Хилла (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Населённые пункты по алфавиту» с помощью HotCat)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)

Версия 11:11, 3 мая 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хилла, город в Ираке, в нижнем течении реки Евфрат, в 6 км к югу от развалин древнего Вавилона и в 108 км от Багдада; одно из древнейших еврейских поселений в Вавилонии.

Содержание

До нашей эры

Евреи обосновались здесь после разрушения Первого храма (см. Пленение вавилонское), привлеченные благоприятным географическим расположением этого места на берегу левого притока реки Евфрат, плодородными почвами и живописной природой.

Средние века

В средние века поселение называлось Ал-Джамисан (`две мечети`), и в нем было многочисленное еврейское население.

Город был основан в 1102 г. арабским принцем Саифом ал-Давла из династии Мазьядидов.

Когда город стал резиденцией династии, он превратился в важный торговый и общественный центр, и его еврейское население постоянно росло по сравнению с общим снижением численности евреев в Вавилонии в средние века.

Биньямин из Туделы, побывавший в Хилле в 1170 г., писал, что там жили десять тысяч евреев и были четыре синагоги, одна из них названа в честь рабби Меира, чья могила находилась рядом с синагогой.

Птахия из Регенсбурга подтверждает эти сведения и сообщает, что мусульмане тоже почитали могилу рабби Меира.

Сохранились проповеди Ицхака Сар Шалома (начало 13 в.) «Матэ оз» («Жезл силы»), прочитанные им в разных городах, включая Хиллу.

Тринадцатый - четырнадцатый век

В 13–14 вв. положение евреев в Вавилонии ухудшилось, но община в Хилле продолжала существовать.

В 1390 г., во время завоевания города Тамерланом, многие евреи были сожжены в одной из городских синагог.

Восемнадцатый век - двадцатый век

Источники 18 в. сообщают, что в еврейской общине Хиллы было много купцов и они поддерживали тесную связь с общиной Багдада. В 19 в. в Хилле были две синагоги; численность евреев к началу 20 в. составляла более тысячи, а в 1946 г. — 1400 человек.

До начала 20 в. мусульмане угнетали евреев, вынуждали их жить в еврейском квартале в центральной части города и соблюдать Омаровы законы (носить отличительный знак, не носить обуви, не ездить на лошадях и ослах по городу, не прикасаться к фруктам и овощам на рынке и не покупать их и т. д.).

Запрещалось строить дома с балконами, нависающими над улицей, чтобы не вынуждать мусульман проходить под ними. 

Евреи занимались торговлей, ювелирным делом, обменом денег, сельским хозяйством и посредничеством в торговле товарами, отправляемыми по Евфрату.

Среди еврейского населения было много бедняков, но были и зажиточные семьи (например, семья Менахема Салиха Даниэля).

Еврейскую общину возглавлял наси, которого назначал правитель города. Наси руководил общиной и вел ее дела.

Образование в 19 в., как и прежде, было традиционным, евреи учились в бет-мидраше. Альянс открыл в Хилле две школы — в 1907 г. для мальчиков и в 1921 г. для девочек.

В 1950 г. в первой было 210, а во второй — 180 учащихся. В городе была также небольшая община караимов.

В селении в 32 км от Хиллы находится могила пророка Иехезкеля — место паломничества как евреев, так и христиан.

Это привлекало в Хиллу многих путешественников. Могила неоднократно переходила то к еврейской общине, то к почитавшим ее мусульманам, к которым в 1951 г. она перешла окончательно, так как подавляющее большинство иракских евреев совершило алию в Израиль, и община Хиллы прекратила свое существование.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХИЛЛА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация