Хайнеман, Ицхак
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Философы Израиля» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Лауреаты Государственной премии Израиля» с помощью HotCat) |
||
Строка 64: | Строка 64: | ||
[[Категория:Еврейские философы]] | [[Категория:Еврейские философы]] | ||
[[Категория:Философы Израиля]] | [[Категория:Философы Израиля]] | ||
+ | [[Категория:Лауреаты Государственной премии Израиля]] |
Версия 20:24, 13 января 2013
Источник: | ||||||||
|
Хайнеман, Ицхак (Heinemann, Isaac; 1876, Франкфурт-на-Майне, – 1957, Иерусалим), израильский философ и ученый.
Биографические сведения
Получил университетское образование в Германии, учился также в Берлинской раввинской семинарии.
В 1918–38 гг. читал лекции по еврейской литературе и философии в Еврейской теологической семинарии в Бреслау (см. Вроцлав), где со временем получил пост профессора.
С 1920 г. был редактором «Монатсшрифт фюр гешихте унд виссеншафт дес юдентумс».
В 1939 г. поселился в Иерусалиме, продолжал изучение еврейской философии.
Труды
Среди трудов Хайнемана по эллинистической и средневековой еврейской философии на немецком языке написаны: «Греческий источник Премудрости Соломона» (1921; см. Апокрифы и псевдоэпиграфы), «Метафизические сочинения Посидония» (1921–28), «Учение о предназначении человека в греко-римской древности и в еврейском средневековье» (1926), «Греческое и еврейское образование Филона» (тт. 1–2; 1929–32), «Древние еврейские аллегории» (1936); на иврите: «Таамей hа-мицвот бе-сифрут Исраэль» («Обоснования заповедей в еврейской литературе», 1942–57) и «Дархей hа-Аггада» («Пути Аггады», 1950). В 1947 г. Хайнеман опубликовал сокращенный комментированный перевод на английском языке «Сефер hа-кузари» Иехуды hа-Леви.
Свои философские взгляды на проблемы современного еврейства и влияние на него европейской культуры Хайнеман выразил в опубликованных по-немецки лекциях «Современные проблемы в свете еврейского жизненного мировоззрения» (1921) и очерках «Исторические корни гуманистической мысли нового времени» (1930).
В этих трудах ученый рассматривает такие актуальные проблемы, как милитаризм и пацифизм, анализируя подходы, основанные на греческой, христианской и немецкой традициях, в сравнении с еврейским подходом в Священном Писании.
Эти сравнения позволили Хайнеману сделать вывод о правильности еврейского подхода и о том, что еврейство должно опираться на свою собственную традицию и занять место в мировой культуре не путем отказа от своей веры, а напротив, путем приверженности к ней.
В труде «Учение о предназначении человека в греко-римской древности и в еврейском средневековье» Хайнеман доказывал, что хотя еврейская философия восприняла идеи греческой, это произошло лишь после того, как учения Аристотеля и Платона были реинтерпретированы в духе иудаизма и христианства и впитали в себя эсхатологическое мировоззрение.
Поэтому греческое влияние на иудаизм не привело к внутреннему конфликту в нем, а напротив, способствовало развитию оригинальной еврейской философской мысли, которая, в свою очередь, оказала влияние на европейскую культуру и которая поэтому образует важное звено в истории западной философии.
Признание заслуг
В 1955 г. был удостоен Государственной премии Израиля по иудаистике.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЙНЕМАН Ицхак в ЭЕЭ