Ценципер (Рефаэли) Арье
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Ценципер» в «Ценципер (Рефаэли) Арье») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Ценципер''' (Рефаэли) Арье (Лейб, Лев; 1900, Освея, Витебская губерния, – 1977, Тель-Авив), деятель и историк сионистского движения в России. | + | '''Ценципер''' (Рефаэли) Арье (Лейб, Лев; 1900, Освея, Витебская губерния, – 1977, Тель-Авив), деятель и историк сионистского движения в России. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Детство провел в поместье Красава близ Пскова, где его отец был управляющим. В 1908 г. его отец хотел отправиться в Эрец-Исраэль, чтобы заниматься там сельским хозяйством, но не осуществил этого намерения из-за семейных обстоятельств. | |
- | + | В 1918 г. Ценципер был принят в Московский университет (медицинский факультет), а затем пытался учиться в Харьковском университете, однако город вскоре был занят войсками атамана Григорьева. | |
- | Стихи Ценципер начал писать с 1915 г. В 1918 г. стал членом ассоциации поэтов в Москве, в 1922 г. его стихи появились в печати в журнале литературной ассоциации Богородска (Нижегородская губерния). В 1922–23 гг. Ценципер участвовал в выпуске журнала «Еврейский студент» и опубликовал в нем свои рецензии на сборник стихов [[Элишева|Элишевы]] (Елизаветы Жирковой) «Минуты» и на книгу В. Львова-Рогачевского «Русско-еврейская литература». В нелегальном органе Цеирей Цион — «Страна и труд» в 1923–25 гг. Ценципер публиковал стихи и статьи, в сборнике «Памяти Т. Герцля» (М., 1924) вышло стихотворение Ценципера «Наш первый президент». В июне 1925 г. Ценципер был арестован на конспиративной квартире Цеирей Цион и Народно-трудового Хе-Халуца. В следственной тюрьме Ценципер и Ш. Зархи (1905–55) выпустили газету «Пятнадцатый бутырский коридор». Ценципер был приговорен к трем годам ссылки в [[Сибирь]], в село Колпашево Нарымского края. По обвинению в нелегальной сионистской работе на месте ссылки некоторое время находился под следствием в [[Томск|Томске]], однако был оправдан и продолжил ссылку в Нарыме. | + | В 1919 г. Ценципер был мобилизован в Красную армию, служил на Восточном фронте и вернулся в Москву в 1920 г. После демобилизации продолжил учиться в Московском университете (физико-математический факультет). |
+ | |||
+ | Готовя себя к жизни в Палестине, Ценципер в 1921–25 гг. учился в Московском институте востоковедения (бывший Лазаревский институт восточных языков) на арабском отделении (изучение [[Иврит Язык|языка иврит]] было прекращено в 1921 г.). | ||
+ | == Сионист == | ||
+ | |||
+ | С 1916 г. Ценципер, учась в Псковском реальном училище, был членом еврейского молодежного национального кружка. | ||
+ | |||
+ | С 1917 г. был членом [[Цеирей Цион|Цеирей Цион]] и, учась в Рыбинском реальном училище, был избран секретарем отделения [[Хе-Хавер]]. | ||
+ | |||
+ | В 1920–22 гг. был секретарем Центрального сионистского бюро (нелегального), во главе которого стояли Элиэзер Чериковер (см. [[И. Чериковер]]), а затем Ц. Белковский. | ||
+ | |||
+ | Ценципер был также членом студенческой сионистской организации hа-иехуди, во главе которой стояли Р. Рубинштейн и И. Фридман (1885–1934), и участвовал в деятельности Палестинского землячества. | ||
+ | |||
