Кибуц

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Шуфель (Обсуждение | вклад)
(новый раздел - Виды кибуцев)
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{IsFromWiki}}
 +
 +
 +
{{викифицировать}}
{{викифицировать}}
{{чистить}}
{{чистить}}
Строка 5: Строка 9:
== История ==
== История ==
-
=== До создания государства ===
 
Молодежь, прибывшая в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] со второй [[Алия (репатриация в Израиль)|алиёй]] (1904—1914), была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами [[Пророк|библейских пророков]]. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенхеймер, Н. Сыркин и другие  казалось простым еще и потому, что в [[Палестина|Палестине]] периода турецкого владычества фактически еще не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов [[Гордон, Аарон Давид|А. Гордона]], видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения [[Евреи|еврейского народа]]. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность [[Турция|турецкой администрации]] и соседей-[[Арабы|арабов]], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона [[Ротшильд, Эдмон де|Э. Дж. Ротшильда]]. Чтобы преодолеть эти тяжелые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наемного труда, был идеальным ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали [[Трумпельдор, Иосиф|И. Трумпельдор]] и [[Маня Шохат]]. Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в [[1909]] г. К концу [[Первая мировая война|1-й мировой войны]] в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.
Молодежь, прибывшая в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] со второй [[Алия (репатриация в Израиль)|алиёй]] (1904—1914), была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами [[Пророк|библейских пророков]]. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенхеймер, Н. Сыркин и другие  казалось простым еще и потому, что в [[Палестина|Палестине]] периода турецкого владычества фактически еще не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов [[Гордон, Аарон Давид|А. Гордона]], видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения [[Евреи|еврейского народа]]. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность [[Турция|турецкой администрации]] и соседей-[[Арабы|арабов]], а также на недоброжелательное отношение чиновников барона [[Ротшильд, Эдмон де|Э. Дж. Ротшильда]]. Чтобы преодолеть эти тяжелые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наемного труда, был идеальным ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали [[Трумпельдор, Иосиф|И. Трумпельдор]] и [[Маня Шохат]]. Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в [[1909]] г. К концу [[Первая мировая война|1-й мировой войны]] в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.
[[Изображение:Kibbutz Barkai panorama 01a.jpg|1000px|left|thumb|Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара]]
[[Изображение:Kibbutz Barkai panorama 01a.jpg|1000px|left|thumb|Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара]]
-
С установлением [[Британская империя|британской власти]] в подмандатной [[Палестина|Палестине]] ([[1920]]) и началом [[Алия (репатриация в Израиль)|третьей алии]] киббуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные халуцим, прибывшие из [[Россия|России]] и [[Польша|Польши]], включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых был Гдуд ха-‘авода. Наряду с небольшими, в начале [[1920-е|1920-х]] гг. были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева ([[1921]]), Дгания-Бет ([[1920]]), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф ([[1921]]), Хефци-Ба ([[1922]]), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] число кибуцев и квуцот возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).
+
С установлением [[Британская империя|британской власти]] в подмандатной [[Палестина|Палестине]] ([[1920]]) и началом [[Алия (репатриация в Израиль)|третьей алии]] киббуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные халуцим, прибывшие из [[Россия|России]] и [[Польша|Польши]], включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых был Гдуд ха-‘авода. Наряду с небольшими, в начале [[1920-е|1920-х]] гг. были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева ([[1921]]), Дгания-Бет ([[1920]]), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф ([[1921]]), Хефци-Ба ([[1922]]), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] число кибуцов и квуцот возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).
-
=== После создания государства ===
+
С [[1948 год]]а основание новых кибуцов несколько замедлилось. Основной людской резерв кибуцов — члены халуцианских движений в [[Европа|Европе]] — был уничтожен во время [[Вторая мировая война|2-й мировой войны]]. Волна [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриантов]], хлынувшая в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] после [[1948 год]]а, состояла главным образом из евреев [[Азия|Азии]] и [[Африка|Африки]] и европейских евреев, переживших [[Холокост|Катастрофу]], которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные [[мошав]]ы.
-
С [[1948 год]]а основание новых кибуцев несколько замедлилось. Основной людской резерв кибуцев — члены халуцианских движений в [[Европа|Европе]] — был уничтожен во время [[Вторая мировая война|2-й мировой войны]]. Волна [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриантов]], хлынувшая в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] после [[1948 год]]а, состояла главным образом из евреев [[Азия|Азии]] и [[Африка|Африки]] и европейских евреев, переживших [[Холокост|Катастрофу]], которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные [[мошав]]ы.
+
-
Тем не менее, число кибуцев продолжало расти за счет алии молодежной из [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], а также притока уроженцев страны. По переписи [[1983 год]]а в Израиле насчитывалось 267 кибуцев, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцев составляли в указанном году около трех процентов (до основания государства — семь процентов).
+
Тем не менее, число кибуцов продолжало расти за счет алии молодежной из [[Европа|Европы]] и [[Америка|Америки]], а также притока уроженцев страны. По переписи [[1983 год]]а в Израиле насчитывалось 267 кибуцов, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцов составляли в указанном году около трех процентов (до основания государства — семь процентов).
-
=== Роль в истории Израиля ===
+
Разветвлённая сеть кибуцов в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач [[Сионизм|сионистского движения]] — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами халуцим за границей, создали в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.
-
Разветвлённая сеть кибуцев в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач [[Сионизм|сионистского движения]] — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами халуцим за границей, создали в [[Земля Израильская|Эрец-Исраэль]] высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.
+
-
Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжелые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооруженных нападений соседей-арабов. Сплоченность кибуцев, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьезный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, [[мошав]]ам).
+
Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжелые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооруженных нападений соседей-арабов. Сплоченность кибуцов, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьезный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, [[мошав]]ам).
Когда вследствие арабских беспорядков (1936-39) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, киббуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (''стена и башня''). В 1936-47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцы. Киббуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в [[1943 год]]у.
Когда вследствие арабских беспорядков (1936-39) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, киббуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (''стена и башня''). В 1936-47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцы. Киббуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в [[1943 год]]у.
-
Все взрослые члены кибуцев числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для [[Нелегальная миграция|нелегальных репатриантов]], в перевозке которых в подмандатную [[Палестина|Палестину]] киббуцное движение принимало активное участие. Части Палмаха были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцев в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие [[форпост]]ами обороны страны и препятствием для проникновения террористов. Значительно число членов кибуцев в командном составе [[Армия обороны Израиля|Армии обороны Израиля]]
+
Все взрослые члены кибуцов числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для [[Нелегальная миграция|нелегальных репатриантов]], в перевозке которых в подмандатную [[Палестина|Палестину]] киббуцное движение принимало активное участие. Части Палмаха были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцов в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие [[форпост]]ами обороны страны и препятствием для проникновения террористов. Значительно число членов кибуцов в командном составе [[Армия обороны Израиля|Армии обороны Израиля]]
-
== Количество кибуцев и их членов ==
+
== Количество кибуц и их членов ==
{| class="prettytable"  
{| class="prettytable"  
|----- align="center"
|----- align="center"
-
! Год !! Население кибуца !! Количество кибуцев
+
! Год !! Население кибуц !! Количество кибуц
|----- align="center"
|----- align="center"
| 1910 || 10 || 1
| 1910 || 10 || 1
Строка 46: Строка 47:
| 2001 || 115.500 || 267
| 2001 || 115.500 || 267
|----- align="left"
|----- align="left"
-
| colspan="3" | *После войны за независимость в [[1949]] году 50 кибуцев были заново основаны.
+
| colspan="3" | *После войны за независимость в [[1949]] году 50 кибуц были заново основаны.
|}
|}
-
== Виды кибуцев ==
 
-
Вслед за изменениями в обществе и изменением разных законов, затрагивающих существование кибуцев, их уклад и формы их участия в экономике Израиля, с 2005 года всем кибуцам был присвоен один из трех следующих статусов:
 
-
* общинный кибуц (традиционная форма)
 
-
* обновленный кибуц (только частичное обобществление)
 
-
* городской кибуц
 
-
== Идеологические течения ==
 
-
Все киббуцы Израиля принадлежат трём киббуцным течениям. Самое массовое (85 % всех кибуцев), «Киббуцное Движение» ({{lang-he|התנועה הקיבוצית}} — «Тнуа кибуцит»), представляет федерацию двух киббуцных организаций с различными идеологическими платформами, возникшую после ряда слияний и разъединений на базе старейших светских сионистских движений, таких как [[Ха-шомер ха-цаир]]. Еще 19 кибуцев приходятся на сионистко-религиозное течение «Ха-Киббуц ха-дати ха-поэль ха-мизрахи» ({{lang-he|הקיבוץ הדתי הפועל המזרחי}} и 2 кибуца были организованы рабочим ультраортодоксальным (''[[харедим]]'') движением «Поалей агудат исраэль» ({{lang-he|פועלי אגודת ישראל}}).
 
-
 
-
<!-- В Хевер ха-квуцот объединились в 1925 г. небольшие квуцот, в том числе и первые, наиболее состоятельные сельскохозяйственные коммуны, побуждаемые необходимостью упрочить связь с молодыми коммунами, нуждавшимися как в инструктаже, так и в материальной поддержке. Идеологию Хевер ха-квуцот, созданную после провала попыток объединить все квуцот и киббуцы, отличало строгое соблюдение принципа полной автономии каждой из вошедших в него коммун и невмешательство центра в ее внутренние дела. В отличие от других объединений, Хевер ха-квуцот долгое время не имела организационных связей с халуцианскими организациями за рубежом, и это, а также прекращение репатриации из послереволюционной России лишало ее возможности пополнять свои ряды в соответствии с потребностями быстро аразвивающегося хозяйства многих отдельных квуцот. Лишь после того, как в начале 1930-х гг. члены молодежного движения Гордония начали прибывать в Эрец-Исраэль, Хевер ха-квуцот стала пополнять уже существующие и создавать под своей эгидой новые коммуны.
 
-
 
-
Среди основателей и руководителей Хевер ха-квуцот были Иосеф Барац (1890–1968) и К. Луз; после слияния в 1933 г. Хевер ха-квуцот с Гордонией к ним присоединился лидер Гордонии П. Лавон. По политическим взглядам члены квуцот, входивших в Хевер ха-квуцот, первоначально принадлежали к партиям Ха-По‘эл ха-ца‘ир и Ахдут ха-‘авода (см. Тну‘а ле-ахдут ха-‘авода). Когда в 1930 г. эти партии объединились в Мапай, большинство киббуцов Хевер ха-квуцот присоединились к ней.
 
-
 
-
В 1951 г. Хевер ха-квуцот объединилась с коммунами Ха-Киббуц ха-меухад (покинувшими ее во время раскола, вызванного идейными разногласиями), создав вместе Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим. Это объединение, насчитывавшее при основании 74 киббуца, в то время самое крупное в Израиле, создало новые организационные рамки и выдвинуло многих своих членов на политические и общественные посты, развернуло активную поселенческую, хозяйственную, социальную и воспитательную деятельность. Велась интенсивная просветительская работа среди израильских и зарубежных молодежных движений, был основан ряд новых поселений. Члены объединения в большинстве своем входили в Мапай и занимали видные должности в партии, Хистадруте, Еврейском агентстве и правительственных органах. Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим либерализовало нормы киббуцной жизни, стремясь полнее приспособить ее к меняющимся условиям, в частности менее строго, чем другие движения, относилось к применению наемного труда.
 
-
 
-
Пионеры третьей и четвертой алии стремились к созданию коммун, которые, в отличие от организационно замкнутых квуцот, были бы крупными и открытыми для новых членов хозяйствами. Значительная часть вновь прибывших присоединилась сначала к движению Гдуд ха-‘авода, которое задалось целью создать «общую коммуну еврейских рабочих», а после раскола последнего объединились в движение Ха-Киббуц ха-меухад (1927), в основном состоявшее из членов движения Хе-Халуц. Его основной идеей было создание киббуцов, основанных как на земледелии, так и на других отраслях хозяйства, и открытых для всех желающих присоединиться к коммуне. Объединение привлекало халуцианскую молодежь из-за границы, направляя посланцев для воспитания и подготовки резервов, а в 1930 г. стало инициатором создания киббуцной промышленности. Секретариат течения пользовался широкими полномочиями в вопросах планирования экономической деятельности отдельных киббуцов, абсорбции новых олим, создания новых киббуцов и перевода членов из одного киббуца в другой в соответствии с нуждами объединения. Особый вклад внесло Ха-Киббуц ха-меухад в дело обороны ишува, став инициатором создания Палмаха, подразделения которого были расквартированы преимущественно в киббуцах объединения. Входившие в состав Ха-Киббуц ха-меухад поселения примыкали в основном к левому крылу партии Мапай. Во главе движения стоял И. Табенкин.
 
-
 
-
После раскола Мапай в 1944 г. большинство членов Ха-Киббуц ха-меухад покинули Мапай и вместе с Ха-Киббуц ха-арци создали партию Мапам. В результате обострения разногласий между членами Мапай и сторонниками Мапам, главным образом по вопросу об ориентации на Советский Союз, Ха-Киббуц ха-меухад раскололось: 22 киббуца, в которых большинство были сторонниками Мапай, вышли из объединения, а в пяти киббуцах произошло разделение.
 
-
 
-
 
-
Деятели Ха-Киббуц ха-меухад также занимали видное место в правительственных и национальных учреждениях, создали центры для проведения просветительной работы среди трудящихся Израиля и исследования истории и идеологии киббуцного движения, основали крупное книгоиздательство «Хоцаат ха-киббуц ха-меухад», Музей исследования Катастрофы (в киббуце Лохамей-ха-Геттаот) и худо жест­венный музей (в Эйн-Хароде).
 
-
 
-
С объединением в начале 1968 г. партии Мапай и Ахдут ха-‘авода (см. Израильская партия труда) произошло объединение и Ха-Киббуц ха-меухад с Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим, создавших в 1979 г. Ха-Тну‘а ха-киббуцит ха-меухедет, которое в 1986 г. насчитывало 162 киббуца с населением около 75 тыс. человек, из которых 40 тыс. человек являлись членами киббуцов.
 
-
 
-
Объединение Ха-Киббуц ха-арци создали члены движения Ха-Шомер ха-ца‘ир из Польши, прибывшие в подмандатную Палестину в начале 1920-х гг. Большому и открытому киббуцу они предпочитали небольшую, тесно сплоченную коммуну, в центре внимания которой стоит индивидуум. Из ядра, насчитывавшего в 1927 г. четыре киббуца, объединение в последующие годы быстро разрослось благодаря массовой репатриации тысяч членов Ха-Шомер ха-ца‘ир. До конца британского мандата Ха-Шомер ха-ца‘ир ставило целью создание двунационального еврейско-арабского государства на территории Эрец-Исраэль. Объединение, рассматривающее себя как орудие осуществления идеалов сионизма, классовой борьбы и строительства социализма в Эрец-Исраэль, придавало большое значение идейной подготовке лиц, вступающих в составляющие его киббуцы, каждому из которых оно предоставляло полную автономию. Особое внимание уделяет Ха-Киббуц ха-арци воспитанию детей и имеет свою сеть начальных и средних (региональных) школ. Кроме существующих и в других киббуцных объединениях средств взаимопомощи (ссудные фонды, организованная закупка), Ха-Киббуц ха-арци создало организацию по сбыту продукции своих промышленных предприятий и книгоиздательство «Сифрият по‘алим». Объединение поддерживает тесные контакты с движением Ха-Шомер ха-ца‘ир за рубежом. Ха-Киббуц ха-арци выступает в защиту интересов работников-арабов и за союз с ними. Созданная им политическая организация Ха-Лига ха-социалистит принимает в качестве членов также лиц, не принадлежащих к какому-либо киббуцному объединению.
 
-
 
-
Враждебное отношение Советского Союза к сионизму и Государству Израиль нанесло удар по симпатиям Ха-Киббуц ха-арци к коммунистической идеологии, особенно усилившимся в 1940–50-х гг., когда Ха-Киббуц ха-арци призывало ориентироваться на «силы завтрашнего дня», и привело к более трезвой оценке достижений советской власти и к идейному кризису, вследствие которого члены некоторых киббуцов, особенно приверженные коммунизму, покинули их или были изгнаны из них. После Шестидневной войны Ха-Киббуц ха-арци по политическим причинам воздерживается от создания своих поселений за «зеленой чертой» (за исключением Голана). К середине 1980-х гг. Ха-Киббуц ха-арци объединял 83 киббуца с населением около 42 тыс. человек. На протяжении многих лет во главе движения стояли М. Я‘ари и Я. Хаззан.
 
-
 
-
Ха-Киббуц ха-дати, течение, основанное в 1935 г. четырьмя халуцианскими группами из Германии и Польши, создало до образования государства десять религиозных киббуцов — в долине Бет-Шеан, возле Газы и в горах Хеврона (Гуш-‘Эцион; были уничтожены Арабским легионом в ходе Войны за Независимость и частично восстановлены после Шестидневной войны потомками их основателей). К середине 1980-х гг. Ха-Киббуц ха-дати объединяло 17 киббуцов с населением 7,3 тыс. человек, из которых около трех тысяч — члены киббуцов.
 
-
 
-
Идеология движения Ха-Киббуц ха-дати основана на сочетании национальных, социалистических, религиозных и этических идеалов библейских пророков (Тора ва-‘авода). Структура хозяйства в религиозных киббуцах не отличается от таковой в других киббуцах, но образ жизни их членов отличает обязательное следование предписаниям Галахи. Члены движения, первоначально входившие в партию Ха-По‘эл ха-мизрахи, принадлежат к Национальной религиозной партии (Мафдал). Ха-Киббуц ха-дати ведет активную работу в молодежном религиозном движении Бней-‘Акива, члены которого создали несколько киббуцов в рамках Ха-Киббуц ха-дати.
 
-
 
-
Несмотря на идеологические расхождения, характеризующие киббуцное движение, киббуцные объединения сходны в основных функциях и организационной структуре. Один раз в три или четыре года представители киббуцов каждого объединения (избираемые всеми членами киббуца) на общем собрании избирают Центр объединения, который выбирает секретариат и подчиненные секретариату комитеты, ведающие экономикой объединения, абсорбцией репатриантов, просвещением, вопросами безопасности и т. п. Материальную взаимопомощь каждое объединение осуществляет, создавая фонды (из взносов богатых киббуцов; с течением времени развившиеся в крупные финансовые учреждения) и органы по общей закупке и другим потребностям в области киббуцной экономики. Созданный в 1962 г. Брит ха-тну‘а ха-киббуцит (Союз киббуцного движения) ведает с согласия отдельных киббуцных объединений общими для них всех делами, а также представляет киббуцное движение перед органами правительства, Еврейским агентством и Хистадрутом. Союз предоставляет средства на учительские семинарии (Семинар ха-киббуцим).
 
-
-->
 
-
 
-
<!--
 
-
לקיבוצים שלוש תנועות:
 
-
תנועה משותפת, "התנועה הקיבוצית", המהווה ארגון-גג של שתי תנועות קיבוציות ואידאולוגיות נפרדות זו מזו: "התנועה הקיבוצית המאוחדת" שנוסדה ב-1979 מאיחוד של שתי תנועות ותיקות יותר: "הקיבוץ המאוחד" ו"איחוד הקבוצות והקיבוצים", ו"הקיבוץ הארצי השומר הצעיר",
 
-
"הקיבוץ הדתי הפועל המזרחי",
 
-
"פועלי אגודת ישראל".
 
-
למעלה מ-85% מכלל הקיבוצים משתייכים לתנועה הקיבוצית.
 
-
כמו כן, קיימת חלוקה בין הקיבוצים על-פי סיווג גרעיני ההתיישבות הראשונים בהם, ובעיקר על פי תנועות הנוער אליהם השתייכו גרעינים אלו. התנועות העיקריות הן הנוער העובד והלומד, השומר הצעיר והמחנות העולים.
 
-
-->
 
== Литература ==
== Литература ==
Строка 157: Строка 116:
[[yi:קיבוץ]]
[[yi:קיבוץ]]
[[zh:基布兹]]
[[zh:基布兹]]
 +
 +
 +
{{WikiCopyRight}}

Версия 20:04, 16 января 2010







Файл:Merom Golan.JPG
Кибуц Мером Голан, вид с горы Бенталь

Кибу́ц (ивр. קִבּוּץ‎; первоначально קְבוּצָה, квуца — `группа`, также киббуц) — сельско­­хо­зяйст­вен­ная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.

Содержание

История

Молодежь, прибывшая в Эрец-Исраэль со второй алиёй (1904—1914), была воодушевлена как идеей национального возрождения еврейского народа на его исторической родине, так и социальными идеями, сочетавшими идеи европейского социализма с социально-этическими идеалами библейских пророков. Осуществление этих стремлений (которые в новое время проповедовали Ф. Оппенхеймер, Н. Сыркин и другие казалось простым еще и потому, что в Палестине периода турецкого владычества фактически еще не сложилось общество, которое следовало бы перестраивать, так что вновь возникающее можно было строить на основе идеологии репатриантов. Эта идеология испытала сильное влияние взглядов А. Гордона, видевшего в продуктивном, в первую очередь, сельскохозяйственном труде залог возрождения еврейского народа. Однако реализация этих стремлений натолкнулась на отсутствие земельных участков, пригодных для сельскохозяйственного использования, климатические и природные трудности, скудость средств, враждебность турецкой администрации и соседей-арабов, а также на недоброжелательное отношение чиновников барона Э. Дж. Ротшильда. Чтобы преодолеть эти тяжелые условия, необходимо было создать новый образ жизни, а для выполнения идеологических задач требовалось коренным образом изменить структуру экономической деятельности. Кибуц, основанный на принципе коллективного владения имуществом и средствами производства, равенства в работе, потреблении и социальных услугах, на отказе от наемного труда, был идеальным ответом как на экономические и политические препятствия, так и на идеологические запросы поселенцев, главными выразителями которых стали И. Трумпельдор и Маня Шохат. Первое основанное на коллективных началах сельскохозяйственное поселение, квуца Дгания, было создано в 1909 г. К концу 1-й мировой войны в стране уже было восемь сельскохозяйственных коммун, в которых состояло, в общей сложности, 250—300 человек.

Файл:Kibbutz Barkai panorama 01a.jpg
Панорамный вид кибуца Баркай в районе Вади Ара

С установлением британской власти в подмандатной Палестине (1920) и началом третьей алии киббуцное движение стало интенсивно развиваться. Многочисленные халуцим, прибывшие из России и Польши, включались в существующие или организовывались в новые сельскохозяйственные, а также рабочие коммуны, крупнейшей из которых был Гдуд ха-‘авода. Наряду с небольшими, в начале 1920-х гг. были основаны и крупные сельскохозяйственные коммуны: Бет-Альфа, Гева (1921), Дгания-Бет (1920), Кирьят-‘Анавим, Тель-Иосеф (1921), Хефци-Ба (1922), Эйн-Харод, Ягур и другие. За годы британского правления в Эрец-Исраэль число кибуцов и квуцот возросло до 176, а их население в конце мандатного периода насчитывало 47,4 тыс. человек (около 23 тыс. членов).

С 1948 года основание новых кибуцов несколько замедлилось. Основной людской резерв кибуцов — члены халуцианских движений в Европе — был уничтожен во время 2-й мировой войны. Волна репатриантов, хлынувшая в Эрец-Исраэль после 1948 года, состояла главным образом из евреев Азии и Африки и европейских евреев, переживших Катастрофу, которые не были склонны к жизни в коммунах, и, обращаясь к сельскому хозяйству, предпочитали им создававшиеся в то время многочисленные мошавы.

Тем не менее, число кибуцов продолжало расти за счет алии молодежной из Европы и Америки, а также притока уроженцев страны. По переписи 1983 года в Израиле насчитывалось 267 кибуцов, в которых жили около 116 тыс. человек — 69 тыс. трудоспособных членов и 47 тыс. детей и стариков. В еврейском населении Израиля жители кибуцов составляли в указанном году около трех процентов (до основания государства — семь процентов).

Разветвлённая сеть кибуцов в разных районах страны до и после возникновения Государства Израиль сыграла важную роль в решении одной из главных задач сионистского движения — создания класса еврейских земледельцев, способных обеспечить еврейское население необходимыми сельскохозяйственными продуктами. В относительно короткий срок новые поселенцы, лишь часть которых прошла подготовку на учебных фермах (хаввот хахшара), организованных группами халуцим за границей, создали в Эрец-Исраэль высокопродуктивное сельское хозяйство, не уступающее по уровню хозяйствам развитых стран с многовековой земледельческой традицией.

Сельскохозяйственные поселения создавались на крайне скромные средства Всемирной сионистской организации. Первые годы поселенцы были вынуждены жить в палатках или бараках и довольствоваться скудным рационом. Тяжелые условия жизни усугублялись болезнями, в первую очередь малярией. Во многих местах поселенцам часто угрожала опасность вооруженных нападений соседей-арабов. Сплоченность кибуцов, целеустремленность их членов, планомерная организация трудовой деятельности способствовали тому, что такие бедствия причиняли им менее серьезный и менее длительный ущерб, чем сельским поселениям других видов (например, мошавам).

Когда вследствие арабских беспорядков (1936-39) и наложенных британской администрацией ограничений на приобретение земли возникла необходимость создать в короткое время значительное число поселений в районах, где до тех пор не было еврейского населения, киббуцное движение было наиболее активным в сооружении быстровозводимых пунктов типа хома у-мигдал (стена и башня). В 1936-47 гг. были созданы 118 способных к самообороне поселений, в большинстве кибуцы. Киббуцное движение основало и большинство первых сельскохозяйственных поселений в Негеве, к планомерному заселению которого приступили лишь в 1943 году.

Все взрослые члены кибуцов числились в отрядах Хаганы с самого её возникновения; кибуцы служили как её базами, так и прибежищем для нелегальных репатриантов, в перевозке которых в подмандатную Палестину киббуцное движение принимало активное участие. Части Палмаха были расквартированы в кибуцах, где они тренировались и несли охранную службу, одновременно помогая членам кибуцов в сельскохозяйственной работе. После провозглашения государства вдоль границы и в стратегических пунктах были созданы кибуцы, ставшие форпостами обороны страны и препятствием для проникновения террористов. Значительно число членов кибуцов в командном составе Армии обороны Израиля

Количество кибуц и их членов

Год Население кибуц Количество кибуц
1910 10 1
1920 805 12
1940 26.554 82
1950* 66.708 214
1970 85.110 229
1990 125.100 270
2001 115.500 267
*После войны за независимость в 1949 году 50 кибуц были заново основаны.



Литература

Ссылки

als:Kibbuz ar:كيبوتس bg:Кибуц bs:Kibuc ca:Quibuts cs:Kibuc cy:Cibwts da:Kibbutzel:Κιμπούτςeo:Kibucoet:Kibuts fa:کیبوتص fi:Kibbutzhr:Kibuc hu:Kibuc id:Kibbutzja:キブツ ka:კიბუცი ko:키부츠 lb:Kibbuz lt:Kibucas lv:Kibucs nl:Kibboets nn:Kibbutz no:Kibbutz pl:Kibuc pt:Kibutz ro:Kibuţsl:Kibuc sr:Кибуц sv:Kibbutz sw:Kibutsi tl:Kibuts tr:Kibbutzzh:基布兹


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация