце 1960-х гг. еврейское население составляло около тысячи человек. Еврейская община в Кито имеет общинный дом, синагогу (службы проводятся по субботам и праздникам), дом престарелых. Еврейской школы нет, но община содержит учителя для детей. | В конце 1960-х гг. еврейское население составляло около тысячи человек. Еврейская община в Кито имеет общинный дом, синагогу (службы проводятся по субботам и праздникам), дом престарелых. Еврейской школы нет, но община содержит учителя для детей. |
Версия 17:25, 2 марта 2013
Источник: | ||||||||
|
Эквадор, государство в северо-западной части Южной Америки.
История общины
Среди испанских колонистов, поселившихся в Эквадоре в 16–18 вв., были новые христиане, но ко второй половине 19 в. все они растворились среди местного креольского населения Эквадора.
Ряд эквадорских фамилий свидетельствует о еврейском происхождении их носителей. В 19 в. – начале 20 в. евреи в Эквадор практически не иммигрировали.
Так, в 1904 г. в Эквадоре проживало только четыре еврейские семьи, а в 1917 г. — 14 евреев.
Иммиграция евреев в Эквадор увеличилась после того, как в 1924 г. конгресс США принял так называемый закон Джонсона, резко сокративший иммиграционные квоты для выходцев из стран Восточной Европы (см. Соединенные Штаты Америки. Межвоенный период и Вторая мировая война).
Иммиграция возросла еще больше после прихода к власти в Германии А. Гитлера. В 1933–47 гг. около 2700 евреев приехали из Европы в Эквадор.
Благожелательное отношение правительства Эквадора к иммиграции евреев, особенно по сравнению с отношением многих стран Европы и Америки, всячески затруднявших въезд евреев, вызвало попытки различных еврейских организаций (например, территориалистов; см. Территориализм) создать в Эквадоре еврейское поселение.
В 1935 г. Лига территориалистических организаций (Фрайланд лиге) создала в Париже Комитет по изучению перспективы еврейских поселений в Эквадоре.
Длительные переговоры с правительством Эквадора ни к чему не привели, так как земли для создания поселений предоставлялись в отдаленных районах с суровым климатом.
Аналогичные попытки были предприняты Джойнтом, купившим несколько участков земли и создававшим на них птицефермы.
60 семей евреев-иммигрантов поселились на фермах, но из-за трудных климатических условий и расположения ферм в отдаленных районах, а также из-за отсутствия опыта (иммигранты в прошлом были горожанами, главным образом из интеллигенции) не могли создать процветающие фермы, они просуществовали недолго.
Евреи-иммигранты сыграли большую роль в создании в Эквадоре мебельной промышленности, магазинов розничной торговли, в развитии туризма.
Успешная экономическая деятельность евреев вызвала резкое недовольство выходцев из Сирии и Кубы, которым принадлежало большинство гостиниц и магазинов.
Представители сирийской и кубинской буржуазии оказали давление на власти страны, и в 1938 г. парламент утвердил закон, согласно которому евреи-иммигранты, не занятые в промышленности или сельском хозяйстве, должны были покинуть страну.
Евреям разрешался въезд в Эквадор лишь при условии, что они обладают суммой не менее 400 долларов, которую они должны были инвестировать в развитие промышленности или сельского хозяйства.
Протесты еврейской общины привели к тому, что этот закон не соблюдался, а затем был отменен.
В 1939 г., после того, как ряд южноамериканских стран отказался предоставить убежище 169 евреям-беженцам из Германии, Эквадор их принял.
После Второй мировой войны
После Второй мировой войны в Эквадор прибыло около трех тысяч евреев-иммигрантов, в подавляющем большинстве — беженцев из Европы.
Часть евреев в конце 1940-х гг. уехала из Эквадора в другие страны, в основном в США.
В 1950 г. еврейское население Эквадора составляло около четырех тысяч человек, большинство из них проживали в Кито, несколько сотен в Гуаякиле, а также в Амбато, Риобамбе, Куэнка.
Общинная жизнь
В 1930–50 гг. евреи создали систему общинных, религиозных, учебных и общественных организаций.
В 1930 г. была основана Ассоциация еврейской благотворительности (современное название Еврейская ассоциация), ведущая еврейская организация страны.
Были основаны хевра каддиша, организации Бней-Брит и «Маккаби», а также Еврейский кооперативный банк.
Община издавала бюллетень на немецком и испанском языке «Информасьонес».
В конце 1960-х гг. еврейское население составляло около тысячи человек. Еврейская община в Кито имеет общинный дом, синагогу (службы проводятся по субботам и праздникам), дом престарелых. Еврейской школы нет, но община содержит учителя для детей.
Большинство евреев Эквадора принадлежит к среднему классу. Среди евреев насчитывается много журналистов, учителей, врачей, адвокатов. Евреи сыграли выдающуюся роль в развитии промышленности Эквадора; например, создателями фармацевтической промышленности были К. А. Оттоленги и А. Д. Кануа. Известный врач П. Энгель был одним из основателей общества эндокринологов Эквадора.
Во второй половине 1970-х — первой половине 1980-х гг. усилилась антисемитская пропаганда, которую вели в Эквадоре выходцы из арабских стран, а также представители ультралевых кругов, с одной стороны, и профашистские элементы — с другой. С осуждением Израиля и сионизма, которое часто носило откровенно антисемитский характер, выступали некоторые органы местной прессы. В начале 1980-х гг. в столице страны городе Кито проходили демонстрации с антиеврейскими и антиизраильскими лозунгами; в октябре 1982 г. рядом со зданием Еврейской ассоциации была взорвана бомба. Представители властей Эквадора выступили с решительным осуждением антисемитской кампании и заверили еврейскую общину в том, что будут приняты все необходимые меры для гарантии безопасности еврейского населения Эквадора. Со второй половины 1980-х гг. количество антиеврейских инцидентов резко сократилось. Между Эквадором и Израилем традиционно существуют дружественные отношения. При голосовании в ООН 29 ноября 1947 г. Эквадор поддержал решение о разделе Палестины на два государства, а в ноябре 1975 г. в Первом комитете ООН голосовал против резолюции, приравнивавшей сионизм к расизму; во время голосования этой резолюции на Генеральной Ассамблее ООН Эквадор воздержался.