Лукач, Дьердь
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
{{Философ | {{Философ | ||
- | + | |направление = Западные философы | |
|период = [[Философия XX века]] | |период = [[Философия XX века]] | ||
|изображение = Lukács_György.jpg | |изображение = Lukács_György.jpg | ||
Строка 31: | Строка 17: | ||
|идеи = [[Реификация (марксизм)|реификация]], [[классовое сознание]] | | |идеи = [[Реификация (марксизм)|реификация]], [[классовое сознание]] | | ||
}} | }} | ||
- | '''Дьёрдь Лукач''' (наст. имя и фам. ''Дьёрдь Бернат Лёвингер''; {{lang-hu|Lukács György}}; [[13 апреля]] [[1885]], [[Будапешт]] — [[4 июня]] [[1971]], [[Париж]]) — венгерский [[философ]]-[[марксист]], [[литературный критик]] | + | '''Дьёрдь Лукач''' (наст. имя и фам. ''Дьёрдь Бернат Лёвингер''; {{lang-hu|Lukács György}}; [[13 апреля]] [[1885]], [[Будапешт]] — [[4 июня]] [[1971]], [[Париж]]) — венгерский [[философ]]-[[марксист]], [[литературный критик]], член [[Венгерская Академия наук|Венгерской Академии наук]]. |
- | == | + | == Биография == |
Полное венгерское имя Лукача звучит как '''Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский''' ({{lang-hu|Szegedi Lukács György Bernát}}), однако во многих источниках, особенно на Западе, оно передаётся в немецкой форме '''Георг Бернхард Лукач фон Сегедин''' ({{lang-de|Georg Bernhard Lukács von Szegedin}}). | Полное венгерское имя Лукача звучит как '''Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский''' ({{lang-hu|Szegedi Lukács György Bernát}}), однако во многих источниках, особенно на Западе, оно передаётся в немецкой форме '''Георг Бернхард Лукач фон Сегедин''' ({{lang-de|Georg Bernhard Lukács von Szegedin}}). | ||
- | Родился в [[Будапешт]]е в состоятельной [[еврей]]ской семье | + | Родился в [[Будапешт]]е в состоятельной [[еврей]]ской семье. После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, [[Берлин]]а и [[Гейдельберг]]а. Докторскую степень получил в [[1906 год]]у. |
- | + | === Домарксистский период === | |
- | + | Во время учёбы в Будапеште сблизился с [[социалист]]ическими кругами, в частности с [[анархо-синдикалист]]ом [[Эрвин Сабо]], познакомившего Лукача с творчеством [[Жорж Сорель|Жоржа Сореля]], бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левацких и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, усилиями которого ставились пьесы величайших венгерских и зарубежных драматургов (в их числе были произведения [[Ибсен, Генрик|Генрика Ибсена]], [[Стриндберг, Юхан Август|Юхана Августа Стриндберга]], [[Гауптман, Герхарт|Герхарта Гауптмана]]), направленные на привлечение в театр рабочих. Занимаясь в кружке, Лукач проявил себя как переводчик, режиссёр и собственно драматург. | |
+ | Был близок с [[Зиммель, Георг|Георгом Зиммелем]], [[Вебер, Макс|Максом Вебером]], [[Блох, Эрнст|Эрнстом Блохом]]. При этом мировоззрение Лукача складывалось под влиянием кантианства. Основными его трудами этого периода стали «Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920). | ||
+ | Уже тогда он казался современником значительной величиной — считается, что [[Манн, Томас|Томас Манн]] взял его в качестве прототипа для образа католического реакционера еврейского происхождения Нафты в «[[Волшебная гора|Волшебной горе]]»<ref>[http://exlibris.ng.ru/kafedra/2004-02-19/3_lukach.html]</ref>. | ||
+ | |||
+ | === Коммунистический лидер === | ||
+ | После [[Первая мировая война|1-й мировой войны]] Лукач вышел из кружка Вебера и занял интернационалистическую позицию. Большое влияние оказала на него [[Октябрьская революция]] в России. В 1918 Лукач вступил в [[Коммунистическая партия Венгрии|Коммунистическую партию Венгрии]]. В 1919 году занял пост народного комиссара по культурным делам [[Венгерская Советская Республика|Венгерской советской республики]]. После падения республики эмигрировал в [[Вена|Вену]], затем в [[Берлин]], участвовал в подпольной деятельности Коммунистической партии в Венгрии. В эти годы им были написаны книги «[[История и классовое сознание]]» (1923 год) и «Ленин: очерк взаимосвязи его идей» (1924 год). | ||
+ | |||
+ | === Жизнь в СССР === | ||
+ | В 1930—45 Лукач работал в Москве. Здесь он занимался исследованиями в области марксистской эстетики и социологии. Сотрудничал с [[Коммунистическая академия|Коммунистической академией]] и журналом «[[Литературный критик]]». | ||
+ | |||
+ | Большое влияние на него в те годы оказал [[Лифшиц, Михаил Александрович|Михаил Лифшиц]]: | ||
+ | |||
+ | <blockquote>Можно сказать, что я испортил Лукача, но что его отказ от идей «Истории и классового сознания» etc. был связан с нашим знакомством, что в 30-х годах возник другой Лукач, этого отрицать невозможно.</blockquote> | ||
+ | |||
+ | В эти годы Лукачем были написаны работы, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), а также «К истории реализма» (1939), «Исторический роман», «Гёте и его эпоха», «Молодой Гегель» и другие. | ||
+ | |||
+ | === Возвращение в Венгрию === | ||
+ | В 1945 Лукач вернулся в Венгрию. Был членом [[всемирный совет мира|Всемирного Совета Мира]]. | ||
+ | |||
+ | Во время [[Венгерское восстание 1956 года|Венгерского восстания 1956 года]] стал министром образования в правительстве [[Надь, Имре|И.Надя]], но после этого никаким официальным репрессиям не подвергался. | ||
+ | |||
+ | В [[1950-е|50-х годах]] Лукач продолжает работу в области марксистской [[эстетика|эстетики]], систематическое изложение которой приводит в книге «Специфика эстетического» (1963) В двух первых томах этой работы содержится анализ принципов реализма в искусстве с позиции теории отражения. Эти взгляды Лукача вызвали критику со стороны [[франкфуртская школа|Франкфуртской школы]], [[Гароди|Роже Гароди]] и других. | ||
+ | |||
+ | Последние работы Лукача посвящены [[социальная онтология|социальной онтологии]]. | ||
+ | |||
+ | == Будапештская школа == | ||
+ | Хотя в конце жизни у Лукача было много учеников, которых иногда объединяют под общим термином «Будапештская школа» (Агнеш Хеллер, [[Дьёрдь Маркуш]], Ференц Фехер, Михай Варга), и они продолжали философские поиски учителя в русле неортодоксального марксизма, но после смерти Лукача все ключевые представители Будапештской школы отреклись не только от него, но и вообще от марксистских идей. Большинство из них, лишённые возможности преподавать в Венгрии, эмигрировали в Австрию, где окончательно встали на позиции [[социал-либерализм]]а. Агнеш Хеллер, дольше других сохранявшая преданность левой идее, за последнее десятилетие перешла к неолиберализму и неоконсерватизму. | ||
- | |||
- | |||
== Премии и награды == | == Премии и награды == | ||
* [[Премия имени Кошута]] (1948, 1955). | * [[Премия имени Кошута]] (1948, 1955). | ||
Строка 94: | Строка 104: | ||
* {{Из БСЭ|http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00043/74800.htm}} | * {{Из БСЭ|http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00043/74800.htm}} | ||
- | + | [[Категория:Философы Венгрии]] | |
- | + | [[Категория:Революционеры Венгрии]] | |
- | + | [[Категория:Коммунисты Венгрии]] | |
- | + | [[Категория:Марксисты]] | |
- | + | [[Категория:Министры Венгрии]] | |
- | + | [[Категория:Родившиеся в Будапеште]] | |
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | |||
[[ar:جورج لوكاش]] | [[ar:جورج لوكاش]] | ||
Строка 134: | Строка 143: | ||
[[sv:Georg Lukács]] | [[sv:Georg Lukács]] | ||
[[tr:Georg Lukács]]{{WikiCopyRight}} | [[tr:Georg Lukács]]{{WikiCopyRight}} | ||
- | |||
- |
Версия 12:31, 28 марта 2013
Дьёрдь Лукач | |
Файл:Lukács György.jpg Дьёрдь Лукач |
|
Дата рождения: |
13 апреля 1885 |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: |
4 июня 1971 |
Место смерти: | |
Школа/традиция: |
Марксизм |
Период: |
Философия XX века |
Направление: |
Западные философы |
Значительные идеи: |
реификация, классовое сознание |
Оказавшие влияние: | |
Последователи: |
Франкфуртская школа, Школа Праксис, Люсьен Гольдман, Боливар Эчеверриа |
Дьёрдь Лукач (наст. имя и фам. Дьёрдь Бернат Лёвингер; венг. Lukács György; 13 апреля 1885, Будапешт — 4 июня 1971, Париж) — венгерский философ-марксист, литературный критик, член Венгерской Академии наук.
Содержание |
Биография
Полное венгерское имя Лукача звучит как Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát), однако во многих источниках, особенно на Западе, оно передаётся в немецкой форме Георг Бернхард Лукач фон Сегедин (нем. Georg Bernhard Lukács von Szegedin).
Родился в Будапеште в состоятельной еврейской семье. После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Докторскую степень получил в 1906 году.
Домарксистский период
Во время учёбы в Будапеште сблизился с социалистическими кругами, в частности с анархо-синдикалистом Эрвин Сабо, познакомившего Лукача с творчеством Жоржа Сореля, бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левацких и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, усилиями которого ставились пьесы величайших венгерских и зарубежных драматургов (в их числе были произведения Генрика Ибсена, Юхана Августа Стриндберга, Герхарта Гауптмана), направленные на привлечение в театр рабочих. Занимаясь в кружке, Лукач проявил себя как переводчик, режиссёр и собственно драматург.
Был близок с Георгом Зиммелем, Максом Вебером, Эрнстом Блохом. При этом мировоззрение Лукача складывалось под влиянием кантианства. Основными его трудами этого периода стали «Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920).
Уже тогда он казался современником значительной величиной — считается, что Томас Манн взял его в качестве прототипа для образа католического реакционера еврейского происхождения Нафты в «Волшебной горе»[1].
Коммунистический лидер
После 1-й мировой войны Лукач вышел из кружка Вебера и занял интернационалистическую позицию. Большое влияние оказала на него Октябрьская революция в России. В 1918 Лукач вступил в Коммунистическую партию Венгрии. В 1919 году занял пост народного комиссара по культурным делам Венгерской советской республики. После падения республики эмигрировал в Вену, затем в Берлин, участвовал в подпольной деятельности Коммунистической партии в Венгрии. В эти годы им были написаны книги «История и классовое сознание» (1923 год) и «Ленин: очерк взаимосвязи его идей» (1924 год).
Жизнь в СССР
В 1930—45 Лукач работал в Москве. Здесь он занимался исследованиями в области марксистской эстетики и социологии. Сотрудничал с Коммунистической академией и журналом «Литературный критик».
Большое влияние на него в те годы оказал Михаил Лифшиц:
Можно сказать, что я испортил Лукача, но что его отказ от идей «Истории и классового сознания» etc. был связан с нашим знакомством, что в 30-х годах возник другой Лукач, этого отрицать невозможно.
В эти годы Лукачем были написаны работы, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), а также «К истории реализма» (1939), «Исторический роман», «Гёте и его эпоха», «Молодой Гегель» и другие.
Возвращение в Венгрию
В 1945 Лукач вернулся в Венгрию. Был членом Всемирного Совета Мира.
Во время Венгерского восстания 1956 года стал министром образования в правительстве И.Надя, но после этого никаким официальным репрессиям не подвергался.
В 50-х годах Лукач продолжает работу в области марксистской эстетики, систематическое изложение которой приводит в книге «Специфика эстетического» (1963) В двух первых томах этой работы содержится анализ принципов реализма в искусстве с позиции теории отражения. Эти взгляды Лукача вызвали критику со стороны Франкфуртской школы, Роже Гароди и других.
Последние работы Лукача посвящены социальной онтологии.
Будапештская школа
Хотя в конце жизни у Лукача было много учеников, которых иногда объединяют под общим термином «Будапештская школа» (Агнеш Хеллер, Дьёрдь Маркуш, Ференц Фехер, Михай Варга), и они продолжали философские поиски учителя в русле неортодоксального марксизма, но после смерти Лукача все ключевые представители Будапештской школы отреклись не только от него, но и вообще от марксистских идей. Большинство из них, лишённые возможности преподавать в Венгрии, эмигрировали в Австрию, где окончательно встали на позиции социал-либерализма. Агнеш Хеллер, дольше других сохранявшая преданность левой идее, за последнее десятилетие перешла к неолиберализму и неоконсерватизму.
Премии и награды
- Премия имени Кошута (1948, 1955).
- Юбилейная медаль СССР в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина
Основные работы
- Душа и формы (1910)
- История развития современной драмы (1912)
- Теория романа (1920)
- История и классовое сознание (1923)
- Ленин: очерк взаимосвязи его идей (1924)
- Литературные теории XIX века и марксизм (1937)
- К истории реализма (1939)
- Исторический роман
- Гёте и его эпоха
- Молодой Гегель
- Специфика эстетического (1963)
- Разрушение разума (1954)
Книги на русском
- Литературные теории XIX века и марксизм. М., 1937.
- К истории реализма. М., 1939.
- Борьба гуманизма и варварства. Ташкент: Гос. изд. УзССР, 1943.
- Своеобразие эстетического. М.: Прогресс, 1т.-1985, 2т.-1986, 3т.-1986, 4т.-1987.
- Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987.
- Лукач, Д. Письмо Альберто Кароччи // Философские науки. — 1989. — № 6. — С.102-104
- Лукач, Д. По поводу дебатов между Китаем и Советским Союзом // Философские науки. — 1989. — № 6. — С.105-111
- Лукач, Д. Демократическая альтернатива сталинизму // Коммунист. — 1990. — № 14. — С. 34-46
- Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач; Пер. с нем. И. Н. Буровой, М. А. Журинской; Общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского, М. А. Хевеши. М.: Прогресс, 1991. 410 с.
- История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003.
- Лукач, Г. Буржуазность и l’art pour l’art: Теодор Шторм (PDF) // Логос. — 2006. — № 1. — С. 116—137.
- Политические тексты. М.: Три квадрата, 2006. ISBN 5-94607-067-3
О Лукаче
- Ойзерман Т. И. Дьердь Лукач как исследователь философии Гегеля // Вопросы философии. № 11. 1985.
- Жижек С. Г. Лукач — философ ленинизма // История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. (сокр. вариант)
- Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). — СПб.; М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2004. — 528 c. — (Труды факультета политических наук и социологии; Вып. 10.) отрывки
- Земляной, С. Духовные искания молодого Лукача (PDF) // Логос. — 2006. — № 1. — С. 109—115.
- Поцелуев С. П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм. // Вопросы философии.1993 № 4.
- Ишицука Ш. Понятие природы у Лукача и Гуссерля. Перевод В. В. Бибихина. // Философия и человек. М., 1993. Ч. II. С.224-227.
Примечания
Ссылки
- Архив работ Дьёрдя Лукача и Михаила Лифшица
- Дьёрдь Лукач в Wiki-разделах Интернет-портала РКСМ(б)
- Лукач, Дьердь — статья из Большой советской энциклопедииar:جورج لوكاش
ca:György Lukács cs:György Lukács da:Georg Lukacseo:György Lukácset:György Lukács fa:گئورگ لوکاچ fi:Georg Lukácshr:György Lukács hu:Lukács György io:Georg Lukácsja:ルカーチ・ジェルジ ko:게오르크 루카치 la:Georgius Lukacs lt:György Lukács mk:Ѓерѓ Лукач nl:Georg Lukács no:Georg Lukács oc:Georg Lukács pl:György Lukács pt:Georg Lukács sh:György Lukács sk:György Lukács sr:Ђерђ Лукач sv:Georg Lukács tr:Georg LukácsУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.