Шнабель, Артур
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Шнабель, Артур (ЭЕЭ)» в «Шнабель, Артур») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Шнабель, Артур''' (Schnabel, Artur; 1882, Липник, Моравия, Австро-Венгрия, – 1951, Аксенштайн, Швейцария), австрийский пианист, педагог и композитор. | + | '''Шнабель, Артур''' (Schnabel, Artur; 1882, Липник, Моравия, Австро-Венгрия, – 1951, Аксенштайн, Швейцария), австрийский пианист, педагог и композитор. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Начал заниматься музыкой с четырех лет, с 1889 г. учился по классу фортепиано в Венской консерватории (в 1889–91 гг. у Г. Шмитта, а в 1891–97 гг. у Т. Лешетицкого и Анны Есиповой). | |
- | Шнабель — представитель интеллектуального начала в пианизме. Он никогда не стремился к громкому успеху, который завоевывали исполнители виртуозного направления, однако внес большой вклад в развитие фортепианной игры. Он создал огромное количество интерпретаций, которые считаются, наряду с записями С. Рахманинова, [[Рубинштейн, Артур|Артура Рубинштейна]], [[Юдина, Мария Вениаминовна|Марии Юдиной]], [[Гилельс, Эмиль|Э. Гилельса]] и С. Рихтера, высочайшими достижениями фортепианного искусства. В молодости репертуар Шнабеля был широк и включал сочинения Листа, Шопена, Шумана, современную музыку, однако, достигнув зрелости, Шнабель ограничил репертуар музыкой Моцарта, Бетховена, Шуберта и Брамса. Шнабель возродил исполнение на концертной эстраде фортепианной музыки Шуберта, был непревзойденным интерпретатором музыки Бетховена. В камерной музыке Шнабель много играл со скрипачами Э. Изаи, [[Иоахим, Йозеф|Й. Иоахимом]], А. Бушем, [[Сигети, Йожеф|Й. Сигети]] и [[Флеш, Карл|К. Флешем]], виолончелистами П. Фурнье, [[Фойерман, Эмануэл|Э. Фойерманом]] и [[Пятигорский, Григорий|Г. Пятигорским]]. Исполняя концерты для фортепиано с оркестром, Шнабель выступал с дирижерами Р. Штраусом, А. Никишем, [[Добровейн, Исай Александрович|И. Добровейном]], [[Вальтер, Бруно|Б. Вальтером]]. Главным в игре Шнабеля было безошибочное чувство стиля, философская сосредоточенность, выразительность фразы. | + | В эти годы Шнабель изучал композицию и теорию музыки у Э. Мандичевского. На формирование Шнабеля большое влияние оказало общение с [[Рубинштейн, Антон Григорьевич|Антоном Рубинштейном]], И. Брамсом и М. Твеном, чьи дочери учились вместе с Шнабелем в классе у Лешетицкого. |
+ | == Пианист == | ||
+ | |||
+ | Первый сольный концерт Шнабель дал в 1890 г., официальный дебют Шнабеля состоялся в [[Вена|Вене]] в 1897 году. В 1898 г. | ||
+ | |||
+ | Шнабель переехал в [[Берлин]] и осенью дал свой первый концерт в Берлине. Наряду с сольными концертами Шнабель много занимался камерной музыкой, выступая с 1899 г. с певицей Терезой Бэр, ставшей впоследствии его женой. | ||
+ | |||
+ | В 1898 г. основал «Трио Шнабеля», куда вошли скрипач А. Виттенберг и виолончелист А. Хеккинг. | ||
+ | == Педагог == | ||
+ | |||
+ | В то же время Шнабель начал преподавать в Берлинской консерватории, в 1919 г. получил звание почетного профессора, а с 1925 г. вел фортепианный класс. | ||
+ | |||
+ | В 1933 г., с приходом к власти в Германии нацистов, Шнабель переехал в Тремеццо (Италия). В 1933 г. Шнабель выступил на Брамсовском фестивале в Вене с оркестром под управлением В. Фуртвенглера и в камерных ансамблях с [[Губерман, Бронислав|Б. Губерманом]], П. Хиндемитом и П. | ||
+ | |||
+ | Казальсом и получил от Фуртвенглера предложение выступить в Берлине, однако отказался в знак протеста против антисемитской политики нацистов. | ||
+ | |||
