Шрира Бен Ханина Гаон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 30: | Строка 30: | ||
Происходил из семьи [[Эксиларх|эксилархов]], которая вела свое происхождение от царя [[Давид|Давида]]. | Происходил из семьи [[Эксиларх|эксилархов]], которая вела свое происхождение от царя [[Давид|Давида]]. | ||
- | Учителями Шриры бен Ханины Гаона были его дед, рабби | + | Учителями Шриры бен Ханины Гаона были его дед, рабби Иеhуда, и отец, рабби Ханина; они были гаонами Пумбедиты, их он часто упоминает в своих [[Респонсы|респонсах]]. |
+ | == Луховный лидер == | ||
- | Шрира бен Ханина Гаон был назначен гаоном в период, когда финансовые пожертвования на академии в Пумбедите и в [[Сура|Суре]] и обращения в них за респонсами практически прекратились и резко сократилось число их учеников | + | Шрира бен Ханина Гаон был назначен гаоном в период, когда финансовые пожертвования на академии в Пумбедите и в [[Сура|Суре]] и обращения в них за респонсами практически прекратились и резко сократилось число их учеников. |
- | + | Благодаря своей славе ученого и выдающимся личным качествам Шрира бен Ханина Гаон сумел возобновить связи пумбедитской академии с еврейскими общинами. | |
- | + | Несмотря на широкое распространение раввинистической учености в [[Кайруан|Кайруане]] (Северная Африка), в [[Испания|Испании]] и в ашкеназских землях (см. [[Ашкеназы]]) ученики стекались в Пумбедиту. | |
- | + | В то время как академия в Суре пришла в упадок, академия в Пумбедите восстановила свой былой престиж и претендовала на роль духовного руководителя мирового еврейства. | |
+ | Шрире бен Ханине Гаону принадлежит ключевая роль в превращении Вавилонского [[Талмуд|Талмуда]] в высший галахический авторитет (см. [[Галаха]]) во всем еврейском мире. | ||
+ | == Авторов респонсов == | ||
- | [[ | + | Шрира бен Ханина Гаон был одним из наиболее плодовитых авторов респонсов. В ответ на вопрос Яакова бен Ниссима бен Шахина от имени общины Кайруана, когда и как были составлены [[Мишна]], [[Тосефта]], [[Барайта|Барайты]] и Талмуд, Шрира бен Ханина Гаон написал в 987 г. свое знаменитое «Послание рава Шриры Гаона» («Иггерет Рав Шрира Гаон»), которое представляет собой классический образец еврейской [[Историография|историографии]]. |
+ | |||
+ | При Шрире бен Ханине Гаоне и его сыне, гаоне [[Хай Бен Шрира|Хае бен Шрире]], число гаонских респонсов стало беспрецедентным. | ||
+ | |||
+ | Эти респонсы, по большей части составленные Шрирой бен Ханиной Гаоном и Хаем совместно, оказали глубокое влияние на экзегетические (см. [[Экзегеза]]) и правовые (см. [[Право Еврейское|Право еврейское]]) труды последующих эпох. Шрира бен Ханина Гаон и его сын сформулировали множество правил, имеющих огромное значение для интерпретации Талмуда. | ||
+ | |||
+ | Большинство респонсов Шриры бен Ханины Гаона посвящены проблемам религиозной практики, а некоторые содержат изложение отрывков из Талмуда и Мишны и комментарий к ним. [[Ибн Джанах Иона|Иона Ибн Джанах]] и Давид Кимхи (см. [[Кимхи, семья]]) цитируют комментарии Шриры бен Ханины Гаона к библейским текстам, однако неясно, сделал ли он комментарии на все книги [[Библия|Библии]]. | ||
+ | |||
+ | Шрира бен Ханина Гаон составил глоссарий к первому и шестому разделам Мишны и комментарии к нескольким талмудическим трактатам, в частности, к Брахот, Шаббат и Бава Батра (сохранился лишь фрагмент из последнего комментария). | ||
+ | |||
+ | Хотя Шрира бен Ханина Гаон владел арабским языком и писал на нем респонсы еврейским общинам в мусульманских странах, он предпочитал писать на [[Иврит Язык|иврите]] или [[Арамейский Язык|арамейском языке]]. | ||
+ | |||
+ | Шрира бен Ханина Гаон интересовался [[Каббала|каббалой]] и полагал, что каббалистические мистические трактаты содержат древнюю традицию; он, по всей видимости, не толковал [[Аггада|Аггаду]] (несохранившийся трактат «Мегиллат старим» /«Свиток таинств»/ написан в мистическом ключе). | ||
+ | |||
+ | Шрира бен Ханина Гаон умер в возрасте ста лет; за два года до своей смерти он назначил сына Хая гаоном Пумбедиты. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|14906|ШРИРА БЕН ХАНИНА ГАОН}} |
Версия 18:44, 16 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Шрира Бен Ханина Гаон (906?–1006), гаон академии (см. Иешива) Пумбедиты с 968 г. по 1006 г.
Биографические сведения
Происходил из семьи эксилархов, которая вела свое происхождение от царя Давида.
Учителями Шриры бен Ханины Гаона были его дед, рабби Иеhуда, и отец, рабби Ханина; они были гаонами Пумбедиты, их он часто упоминает в своих респонсах.
Луховный лидер
Шрира бен Ханина Гаон был назначен гаоном в период, когда финансовые пожертвования на академии в Пумбедите и в Суре и обращения в них за респонсами практически прекратились и резко сократилось число их учеников.
Благодаря своей славе ученого и выдающимся личным качествам Шрира бен Ханина Гаон сумел возобновить связи пумбедитской академии с еврейскими общинами.
Несмотря на широкое распространение раввинистической учености в Кайруане (Северная Африка), в Испании и в ашкеназских землях (см. Ашкеназы) ученики стекались в Пумбедиту.
В то время как академия в Суре пришла в упадок, академия в Пумбедите восстановила свой былой престиж и претендовала на роль духовного руководителя мирового еврейства.
Шрире бен Ханине Гаону принадлежит ключевая роль в превращении Вавилонского Талмуда в высший галахический авторитет (см. Галаха) во всем еврейском мире.
Авторов респонсов
Шрира бен Ханина Гаон был одним из наиболее плодовитых авторов респонсов. В ответ на вопрос Яакова бен Ниссима бен Шахина от имени общины Кайруана, когда и как были составлены Мишна, Тосефта, Барайты и Талмуд, Шрира бен Ханина Гаон написал в 987 г. свое знаменитое «Послание рава Шриры Гаона» («Иггерет Рав Шрира Гаон»), которое представляет собой классический образец еврейской историографии.
При Шрире бен Ханине Гаоне и его сыне, гаоне Хае бен Шрире, число гаонских респонсов стало беспрецедентным.
Эти респонсы, по большей части составленные Шрирой бен Ханиной Гаоном и Хаем совместно, оказали глубокое влияние на экзегетические (см. Экзегеза) и правовые (см. Право еврейское) труды последующих эпох. Шрира бен Ханина Гаон и его сын сформулировали множество правил, имеющих огромное значение для интерпретации Талмуда.
Большинство респонсов Шриры бен Ханины Гаона посвящены проблемам религиозной практики, а некоторые содержат изложение отрывков из Талмуда и Мишны и комментарий к ним. Иона Ибн Джанах и Давид Кимхи (см. Кимхи, семья) цитируют комментарии Шриры бен Ханины Гаона к библейским текстам, однако неясно, сделал ли он комментарии на все книги Библии.
Шрира бен Ханина Гаон составил глоссарий к первому и шестому разделам Мишны и комментарии к нескольким талмудическим трактатам, в частности, к Брахот, Шаббат и Бава Батра (сохранился лишь фрагмент из последнего комментария).
Хотя Шрира бен Ханина Гаон владел арабским языком и писал на нем респонсы еврейским общинам в мусульманских странах, он предпочитал писать на иврите или арамейском языке.
Шрира бен Ханина Гаон интересовался каббалой и полагал, что каббалистические мистические трактаты содержат древнюю традицию; он, по всей видимости, не толковал Аггаду (несохранившийся трактат «Мегиллат старим» /«Свиток таинств»/ написан в мистическом ключе).
Шрира бен Ханина Гаон умер в возрасте ста лет; за два года до своей смерти он назначил сына Хая гаоном Пумбедиты.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШРИРА БЕН ХАНИНА ГАОН в ЭЕЭ