Цадок (священник)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Эпоха Первого Храма» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Эпоха Второго Храма » с помощью HotCat) |
||
Строка 60: | Строка 60: | ||
[[Категория:Эпоха Первого Храма]] | [[Категория:Эпоха Первого Храма]] | ||
+ | [[Категория:Эпоха Второго Храма ]] |
Версия 18:43, 4 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Цадок (צָדוֹק), священник (см. Кохен) в годы царствования Давида и Соломона.
Первосвященник
В книге Самуила Цадок упоминается в связи с мятежом Авшалома: когда Давид бежал из Иерусалима, Цадок оказал ему помощь через своего сына Ахимааца (II Сам. 15:25–36).
В II Сам. 20:25 Цадок и Эвиатар упомянуты в списке приближенных Давида в качестве священников.
В споре за престолонаследие между сыновьями Давида Соломоном и Адонией Цадок поддержал Соломона, в то время как Эвиатар (Эвьятар) стал на сторону Адонии (I Ц. 1:7–8).
Поэтому именно Цадок по приказу Давида помазал Соломона на царствование (I Ц. 31–39).
Соломон лишил Эвиатара должности священнослужителя (I Ц. 2:26–27), и Цадок остался единственным, кто исполнял должность первосвященника при Соломоне. (Упоминание Эвиатара вместе с Цадоком в качестве священников Соломона в I Ц. 4:4 явно ошибочно.)
При Соломоне сын Цадока Азария занимал одну из высших придворных должностей (I Ц. 4:2).
Конфликт между Цадоком и Эвиатаром во время борьбы сыновей Давида за престолонаследие объясняется тем, что Эвиатар примкнул к Давиду еще до того, как тот стал царем, а Цадок был назначен священником после воцарения Давида, и его назначение ограничило полномочия Эвиатара.
Первосвященническая династия
От Цадока вели происхождение все первосвященники эпохи Первого и Второго храма вплоть до времени Хасмонеев.
Поскольку Хасмонеи не принадлежали к потомкам Цадока, переход к ним первосвященнических обязанностей был нарушением многовековой традиции и не мог не встретить оппозиции со стороны различных групп населения.
В документах кумранской общины говорится о «сынах Цадока» как о священниках — хранителях Завета.
Цадокидами там именуются также священники, которые в будущем возглавят общину Израиля.
Некоторые исследователи допускают, что одна из ветвей цадокидов стала ядром кумранской общины.
Упоминаемое у Иосифа Флавия религиозно-политическое течение конца эпохи Второго храма — цадоким (см. Саддукеи) получило, по мнению исследователей, свое название от возглавлявшей его первосвященнической династии, которая вела происхождение от Цадока.