+ | В 1930-е гг. Шнабель гастролировал в [[Эрец-Исраэль]]. Из Италии Шнабель переехал в Англию; в 1939 г. по приглашению [[Кусевицкий, Сергей|С. Кусевицкого]] переехал в США, где во время Второй мировой войны давал много сольных и камерных концертов, занимался композицией и преподавал (в том числе в Мичиганском университете). | ||
+ | |||
+ | Коммерческое отношение к музыке американских менеджеров разочаровало Шнабеля, и с 1946 г. он предпринимал регулярные гастрольные поездки в Европу; во время одной из них Шнабель внезапно умер. | ||
+ | |||
+ | Шнабель — представитель интеллектуального начала в пианизме. Он никогда не стремился к громкому успеху, который завоевывали исполнители виртуозного направления, однако внес большой вклад в развитие фортепианной игры. | ||
+ | |||
+ | Он создал огромное количество интерпретаций, которые считаются, наряду с записями С. Рахманинова, [[Рубинштейн, Артур|Артура Рубинштейна]], [[Юдина, Мария Вениаминовна|Марии Юдиной]], [[Гилельс, Эмиль|Э. Гилельса]] и С. Рихтера, высочайшими достижениями фортепианного искусства. | ||
+ | |||
+ | В молодости репертуар Шнабеля был широк и включал сочинения Листа, Шопена, Шумана, современную музыку, однако, достигнув зрелости, Шнабель ограничил репертуар музыкой Моцарта, Бетховена, Шуберта и Брамса. Шнабель возродил исполнение на концертной эстраде фортепианной музыки Шуберта, был непревзойденным интерпретатором музыки Бетховена. В камерной музыке Шнабель много играл со скрипачами Э. Изаи, [[Иоахим, Йозеф|Й. Иоахимом]], А. Бушем, [[Сигети, Йожеф|Й. Сигети]] и [[Флеш, Карл|К. Флешем]], виолончелистами П. Фурнье, [[Фойерман, Эмануэл|Э. Фойерманом]] и [[Пятигорский, Григорий|Г. Пятигорским]]. Исполняя концерты для фортепиано с оркестром, Шнабель выступал с дирижерами Р. Штраусом, А. Никишем, [[Добровейн, Исай Александрович|И. Добровейном]], [[Вальтер, Бруно|Б. Вальтером]]. Главным в игре Шнабеля было безошибочное чувство стиля, философская сосредоточенность, выразительность фразы. | ||
Шнабель первым в истории музыки записал в своем исполнении все сонаты Бетховена (1929–33); знамениты также его записи концертов Моцарта, Бетховена, Брамса, экспромтов Шуберта (последняя запись Шнабеля, 1950), произведений для двух фортепиано и исполненных совместно с сыном, Карлом Ульрихом Шнабелем (1909–2001), различных камерных ансамблей и т. д. | Шнабель первым в истории музыки записал в своем исполнении все сонаты Бетховена (1929–33); знамениты также его записи концертов Моцарта, Бетховена, Брамса, экспромтов Шуберта (последняя запись Шнабеля, 1950), произведений для двух фортепиано и исполненных совместно с сыном, Карлом Ульрихом Шнабелем (1909–2001), различных камерных ансамблей и т. д. | ||
- | + | == Композитор == | |
- | + | Как композитор Шнабель был модернистом и экспериментатором, его музыка иногда поражала сложностью языка и неожиданными экскурсами в атональную область. | |
+ | Среди его сочинений концерт для фортепиано с оркестром, три симфонии, пять квартетов, фортепианные пьесы, песни. | ||
- | + | Шнабель выпустил редакцию всех сонат Бетховена (1935), обобщив в ней опыт нескольких поколений интерпретаторов, и изложил собственные оригинальные взгляды на трактовку этих произведений. | |
+ | |||
+ | Шнабель — автор воспоминаний «Размышления о музыке» (1933), «Музыка и путь наибольшего сопротивления» (1942) и «Моя жизнь и музыка» (1961). | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|14866|ШНАБЕЛЬ Артур}} |
Версия 17:48, 12 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Шнабель, Артур (Schnabel, Artur; 1882, Липник, Моравия, Австро-Венгрия, – 1951, Аксенштайн, Швейцария), австрийский пианист, педагог и композитор.
Содержание |
Биографические сведения
Начал заниматься музыкой с четырех лет, с 1889 г. учился по классу фортепиано в Венской консерватории (в 1889–91 гг. у Г. Шмитта, а в 1891–97 гг. у Т. Лешетицкого и Анны Есиповой).