+ | В 1924 г., после объединения молодежных сионистских движений Хе-Хавер, hа-Хит’ахадут (Цеирей Цион) и Кадима в Еврейскую всеобщую организацию сионистской молодежи (ЕВОСМ), Ценципер был избран членом ее центрального комитета и редактором ее органов — «Наш путь» и «Известия» (информационный бюллетень), в которых публиковал полемические статьи, передовицы, а также циркуляры движения. | ||
+ | == Поэт == | ||
+ | |||
+ | Стихи Ценципер начал писать с 1915 г. В 1918 г. стал членом ассоциации поэтов в Москве, в 1922 г. его стихи появились в печати в журнале литературной ассоциации Богородска (Нижегородская губерния). | ||
+ | |||
+ | В 1922–23 гг. Ценципер участвовал в выпуске журнала «Еврейский студент» и опубликовал в нем свои рецензии на сборник стихов [[Элишева|Элишевы]] (Елизаветы Жирковой) «Минуты» и на книгу В. Львова-Рогачевского «Русско-еврейская литература». В нелегальном органе Цеирей Цион — «Страна и труд» в 1923–25 гг. | ||
+ | |||
+ | Ценципер публиковал стихи и статьи, в сборнике «Памяти Т. Герцля» (М., 1924) вышло стихотворение Ценципера «Наш первый президент». В июне 1925 г. | ||
+ | == Репрессии == | ||
+ | |||
+ | Ценципер был арестован на конспиративной квартире Цеирей Цион и Народно-трудового Хе-Халуца. | ||
+ | |||
+ | В следственной тюрьме Ценципер и Ш. Зархи (1905–55) выпустили газету «Пятнадцатый бутырский коридор». Ценципер был приговорен к трем годам ссылки в [[Сибирь]], в село Колпашево Нарымского края. По обвинению в нелегальной сионистской работе на месте ссылки некоторое время находился под следствием в [[Томск|Томске]], однако был оправдан и продолжил ссылку в Нарыме. | ||
После полутора лет ареста и ссылки приговор был заменен на «выезд в Палестину без права возвращения в Советский Союз». | После полутора лет ареста и ссылки приговор был заменен на «выезд в Палестину без права возвращения в Советский Союз». | ||
+ | == В Эрец-Исраэль == | ||
- | В ноябре 1926 г. Ценципер прибыл в Эрец-Исраэль и поселился в Иерусалиме. Попытка завершить образование в Институте востоковедения при [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете]] закончилась неудачей, так как недавно созданный Институт мог предложить лишь начальный курс. | + | В ноябре 1926 г. Ценципер прибыл в Эрец-Исраэль и поселился в Иерусалиме. Попытка завершить образование в Институте востоковедения при [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейском университете]] закончилась неудачей, так как недавно созданный Институт мог предложить лишь начальный курс. |
+ | == Историк сионистского движения == | ||
- | В | + | В 1927 г. Ценципер переехал в Тель-Авив по приглашению заграничной делегации ЕВОСМ (см. выше) с целью подготовить сборник на идиш о положении сионистской молодежи в Советском Союзе. |
- | + | Сборник «Ин клем» («В тисках») вышел в 1927 г., к открытию 15-го Сионистского конгресса в Базеле (см. [[Сионистская Организация|Сионистская организация]]), а также распространялся в Польше и США (в Эрец-Исраэль сочли ненужным распространять сионистский сборник на идиш). | |
- | + | Ценципер продолжал сбор материалов по истории сионистского движения в России, составил анкету на русском языке и иврите о преследовании сионизма в Советском Союзе и распространил ее среди лиц, ранее репрессированных за сионистскую деятельность. | |
- | + | До конца 1929 г. Ценципер получил около 350 заполненных анкет, а также воспоминания, записки и иллюстрации, которые легли в основу книги «Эсер шнот hа-редифот» («Десять лет преследований», 1930; попытки автора издать книгу на русском языке и идиш не увенчались успехом). | |
