Штеккер, Адольф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Обвиняемые в антисемитизме» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Политики по алфавиту » с помощью HotCat) |
||
Строка 72: | Строка 72: | ||
[[Категория:Антисемитизм]] | [[Категория:Антисемитизм]] | ||
[[Категория:Обвиняемые в антисемитизме]] | [[Категория:Обвиняемые в антисемитизме]] | ||
+ | [[Категория:Политики по алфавиту ]] |
Версия 11:32, 10 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Штеккер, Адольф (Stekker, Adolf Von; 1835, Хальберштадт, – 1909, Берлин), протестантский священник, политический деятель, один из основоположников современного антисемитизма.
Содержание |
Политик
В 1874 г. стал священником при германском императорском дворе. В середине 1870-х гг. стал выступать на митингах с речами, в которых развивал идеи христианского социализма.
Он утверждал, что в Библии содержатся призывы к социальному равенству и поэтому «социалисты вовсе не должны быть в политическом отношении радикалами, а в религиозном — атеистами».
В 1878 г. Штеккер основал Христианско-социальную партию. Однако идеи христианского социализма не пользовались популярностью; на выборах в рейхстаг 1878 г. за представителей партии было подано всего 1422 голоса, и ни один из христианских социалистов не прошел в парламент.
Антисемит
Это поражение привело Штеккера к убеждению, что в борьбе против социализма нужно использовать прежде всего антисемитские аргументы.
В своих статьях и выступлениях Штеккер стал утверждать, что евреи опасны немецкому государству как исповедующие враждебную христианству религию («Пусть израильский народ откажется от претензии быть глашатаем религии будущего и пусть он прекратит свои нападки на христианское вероучение»), что евреи хотят «захватить в свои руки богатства нашего народа и с помощью продажной прессы подорвать благосостояние страны».
Антисемитская пропаганда Штеккера возымела бурный успех. Тысячи людей, в том числе многие социал-демократы, вступили в Христианско-социальную партию; ему оказывали покровительство жена наследника престола, Фридриhа-Августа, канцлер Германии О. фон Бисмарк, который в своей борьбе с либералами и социалистами был готов использовать антисемитские аргументы Штеккера.
Сам Штеккер возмущался, когда его называли антисемитом, и заявлял, что не собирается «возбуждать против евреев религиозный фанатизм христиан» и что он выступает против «ложных теорий о врожденной расовой ненависти различных племен».
Растущая популярность Штеккера и возглавляемой им партии привела к избранию его в 1879 г. в парламент Пруссии, а в 1881 г. в рейхстаг, где под его руководством образовалась фракция Христианско-социальной партии.
Лидер международного антисемитизма
В начале 1880 г. у Штеккера сложилась репутация одного из лидеров международного антисемитизма.
В 1882 г. в Дрездене состоялся первый международный Антисемитский конгресс, который утвердил в качестве программного документа восемь тезисов Штеккера.
В них говорилось, что необходимо создать международный антисемитский союз для борьбы с «господством евреев»; что эмансипация евреев должна быть отменена как противоречащая самому существу христианских идей; евреям следует запретить занимать любые руководящие посты и преподавать в христианских учебных заведениях. «Торжество евреев» объяснялось ослаблением «христианского духа в христианских народах».
Вскоре после конгресса немецкие делегаты образовали Германскую партию реформ, ряд пунктов программы которой содержал радикальные экономические требования. Сторонники партии реформ требовали более решительной борьбы с евреями, в том числе и путем организации погромов, и настаивали на расовом обосновании антисемитизма.
Сам Штеккер решительно выступал против расовой теории и увлечения социальной демагогией. В 1889 г. в партии произошел раскол. Сторонники Штеккера образовали Немецкую социально-антисемитскую партию.
Падение рейтинга
Во второй половине 1880–1890-х гг. популярность Штеккера и его идей уменьшилась. Руководители страны, напуганные социальной демагогией антисемитов, перестали их поддерживать.
Против Штеккера стал выступать О. фон Бисмарк, особенно после того, как в августе 1888 г. в письме к редактору правой газеты «Кройцайтунг» Штеккер написал, что следует «обложить Бисмарка пылающим костром» для того, чтобы заставить императора Вильгельма II (1888–1918) отправить его в отставку.
После того, как стало ясно, что новый император не разделяет его политические взгляды, Штеккер в 1891 г. был вынужден подать в отставку с поста придворного священника.
Среди широких слоев населения влияние Штеккера упало. На выборах в рейхстаг в 1893 г. были избраны только три представителя Немецкой социально-антисемитской партии, среди проигравших выборы был и сам Штеккер, в то время как радикальные антисемиты провели в парламент 13 своих представителей.
Штеккер был избран в парламент в 1896 г., но уже не пользовался никаким влиянием.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ШТЕККЕР Адольф в ЭЕЭ