В эти годы Шнабель изучал композицию и теорию музыки у Э. Мандичевского. На формирование Шнабеля большое влияние оказало общение с Антоном Рубинштейном, И. Брамсом и М. Твеном, чьи дочери учились вместе с Шнабелем в классе у Лешетицкого.
Пианист
Первый сольный концерт Шнабель дал в 1890 г., официальный дебют Шнабеля состоялся в Вене в 1897 году. В 1898 г.
Шнабель переехал в Берлин и осенью дал свой первый концерт в Берлине. Наряду с сольными концертами Шнабель много занимался камерной музыкой, выступая с 1899 г. с певицей Терезой Бэр, ставшей впоследствии его женой.
В 1898 г. основал «Трио Шнабеля», куда вошли скрипач А. Виттенберг и виолончелист А. Хеккинг.
Педагог
В то же время Шнабель начал преподавать в Берлинской консерватории, в 1919 г. получил звание почетного профессора, а с 1925 г. вел фортепианный класс.
В 1933 г., с приходом к власти в Германии нацистов, Шнабель переехал в Тремеццо (Италия). В 1933 г. Шнабель выступил на Брамсовском фестивале в Вене с оркестром под управлением В. Фуртвенглера и в камерных ансамблях с Б. Губерманом, П. Хиндемитом и П.
Казальсом и получил от Фуртвенглера предложение выступить в Берлине, однако отказался в знак протеста против антисемитской политики нацистов.
В 1930-е гг. Шнабель гастролировал в Эрец-Исраэль. Из Италии Шнабель переехал в Англию; в 1939 г. по приглашению С. Кусевицкого переехал в США, где во время Второй мировой войны давал много сольных и камерных концертов, занимался композицией и преподавал (в том числе в Мичиганском университете).
Коммерческое отношение к музыке американских менеджеров разочаровало Шнабеля, и с 1946 г. он предпринимал регулярные гастрольные поездки в Европу; во время одной из них Шнабель внезапно умер.
Шнабель — представитель интеллектуального начала в пианизме. Он никогда не стремился к громкому успеху, который завоевывали исполнители виртуозного направления, однако внес большой вклад в развитие фортепианной игры.
Он создал огромное количество интерпретаций, которые считаются, наряду с записями С. Рахманинова, Артура Рубинштейна, Марии Юдиной, Э. Гилельса и С. Рихтера, высочайшими достижениями фортепианного искусства.
В молодости репертуар Шнабеля был широк и включал сочинения Листа, Шопена, Шумана, современную музыку, однако, достигнув зрелости, Шнабель ограничил репертуар музыкой Моцарта, Бетховена, Шуберта и Брамса. Шнабель возродил исполнение на концертной эстраде фортепианной музыки Шуберта, был непревзойденным интерпретатором музыки Бетховена. В камерной музыке Шнабель много играл со скрипачами Э. Изаи, Й. Иоахимом, А. Бушем, Й. Сигети и К. Флешем, виолончелистами П. Фурнье, Э. Фойерманом и Г. Пятигорским. Исполняя концерты для фортепиано с оркестром, Шнабель выступал с дирижерами Р. Штраусом, А. Никишем, И. Добровейном, Б. Вальтером. Главным в игре Шнабеля было безошибочное чувство стиля, философская сосредоточенность, выразительность фразы.
Шнабель первым в истории музыки записал в своем исполнении все сонаты Бетховена (1929–33); знамениты также его записи концертов Моцарта, Бетховена, Брамса, экспромтов Шуберта (последняя запись Шнабеля, 1950), произведений для двух фортепиано и исполненных совместно с сыном, Карлом Ульрихом Шнабелем (1909–2001), различных камерных ансамблей и т. д.
Композитор
Как композитор Шнабель был модернистом и экспериментатором, его музыка иногда поражала сложностью языка и неожиданными экскурсами в атональную область.
Среди его сочинений концерт для фортепиано с оркестром, три симфонии, пять квартетов, фортепианные пьесы, песни.
Шнабель выпустил редакцию всех сонат Бетховена (1935), обобщив в ней опыт нескольких поколений интерпретаторов, и изложил собственные оригинальные взгляды на трактовку этих произведений.
Шнабель — автор воспоминаний «Размышления о музыке» (1933), «Музыка и путь наибольшего сопротивления» (1942) и «Моя жизнь и музыка» (1961).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШНАБЕЛЬ Артур в ЭЕЭ