+ | Книга удостоилась похвал [[Дубнов, Семен Маркович|Ш. Дубнова]], [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]] и др. | ||
- | [[ | + | После выхода книги Ценципер был принят в редакцию журнала «Мознаим» — еженедельника Ассоциации писателей на иврите. |
+ | |||
+ | В 1933–36 гг. Ценципер был секретарем редакции и администратором органа Тель-Авивского муниципалитета — «Иедиот ирият Тель-Авив», а потом в течение почти 30 лет был на административной работе (1936–64). Ценципер не прекращал собирать материалы о сионизме в России и в Советском Союзе и публиковал статьи и книги на эту тему. | ||
+ | |||
+ | В 1936–38 гг. входил в состав комиссии по выпуску сочинений о сионистском движении в России. | ||
+ | |||
+ | Готовил к печати первый сборник о периоде Первой мировой войны и революции (не был издан). | ||
+ | |||
+ | В 1941 г. Ценципер опубликовал книгу «hа-Ционут бе-Русия» («Сионизм в России»), предназначенную в основном для молодежи. | ||
+ | |||
+ | В 1951 г. вышла книга Ценципера «Паамей hа-геулла» («Шаги освобождения»), а в 1956 г. — книга «Ба-маавак ла-геулла» («В борьбе за освобождение»). | ||
+ | |||
+ | Обе книги богато иллюстрированы и содержат обширный материал по истории сионизма в России и Советском Союзе. | ||
+ | |||
+ | Плод 25-летней работы Ценципера, двухтомник был удостоен премии имени Усышкина за 1957 г. | ||
+ | |||
+ | Ценципер — автор публицистических статей в газетах [[«hа-Арец»]], [[«Давар»]], «Ал hа-мишмар» и научных статей в изданиях «Шиват Цион» и «Хе-Авар». | ||
+ | |||
+ | Ценципер был членом редколлегии журнала «Маген» (посвященного преследованиям сионизма и еврейства в Советском Союзе), редколлегий журналов на русском языке «Вестник Израиля» (1959–63), затем «Шалом» (1963–67), членом редколлегии сборника «Кацир» (т. 1 – 1964, т. 2 – 1972), в который вошли статьи по истории сионистского движения в России, в том числе статьи Ценципера о съездах сионистов в России (с 1-го по 7-й). | ||
+ | |||
+ | Основанный Ценципером архив русского сионизма сначала хранился в его квартире, с 1965-го по 1971-й г. находился в старом здании Тель-Авивского муниципалитета, затем был передан в [[Центральный сионистский архив]] в Иерусалиме. | ||
+ | |||
+ | В 1963–64 гг. Ценципер совершил поездку по США и Канаде, собирал материалы по истории русского сионизма. | ||
+ | |||
+ | Он привез архивы [[Гринберг, Хаим|Х. Гринберга]], [[Ревуцкий, Аврахам|А. Ревуцкого]], А. Кохенштама и др. сионистских деятелей. | ||
+ | |||
+ | В 1973 г. Ценципер перевел и издал на русском языке сборник стихов израильских поэтов «Отзвуки» (Тель-Авив). | ||
+ | == Увековечивание памяти == | ||
+ | |||
+ | После смерти Ценципера вышел в свет сборник его стихотворений на русском языке с параллельным переводом на иврит «У жизни в плену» («Бе-шеви hа-хаим», Т.-А., 1979). | ||
+ | |||
+ | Учрежденная после смерти супругов Ценципер премия имени Арье и Леи Рафаэли (Ценципер) вручалась в 1977, 1978 и 1979 гг.; ее были удостоены Б. Векслер, [[Мерас, Ицхак|И. Мерас]], Ф. Кандель (родился в 1932 г.), И. Цетлин (Аркадин; 1901–88) и Ц. Гительман. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|14612|ЦЕНЦИПЕР}} |
Версия 18:42, 2 февраля 2013
Источник: | ||||||||
|
Ценципер (Рефаэли) Арье (Лейб, Лев; 1900, Освея, Витебская губерния, – 1977, Тель-Авив), деятель и историк сионистского движения в России.
Содержание |
Биографические сведения
Детство провел в поместье Красава близ Пскова, где его отец был управляющим. В 1908 г. его отец хотел отправиться в Эрец-Исраэль, чтобы заниматься там сельским хозяйством, но не осуществил этого намерения из-за семейных обстоятельств.
В 1918 г. Ценципер был принят в Московский университет (медицинский факультет), а затем пытался учиться в Харьковском университете, однако город вскоре был занят войсками атамана Григорьева.
В 1919 г. Ценципер был мобилизован в Красную армию, служил на Восточном фронте и вернулся в Москву в 1920 г. После демобилизации продолжил учиться в Московском университете (физико-математический факультет).
Готовя себя к жизни в Палестине, Ценципер в 1921–25 гг. учился в Московском институте востоковедения (бывший Лазаревский институт восточных языков) на арабском отделении (изучение языка иврит было прекращено в 1921 г.).
Сионист
С 1916 г. Ценципер, учась в Псковском реальном училище, был членом еврейского молодежного национального кружка.
С 1917 г. был членом Цеирей Цион и, учась в Рыбинском реальном училище, был избран секретарем отделения Хе-Хавер.
В 1920–22 гг. был секретарем Центрального сионистского бюро (нелегального), во главе которого стояли Элиэзер Чериковер (см. И. Чериковер), а затем Ц. Белковский.
Ценципер был также членом студенческой сионистской организации hа-иехуди, во главе которой стояли Р. Рубинштейн и И. Фридман (1885–1934), и участвовал в деятельности Палестинского землячества.
В 1924 г., после объединения молодежных сионистских движений Хе-Хавер, hа-Хит’ахадут (Цеирей Цион) и Кадима в Еврейскую всеобщую организацию сионистской молодежи (ЕВОСМ), Ценципер был избран членом ее центрального комитета и редактором ее органов — «Наш путь» и «Известия» (информационный бюллетень), в которых публиковал полемические статьи, передовицы, а также циркуляры движения.
Поэт
Стихи Ценципер начал писать с 1915 г. В 1918 г. стал членом ассоциации поэтов в Москве, в 1922 г. его стихи появились в печати в журнале литературной ассоциации Богородска (Нижегородская губерния).
В 1922–23 гг. Ценципер участвовал в выпуске журнала «Еврейский студент» и опубликовал в нем свои рецензии на сборник стихов Элишевы (Елизаветы Жирковой) «Минуты» и на книгу В. Львова-Рогачевского «Русско-еврейская литература». В нелегальном органе Цеирей Цион — «Страна и труд» в 1923–25 гг.
Ценципер публиковал стихи и статьи, в сборнике «Памяти Т. Герцля» (М., 1924) вышло стихотворение Ценципера «Наш первый президент». В июне 1925 г.
Репрессии
Ценципер был арестован на конспиративной квартире Цеирей Цион и Народно-трудового Хе-Халуца.
В следственной тюрьме Ценципер и Ш. Зархи (1905–55) выпустили газету «Пятнадцатый бутырский коридор». Ценципер был приговорен к трем годам ссылки в Сибирь, в село Колпашево Нарымского края. По обвинению в нелегальной сионистской работе на месте ссылки некоторое время находился под следствием в Томске, однако был оправдан и продолжил ссылку в Нарыме.
После полутора лет ареста и ссылки приговор был заменен на «выезд в Палестину без права возвращения в Советский Союз».
В Эрец-Исраэль
В ноябре 1926 г. Ценципер прибыл в Эрец-Исраэль и поселился в Иерусалиме. Попытка завершить образование в Институте востоковедения при Еврейском университете закончилась неудачей, так как недавно созданный Институт мог предложить лишь начальный курс.
Историк сионистского движения
В 1927 г. Ценципер переехал в Тель-Авив по приглашению заграничной делегации ЕВОСМ (см. выше) с целью подготовить сборник на идиш о положении сионистской молодежи в Советском Союзе.
Сборник «Ин клем» («В тисках») вышел в 1927 г., к открытию 15-го Сионистского конгресса в Базеле (см. Сионистская организация), а также распространялся в Польше и США (в Эрец-Исраэль сочли ненужным распространять сионистский сборник на идиш).
Ценципер продолжал сбор материалов по истории сионистского движения в России, составил анкету на русском языке и иврите о преследовании сионизма в Советском Союзе и распространил ее среди лиц, ранее репрессированных за сионистскую деятельность.
До конца 1929 г. Ценципер получил около 350 заполненных анкет, а также воспоминания, записки и иллюстрации, которые легли в основу книги «Эсер шнот hа-редифот» («Десять лет преследований», 1930; попытки автора издать книгу на русском языке и идиш не увенчались успехом).
Книга удостоилась похвал Ш. Дубнова, Х. Н. Бялика и др.
После выхода книги Ценципер был принят в редакцию журнала «Мознаим» — еженедельника Ассоциации писателей на иврите.
В 1933–36 гг. Ценципер был секретарем редакции и администратором органа Тель-Авивского муниципалитета — «Иедиот ирият Тель-Авив», а потом в течение почти 30 лет был на административной работе (1936–64). Ценципер не прекращал собирать материалы о сионизме в России и в Советском Союзе и публиковал статьи и книги на эту тему.
В 1936–38 гг. входил в состав комиссии по выпуску сочинений о сионистском движении в России.
Готовил к печати первый сборник о периоде Первой мировой войны и революции (не был издан).
В 1941 г. Ценципер опубликовал книгу «hа-Ционут бе-Русия» («Сионизм в России»), предназначенную в основном для молодежи.
В 1951 г. вышла книга Ценципера «Паамей hа-геулла» («Шаги освобождения»), а в 1956 г. — книга «Ба-маавак ла-геулла» («В борьбе за освобождение»).
Обе книги богато иллюстрированы и содержат обширный материал по истории сионизма в России и Советском Союзе.
Плод 25-летней работы Ценципера, двухтомник был удостоен премии имени Усышкина за 1957 г.
Ценципер — автор публицистических статей в газетах «hа-Арец», «Давар», «Ал hа-мишмар» и научных статей в изданиях «Шиват Цион» и «Хе-Авар».
Ценципер был членом редколлегии журнала «Маген» (посвященного преследованиям сионизма и еврейства в Советском Союзе), редколлегий журналов на русском языке «Вестник Израиля» (1959–63), затем «Шалом» (1963–67), членом редколлегии сборника «Кацир» (т. 1 – 1964, т. 2 – 1972), в который вошли статьи по истории сионистского движения в России, в том числе статьи Ценципера о съездах сионистов в России (с 1-го по 7-й).
Основанный Ценципером архив русского сионизма сначала хранился в его квартире, с 1965-го по 1971-й г. находился в старом здании Тель-Авивского муниципалитета, затем был передан в Центральный сионистский архив в Иерусалиме.
В 1963–64 гг. Ценципер совершил поездку по США и Канаде, собирал материалы по истории русского сионизма.
Он привез архивы Х. Гринберга, А. Ревуцкого, А. Кохенштама и др. сионистских деятелей.
В 1973 г. Ценципер перевел и издал на русском языке сборник стихов израильских поэтов «Отзвуки» (Тель-Авив).
Увековечивание памяти
После смерти Ценципера вышел в свет сборник его стихотворений на русском языке с параллельным переводом на иврит «У жизни в плену» («Бе-шеви hа-хаим», Т.-А., 1979).
Учрежденная после смерти супругов Ценципер премия имени Арье и Леи Рафаэли (Ценципер) вручалась в 1977, 1978 и 1979 гг.; ее были удостоены Б. Векслер, И. Мерас, Ф. Кандель (родился в 1932 г.), И. Цетлин (Аркадин; 1901–88) и Ц. Гительман.