Шахар, Давид
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Персоналии:Израиль» с помощью HotCat) |
||
Строка 75: | Строка 75: | ||
[[Категория:Литература на иврите]] | [[Категория:Литература на иврите]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии:Израиль]] |
Версия 08:40, 14 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Шахар, Давид (1926, Иерусалим, – 1997, там же), израильский писатель.
Содержание |
Биографические сведения
Родился в семье, несколько поколений которой проживало в Иерусалиме. Родители Шахара были светскими сионистами (см. Сионизм), но детство мальчика прошло в иерусалимском квартале Меа-Шеарим, в доме бабушки, строго соблюдавшей религиозные традиции.
Шахар изучал психологию и литературу в Еврейском университете в Иерусалиме.
Занимался преподаванием, редактурой, переводами. В 1973 г. Шахар был избран председателем Союза ивритских писателей Израиля.
Творчество
Как писатель Шахар дебютировал в начале 1950-х гг., вместе с авторами Поколения Палмаха (см. Иврит новая литература. Государство Израиль), однако с самого начала его проза тематически и стилистически заметно отличалась от произведений сверстников, формировавших это направление.
Уже в ранних своих рассказах он изображает преимущественно внутренний мир и поведение странных персонажей: чудаков, визионеров, мистиков.
Это, как правило, люди, безуспешно пытающиеся совместить свои грезы, индивидуальные переживания с реальностью; таковы, например, персонажи рассказов из сборника «Ал hа-халомот» («О снах», 1956).
Верность этим мотивам Шахар сохранял и в дальнейшем. Бытовой фон многих его произведений — жизнь иерусалимской семьи, обитающей в старых кварталах города, сложные отношения между поколениями, конфликты, возникающие из-за столкновения традиционных ценностей и норм поведения с реалиями современной цивилизации.
Контрасты, разрывы между событийными сферами, между эмпирической действительностью и сокровенным внутренним опытом служат источниками психологической напряженности, экзистенциальной тоски его персонажей.
Писатель часто обращается к субъективизированному повествованию от первого лица, призванному передать оттенки переживаний героя.
Произведения
Шахар — автор романов «Иерах hа-дваш ве-hа-захав» («Золотой медовый месяц», 1959), «Сохен ход малхуто» («Агент его величества», 1979); сборник рассказов «Кейсар» («Император», 1960), «Маггид hа-атидот» («Предсказатель», 1966), «Мото шел hа-элохим hа-катан» («Смерть маленького бога», 1970), «Сфамо шел hа-апифиор» («Усы папы римского», 1971). Его перу принадлежат также книги для детей.
Центральное место в творчестве Шахара занимает цикл произведений, объединенных под общим названием «Хехал hа-келим hа-швурим» («Чертог разбитых сосудов»).
Цикл, над которым писатель работал на протяжении почти 20 лет, включает романы «Каиц бе-дерех hа-Невиим» («Лето на улице Пророков», 1969, в русском переводе — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990), «hа-масса ле-Ур-Касдим» («Путешествие в Ур Халдейский», 1971; русский перевод — М.–Иер., 2003), «Иом hа-розенет» («День графини», 1976), «Нингал» (1983), «Иом hа-рефаим» («День духов», 1986), «Халом лейл таммуз» («Сон в ночь таммуза», 1988), «Лейлот Лютеция» («Ночи Лютеции», 1991).
В этой «субъективной эпопее» Шахар стремится к преодолению традиционных, жестко идеологизированных схем израильской истории и культуры, создает собственную, «альтернативную» смысловую и изобразительную перспективу.
Одна из его художественных задач — предметное воссоздание примет иерусалимской жизни времени его детства, передача давно минувших ощущений, восприятий в их первозданной свежести; писателя во многом вдохновляет опыт М. Пруста.
Особенности творчества
Шахар широко пользуется в этих романах понятиями и образами еврейской мистики, в частности, лурианской каббалы. Е
го персонажи, живущие в Иерусалиме и Париже, Бретани и Нидерландах, возвышаются над жесткими пространственно-временными и причинно-следственными закономерностями, повседневностью, они причастны к высшим символическим сферам бытия.
Шахар использует в романах сложную систему изобразительных средств — со сменой точек зрения, полифонией повествующих голосов, совмещением отдаленных друг от друга временных планов.
В прозе Шахара сочетаются поэтичность, юмор, ирония, библейские реминисценции. Взаимодействие модернистской стилистики и мистико-каббалистических представлений придает циклу Шахара особую оригинальность.
Признание таланта
Творчество Шахара отмечено несколькими израильскими и зарубежными литературными премиями, в том числе премией имени Х. Н. Бялика и французской премией Медичи за роман «День графини».
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШАХАР Давид в ЭЕЭ