Онкелос
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Kla (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
Строка 35: | Строка 35: | ||
[[fr:Onkelos]] | [[fr:Onkelos]] | ||
[[he:אונקלוס]] | [[he:אונקלוס]] | ||
- | |||
[[nl:Onkelos]] | [[nl:Onkelos]] | ||
- | [[yi:אונקלוס]]{{WikiCopyRight}} | + | [[yi:אונקלוס]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]{{checked_final}} | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]{{checked_final}} |
Версия 18:46, 29 января 2013
Онкелос (ивр. אונקלוס הגר, греч. Άγκολος или Άγκυλιον; конец I века н. э.) — римлянин-прозелит, то есть перешедший в еврейство.
Содержание |
Личность Онкелоса
Прозелит Онкелос часто отождествляется в Талмуде и Тосефте с прозелитом Аквилой, поскольку по-гречески их имена звучат похоже: Άγκολος и Άγκυλιον. На основании этого отождествления Таргум к Пятикнижию получил известность как «Таргум Онкелоса». В то же время, существовал также и танна под именем Онкелос,[1] который является автором одного толкования о херувимах в Храме.[2] Поскольку его мнение приводится, как изречение танны, это не мог быть Аквила, чьи библейские толкования во всей талмудическо-мидрашитской литературе приводятся лишь в качестве мнения переводчика.
Для характеристики Онкелоса надо отметить его крайне строгое соблюдение законов ритуальной чистоты; он в своей повседневной жизни соблюдал и те особые законы чистоты, которые предписываются лишь в отношении сакральных предметов. В этом отношении он превзошёл даже патриарха р. Гамлиила II, который также отличался строгостью в соблюдении этих законов[3]. Однажды оба они были в Аскалоне, и Онкелос принимал ритуальное омовение в море, так как, по его мнению, все места для купанья, расположенные вне Земли Израиля, не годны для ритуальных целей; патриарх, однако, не был так категоричен.[4] Между ними, по-видимому, были самые близкие отношения, так как Онкелос почти всюду цитируется рядом с патриархом.[5] Когда р. Гамлиил умер, Онкелос устроил ему торжественные похороны, сжёг дорогие вещи — обычай при похоронах царских особ.[6]
Об Онкелосе существует следующее предание. Онкелос был сыном Калонимоса или, по другому чтению, Калоникоса. Когда он перешел в иудейство, римский император послал за ним солдат, чтобы арестовать его, но Онкелос обратил их в иудейство, прочитав им разные стихи из Библии. Император послал других солдат, а затем еще раз, но Онкелос их так же обратил в иудейство. В четвертый раз император строго приказал солдатам не вступать ни в какие разговоры с Онкелосом. Арестовав его, солдаты заметили, что Онкелос приложил руку к мезузе на косяке дверей; они обратились к Онкелосу с вопросом: «что это значит?». Онкелос объяснил, и тогда солдаты перешли в иудейство.[7]
Этот рассказ, а также сказание о некромантических действиях, которые совершал «Онкелос, сын Калоникоса, племянник Тита»[8], являются, вероятно, вавилонскими версиями сказаний, создавшихся в Палестине вокруг имени Аквилы и Флавия Домитиллы. В Вавилонии мало знали о прозелите Аквиле, в то время как об Онкелосе знали из таннаитских традиций; отсюда их смешение. Это объясняет также утверждение Талмуда[9], что «Онкелос перевёл Пятикнижие на арамейский язык под руководством р. Элиезера и р. Иехошуа». Так как здесь Аквила уступает место Οнкелосу, то естественно, что перевод должен быть арамейским, ибо греческая Библия была мало известна в Вавилонии.
Таргум Онкелоса
Онкелос перевёл Тору на арамейский язык, который являлся разговорным в еврейской среде того времени. Благодаря своей простоте и понятности, перевод Онкелоса стал — с одобрения еврейских законоучителей — самым распространённым переводом Торы во всей еврейской диаспоре. По мнению исследователей, перевод Онкелоса был составлен в Стране Израиля в эпоху Мишны и отредактирован в Вавилоне в эпоху Талмуда.
Для этого таргума характерен почти повсеместный буквализм в переводе прозаических частей Пятикнижия и мидрашное толкование в переводе поэтических отрывков.
Примечания
- ↑ Pape, "Wörterb. der Griechischen Eigennamen, 3d ed., I, 11
- ↑ Талмуд, Баба Батра 99а
- ↑ Tocефта, Хаггига III, 2—3
- ↑ Tocефта, Микваот VI, 3
- ↑ кроме указанных мест, ср. Tocефта, Келим и Иерусалимский Талмуд, Баба Батра II, 4
- ↑ Tocефта, Шаббат VII [VΙΙΙ, 18]; Вавилонский Талмуд, Авода Зара 11a; Семахот, VII
- ↑ Талмуд, Авода Зара 11a
- ↑ Талмуд, Гиттин 57б
- ↑ Талмуд, Меггила 3а
Источники
- Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
Ссылки
- Статья «Онкелос и Аквила» в Электронной еврейской энциклопедииnl:Onkelos
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.