м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Хаммурапи]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Хаммурапи''', шестой царь (1792–1750 гг. до н. э.) первой династии Вавилона (см. [[Месопотамия]], [[Вавилония]]).
| + | |
- | | + | |
- | == Завоеватель ==
| + | |
- | | + | |
- | Когда Хаммурапи взошел на престол, Вавилон был небольшим аморрейским (см. [[Аморреи]]) городом-царством. На протяжении первого десятилетия правления Хаммурапи Вавилон был вассалом Ассирии (см. [[Месопотамия]]).
| + | |
- | | + | |
- | Со смертью ассирийского царя Шамши-Адада I начался упадок ассирийской мощи. К 29-му году своего правления Хаммурапи удалось объединить под своей властью соседние города и начать кампанию по завоеванию всей Месопотамии, которой он овладел на протяжении последующего десятилетия.
| + | |
- | | + | |
- | В 30-й год своего правления Хаммурапи нанес поражение правителю Ларсы Рим-Сину, в 32-й год завоевал [[Мари]], а в 38-й год полностью подчинил Ассирию.
| + | |
- | == Автор свода законов ==
| + | |
- | | + | |
- | Хаммурапи был автором свода законов, продолжавшего традицию шумерского законодательного кодекса Ур-Намму (конец 3 тыс. до н. э.) и во многих существенных чертах близкого к несколько более древнему кодексу Эшнунна.
| + | |
- | | + | |
- | Полный текст кодекса Хаммурапи сохранился на обнаруженной в 1902 г. двухметровой стеле черного камня.
| + | |
- | | + | |
- | Своим объемом кодекс Хаммурапи значительно превосходит все предшествующие законодательные своды, на которых он основывается: 282 параграфа кодекса трактуют уголовное, гражданское и коммерческое право.
| + | |
- | | + | |
- | Кодекс Хаммурапи отражает деление общества на три основных класса: свободных людей (авилум), государственных крепостных (мушкенум, ср. ивритское мискеним, `бедняки`) и рабов (вардум).
| + | |
- | | + | |
- | Язык кодекса — ранний образец классического аккадского языка, и его литературное влияние превосходит юридическое: кодекс в целом и в особенности его литературной части — введение и заключение — превратились в стилистический образец, изучавшийся в течение последующего тысячелетия в месопотамских школах клинописи.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих существенных чертах кодекс Хаммурапи служит ключом к пониманию правовой мысли Ближнего Востока и проливает свет на библейское законодательство.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|14437|ХАММУРАПИ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Древняя история евреев]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |