Штампфер, Иеhошуа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Формирование взглядов)
Строка 40: Строка 40:
Разгневанный отец лишил сына материальной поддержки, и Штампфер вынужден был оставить иешиву.  
Разгневанный отец лишил сына материальной поддержки, и Штампфер вынужден был оставить иешиву.  
-
== Формирование взглядов ==
+
=== Формирование взглядов ===
Поселился в качестве домашнего учителя в семье своего дяди со стороны матери Э. Рааба (см. [[Рааб|И. Рааб]]), с которым впоследствии участвовал в основании [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]].
Поселился в качестве домашнего учителя в семье своего дяди со стороны матери Э. Рааба (см. [[Рааб|И. Рааб]]), с которым впоследствии участвовал в основании [[Петах-Тиква|Петах-Тиквы]].
Строка 64: Строка 64:
В России встречался с руководством Ховевей Цион.
В России встречался с руководством Ховевей Цион.
 +
== Организационная деятельность ==
== Организационная деятельность ==

Версия 17:30, 26 февраля 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Штампфер, Иеhошуа (Stampfer, Jehoshua; 1852, местечко Сомбатели, Западная Венгрия, – 1908, Петах-Тиква, Израиль), один из первых халуцим.


Содержание

Штампфер, Иеhошуа

Биографические сведения

Сын раввина, Штампфер получил традиционное религиозное образование наряду с общим: окончил «народную школу», а потом и гимназию.

Учился в городе Айзенштадт в иешиве (бет-мидраш ле-морим) раввина А. Хильдесхаймера, в программу которой были включены светские дисциплины.

Увлекся идеями Хаскалы, а также национально-освободительным движением венгерского народа.

В одном из писем домой сообщил, что мечтает посвятить себя служению «родной стране — Венгрии».

Разгневанный отец лишил сына материальной поддержки, и Штампфер вынужден был оставить иешиву.

Формирование взглядов

Поселился в качестве домашнего учителя в семье своего дяди со стороны матери Э. Рааба (см. И. Рааб), с которым впоследствии участвовал в основании Петах-Тиквы.

Э. Рааб переписывался с И. Неттером, Ц. Х. Калишером и Э. Гутмахером, дружил с венгерским раввином И. Натонеком (1813–92); все они считали актуальной идею заселения и хозяйственного освоения евреями Эрец-Исраэль. Э. Рааб был казначеем одной из организаций Ховевей Цион — Общества заселения Эрец-Исраэль — и оказал большое влияние на Штампфера.

Когда в ходе выборов в венгерский парламент в 1867 г. обнаружилась юдофобия многих венгерских националистов, Штампфер, разочаровавшись в своих былых устремлениях, решил переселиться в Эрец-Исраэль, чтобы участвовать в создании еврейских сельскохозяйственных поселений рядом с четырьмя святыми городами — Иерусалимом, Хевроном, Цфатом и Тверией.

По замыслу Штампфера, половину времени жители этих поселений должны были проводить в изучении Торы, а вторую половину — в занятиях сельским хозяйством.

В Эрец-Исраэль

Весной 1869 г. он отправился в путь и пешком дошел до города Салоники, где местный раввин помог ему добраться морем до города Измир. За пять месяцев Штампфер добрался до Иерусалима, где начал учиться в одной из иешив.

Штампфер примкнул к группе И. М. Саломона, поставившей целью основать сельскохозяйственное поселение. В 1872 г. попытка приобрести участок земли близ Иерихона не удалась из-за противодействия турецких властей.

В 1878 г. Штампфер был в составе первой группы халуцим, основавших сельскохозяйственное поселение Петах-Тиква. Из-за тяжелых условий жизни в поселении и опасности заболеть малярией Штампфер вернулся в Иерусалим.

В 1882 г. он ездил в Соединенные Штаты Америки с целью сбора средств для выходцев из Венгрии в Эрец-Исраэль.

Вернувшись, Штампфер вновь поселился в Петах-Тикве. В 1885 г. отправился для сбора средств в Лондон, Париж и города России.

В Париже встречался с Э. Ротшильдом и убедил его оказать поддержку поселенцам Петах-Тиквы.

В России встречался с руководством Ховевей Цион.

Организационная деятельность

Избранный председателем совета поселения Петах-Тиква, Штампфер до конца жизни руководил им в духе строгой ортодоксии.

В 1903 г. он участвовал в съезде представителей поселений Эрец-Исраэль, где примкнул к консервативной фракции, возражавшей против предоставления избирательного права женщинам.

Отношение Штампфера к поселенцам второй алии было двойственным. С одной стороны, он старался помочь их интеграции в новых условиях и освоению ими навыков ведения сельского хозяйства.

С другой стороны, Штампфер строго осуждал олим за отход от религии, опасался их влияния на молодежь из первопоселенцев.

Шломо Ицхак Штампфер - сын Иеhошуа

Сын Штампфера, Шломо Ицхак Штампфер (1877–1961), после окончания Первой мировой войны был избран председателем совета Петах-Тиквы, а когда в марте 1937 г. поселение получило статус города, стал его первым мэром.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШТАМПФЕР Иехошуа в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация