Шафф, Адам

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Шафф, Адам (ЭЕЭ)» в «Шафф, Адам»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Шафф, Адам''' (Schaff, Adam; 1913, Львов, – 2006, Варшава), польский философ. С 1932 г. член компартии Польши. Окончил Львовский университет (1935) и Школу политических и экономических наук в Париже (1936). В годы Второй мировой войны (1939–45) Шафф жил в Москве, был аспирантом, научным сотрудником (после защиты кандидатской диссертации) и старшим научным сотрудником (со степенью доктора наук) Института философии АН СССР. В 1945 г. возвратился в Польшу; был первым в этой стране философом-марксистом, имевшим высшую ученую степень. В 1945–48 гг. Шафф возглавлял кафедру философии в университете города [[Лодзь]], с 1948 г. по решению партийного руководства — в Варшавском университете. В 1950–57 гг. Шафф был директором Института общественных наук при ЦК Польской объединенной рабочей партии и членом-корреспондентом АН Польши, в 1957–68 гг. — директором Института философии и социологии АН и ее действительным членом. В те же годы Шафф был членом ЦК партии. Шафф основал и ряд лет редактировал ведущий философский журнал «Мысль вспулчесна», выходивший в Польше с 1946 г. (с 1951 — «Мысль филозофична», с 1958 г. — «Студия филозофична»).
+
'''Шафф, Адам''' (Schaff, Adam; 1913, Львов, – 2006, Варшава), польский философ. С 1932 г. член компартии Польши.  
 +
== Биографические сведения ==
-
В течение двух десятилетий Шафф оставался ведущим представителем марксистской философии в Польше; его труды переводились и издавались во всех социалистических странах Восточной Европы, к ним с интересом относились на Западе. Уже в работах первого периода («Понятие и слово», 1946; «Введение в теорию марксизма», 1948; «Истоки и развитие марксистской философии», 1950; «Некоторые проблемы марксистской теории истины», 1951, и других), в которых Шафф придерживался в основном строго ортодоксальных воззрений, внимание привлекали философская культура, отточенный стиль и ясность изложения. С середины 1950-х гг. Шафф стал одним из первых в странах советского блока инициаторов неортодоксальной интерпретации марксизма, который он рассматривал не как канонизированный свод «священных текстов», а как открытую систему, нуждающуюся в трансформации в контексте новых исторических условий и прогресса науки. Шафф обнаружил ряд существенных пробелов в марксизме, в том числе неразработанность проблемы когнитивных функций языка и пренебрежение человеческим измерением социального и экономического прогресса. В работах этого периода Шафф предпринял попытки обогатить марксизм критической рецепцией логических идей [[Тарский, Альфред|А. Тарского]], семантики, лингвистических идей [[Сепир|Э. Сепира]] и Б. Уорфа, а также восходящими к экзистенциализму (главным образом, к трудам Ж. П. Сартра) концепциями свободы и автономии человеческой личности («Введение в семантику», 1960; «Марксизм и экзистенциализм», 1961; «Философия человека», 1962; «Язык и познание», 1964; «Марксизм и человеческий индивид», 1965).
+
Окончил Львовский университет (1935) и Школу политических и экономических наук в Париже (1936).  
-
В середине 1960-х гг. в Польше развернулась кампания критики и шельмования Шаффа, которого в газетах, журналах, на партийных собраниях обвиняли в измене марксизму и клевете на социалистический строй (в нем Шафф усматривал признаки отчуждения личности), неапологетическом освещении процесса создания социалистических общественных и особенно национальных отношений и т. д. В период антисемитской кампании 1968 г. (см. [[Польша. Евреи Польши в послевоенный период]]) власти связали неортодоксальные взгляды Шаффа в области философии с его еврейским происхождением, и он был изгнан со всех важных постов, оставшись в возглавляемом им до этого Институте философии и социологии АН на должности заведующего сектором. В 1984 г. он был исключен также из партии (восстановлен в 1989 г.). После 1968 г. работы Шаффа публиковались в основном на Западе, особенно в Вене, где он многие годы возглавлял Совет директоров Центра общественных наук ЮНЕСКО. Важнейшие его работы этих лет: «История и правда» (1970); «Эскизы о структурализме» (1975); «Гуманизм, философия языка и теория познания марксизма» (1975); «Стереотипы и человеческие действия» (1980). В 1993 г. вышла его автобиографическая книга «Время исповеди».
+
В годы Второй мировой войны (1939–45) Шафф жил в Москве, был аспирантом, научным сотрудником (после защиты кандидатской диссертации) и старшим научным сотрудником (со степенью доктора наук) Института философии АН СССР.  
-
Шафф был членом АН Болгарии, а также почетным доктором Сорбонны и Мичиганского университета.
+
В 1945 г. возвратился в Польшу; был первым в этой стране философом-марксистом, имевшим высшую ученую степень.  
-
{{ElevenCopyRight|14761|ШАФФ Адам}}
+
В 1945–48 гг. Шафф возглавлял кафедру философии в университете города [[Лодзь]], с 1948 г. по решению партийного руководства — в Варшавском университете.
 +
В 1950–57 гг. Шафф был директором Института общественных наук при ЦК Польской объединенной рабочей партии и членом-корреспондентом АН Польши, в 1957–68 гг. — директором Института философии и социологии АН и ее действительным членом.
-
[[Категория:Категории к расформированию:ЕВРЕИ В МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:Духовная жизнь]]
+
В те же годы Шафф был членом ЦК партии. Шафф основал и ряд лет редактировал ведущий философский журнал «Мысль вспулчесна», выходивший в Польше с 1946 г. (с 1951 — «Мысль филозофична», с 1958 г. — «Студия филозофична»).
 +
 
 +
== Философ ==
 +
В течение двух десятилетий Шафф оставался ведущим представителем марксистской философии в Польше; его труды переводились и издавались во всех социалистических странах Восточной Европы, к ним с интересом относились на Западе.
 +
 
 +
Уже в работах первого периода («Понятие и слово», 1946; «Введение в теорию марксизма», 1948; «Истоки и развитие марксистской философии», 1950; «Некоторые проблемы марксистской теории истины», 1951, и других), в которых Шафф придерживался в основном строго ортодоксальных воззрений, внимание привлекали философская культура, отточенный стиль и ясность изложения.
 +
 
 +
С середины 1950-х гг. Шафф стал одним из первых в странах советского блока инициаторов неортодоксальной интерпретации марксизма, который он рассматривал не как канонизированный свод «священных текстов», а как открытую систему, нуждающуюся в трансформации в контексте новых исторических условий и прогресса науки.
 +
 
 +
Шафф обнаружил ряд существенных пробелов в марксизме, в том числе неразработанность проблемы когнитивных функций языка и пренебрежение человеческим измерением социального и экономического прогресса.
 +
 
 +
В работах этого периода Шафф предпринял попытки обогатить марксизм критической рецепцией логических идей [[Тарский, Альфред|А. Тарского]], семантики, лингвистических идей [[Сепир|Э. Сепира]] и Б. Уорфа, а также восходящими к экзистенциализму (главным образом, к трудам Ж. П. Сартра) концепциями свободы и автономии человеческой личности («Введение в семантику», 1960; «Марксизм и экзистенциализм», 1961; «Философия человека», 1962; «Язык и познание», 1964; «Марксизм и человеческий индивид», 1965).
 +
 
 +
В середине 1960-х гг. в Польше развернулась кампания критики и шельмования Шаффа, которого в газетах, журналах, на партийных собраниях обвиняли в измене марксизму и клевете на социалистический строй (в нем Шафф усматривал признаки отчуждения личности), неапологетическом освещении процесса создания социалистических общественных и особенно национальных отношений и т. д.
 +
 
 +
В период антисемитской кампании 1968 г. (см. [[Польша. Евреи Польши в послевоенный период]]) власти связали неортодоксальные взгляды Шаффа в области философии с его еврейским происхождением, и он был изгнан со всех важных постов, оставшись в возглавляемом им до этого Институте философии и социологии АН на должности заведующего сектором.
 +
 
 +
В 1984 г. он был исключен также из партии (восстановлен в 1989 г.). После 1968 г. работы Шаффа публиковались в основном на Западе, особенно в Вене, где он многие годы возглавлял Совет директоров Центра общественных наук ЮНЕСКО.
 +
 
 +
Важнейшие его работы этих лет: «История и правда» (1970); «Эскизы о структурализме» (1975); «Гуманизм, философия языка и теория познания марксизма» (1975); «Стереотипы и человеческие действия» (1980). В 1993 г. вышла его автобиографическая книга «Время исповеди».
 +
 
 +
Шафф был членом АН Болгарии, а также почетным доктором Сорбонны и Мичиганского университета.
 +
 
 +
{{ElevenCopyRight|14761|ШАФФ Адам}}

Версия 18:05, 25 февраля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Шафф, Адам (Schaff, Adam; 1913, Львов, – 2006, Варшава), польский философ. С 1932 г. член компартии Польши.

Биографические сведения

Окончил Львовский университет (1935) и Школу политических и экономических наук в Париже (1936).

В годы Второй мировой войны (1939–45) Шафф жил в Москве, был аспирантом, научным сотрудником (после защиты кандидатской диссертации) и старшим научным сотрудником (со степенью доктора наук) Института философии АН СССР.

В 1945 г. возвратился в Польшу; был первым в этой стране философом-марксистом, имевшим высшую ученую степень.

В 1945–48 гг. Шафф возглавлял кафедру философии в университете города Лодзь, с 1948 г. по решению партийного руководства — в Варшавском университете.

В 1950–57 гг. Шафф был директором Института общественных наук при ЦК Польской объединенной рабочей партии и членом-корреспондентом АН Польши, в 1957–68 гг. — директором Института философии и социологии АН и ее действительным членом.

В те же годы Шафф был членом ЦК партии. Шафф основал и ряд лет редактировал ведущий философский журнал «Мысль вспулчесна», выходивший в Польше с 1946 г. (с 1951 — «Мысль филозофична», с 1958 г. — «Студия филозофична»).

Философ

В течение двух десятилетий Шафф оставался ведущим представителем марксистской философии в Польше; его труды переводились и издавались во всех социалистических странах Восточной Европы, к ним с интересом относились на Западе.

Уже в работах первого периода («Понятие и слово», 1946; «Введение в теорию марксизма», 1948; «Истоки и развитие марксистской философии», 1950; «Некоторые проблемы марксистской теории истины», 1951, и других), в которых Шафф придерживался в основном строго ортодоксальных воззрений, внимание привлекали философская культура, отточенный стиль и ясность изложения.

С середины 1950-х гг. Шафф стал одним из первых в странах советского блока инициаторов неортодоксальной интерпретации марксизма, который он рассматривал не как канонизированный свод «священных текстов», а как открытую систему, нуждающуюся в трансформации в контексте новых исторических условий и прогресса науки.

Шафф обнаружил ряд существенных пробелов в марксизме, в том числе неразработанность проблемы когнитивных функций языка и пренебрежение человеческим измерением социального и экономического прогресса.

В работах этого периода Шафф предпринял попытки обогатить марксизм критической рецепцией логических идей А. Тарского, семантики, лингвистических идей Э. Сепира и Б. Уорфа, а также восходящими к экзистенциализму (главным образом, к трудам Ж. П. Сартра) концепциями свободы и автономии человеческой личности («Введение в семантику», 1960; «Марксизм и экзистенциализм», 1961; «Философия человека», 1962; «Язык и познание», 1964; «Марксизм и человеческий индивид», 1965).

В середине 1960-х гг. в Польше развернулась кампания критики и шельмования Шаффа, которого в газетах, журналах, на партийных собраниях обвиняли в измене марксизму и клевете на социалистический строй (в нем Шафф усматривал признаки отчуждения личности), неапологетическом освещении процесса создания социалистических общественных и особенно национальных отношений и т. д.

В период антисемитской кампании 1968 г. (см. Польша. Евреи Польши в послевоенный период) власти связали неортодоксальные взгляды Шаффа в области философии с его еврейским происхождением, и он был изгнан со всех важных постов, оставшись в возглавляемом им до этого Институте философии и социологии АН на должности заведующего сектором.

В 1984 г. он был исключен также из партии (восстановлен в 1989 г.). После 1968 г. работы Шаффа публиковались в основном на Западе, особенно в Вене, где он многие годы возглавлял Совет директоров Центра общественных наук ЮНЕСКО.

Важнейшие его работы этих лет: «История и правда» (1970); «Эскизы о структурализме» (1975); «Гуманизм, философия языка и теория познания марксизма» (1975); «Стереотипы и человеческие действия» (1980). В 1993 г. вышла его автобиографическая книга «Время исповеди».

Шафф был членом АН Болгарии, а также почетным доктором Сорбонны и Мичиганского университета.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАФФ Адам в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация