Еврейская шляпа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{Остатье | ТИП СТАТЬИ = 1 | АВТОР1 = Л.Гроервейдл | АВТОР2 = | АВТОР3 = | СУПЕРВАЙЗЕР = | ПРОЕКТ = | …») |
|||
Строка 13: | Строка 13: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} {{Заготовка_раздела}} | }} {{Заготовка_раздела}} | ||
- | <!-- :'' | + | |
+ | :'' Эта статья о головном уборе средневековых европейских евреев. О современной еврейской ермолке, см. [[Кипа]].'' | ||
+ | <!-- | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[File: Кодекс Манессье Сасскинд фон Trimberg.jpg | пальца | 280px | еврейского поэта [[Сасскинд фон Trimberg]] носил еврейскую шляпу ([[Кодекс Манессье]], 14-го века).]] | ||
+ | [[File: Meister де Манна-Wunders 001.jpg | 270px | пальца | Христианская картина Старого Завета жертвоприношения, 1483, с различными формами еврейской шляпы, а также тюрбаны и другие экзотические стили. К этой дате трудно судить, насколько иллюстрации, как они относятся к фактическим современного платья в Европе, или попытка воссоздать исторически соответствующие древних платье из стилей современного Ближнего Востока.]] | ||
+ | |||
+ | «Еврейской шляпе'' ''' также известный как''' еврейская шапка'' ',''''' Judenhut'''' '([[немецкий язык | немецкий]]) и [[латинский язык | Латинский ]]'' pilleus Корнута'' ("рогатых тюбетейке»), был конусообразный [[остроконечной шляпе]], часто белые или желтые, носили евреи в [[средневековой Европе]], и некоторые из [[мусульманский мир | исламского мира.]] Первоначально носил выбор, его ношение было приведено в исполнение в некоторых местах в Европе [[Четвертый совет Латеранский | после 1215]] для взрослого мужчины [[евреи]] ы носить в то время как за пределами [[гетто]], чтобы отличить евреев от других. Как и в [[фригийский колпак]] она часто напоминает, шляпа, возможно, возникла в доисламские [[Персией]] похожие шляпы носили вавилонские Средневековая еврейская история: энциклопедия. Редакция Норман Рот, Routledge] шляпу носят [[зороастрийской]] священников в картинах на [[Dura Europas]] (но не любых фигур в современной синагоги) очень похожа на некоторые из самых ранних европейских примеров, те носили по Ветхому Завету фигуры на рельефах из дверей [[Сан-Зено, Верона]], ок. 1100 ([http://books.google.co.uk/books?id=spKxJeHJgTAC&pg=PA1137&dq=San+Zeno+bronze+doors]) - [http://pro.corbis.com/images/VN002426.jpg? Размер = 67 & UID =% 7BFABB5CAB-C7F1-427B-A746-B0FFC7CB87A7% 7D Corbis] меньше, чем идеал фото - см., например, средней панели в строках 2 и 3. </ исх> | ||
+ | |||
+ | Современная отличительная или характерные еврейские мужчины форм головных уборов включает [[кипу]] (тюбетейки), [[shtreimel]], [[spodik]], [[kolpik]], [[kashket]] а и [[Fedora]] , см. также [[хасидский иудаизм # Головные уборы | хасидских головных уборов.]] | ||
+ | |||
+ | == Европа == | ||
+ | [[File: Süddeutscher Glasmaler 001.jpg | пальца | 200px | [[Даниил]] в [[витражей]], [[Аугсбург]], [[Германия]], первая половина 12-го века]] | ||
+ | [[File: DetailOfMedievalHebrewCalendar.jpg | пальца | слева | 250px | Это еврейская цифра носит еврейскую шляпу, в детали средневекового [[еврейском календаре]], напомнил евреям [[пальма | пальмовую ветвь]] ([ [лулав]]), мирт ветки, ветви ивы, и [[цитрона]] ([[Этрог]]), который состоится в руке и должны быть доведены до синагоги во время праздника [[Суккот]] , в конце курортного сезона осень.]] | ||
+ | В Европе еврейская шляпа видна во Франции с 11-го века, и Италия с 12-го, по-видимому, прибывающих из исламского мира. В [[кипу # кодификации в еврейском законе | еврейского закона]], соблюдающие евреи должны держать их головы покрыты почти все время <ref> Хотя это не возможно, еще не приобрел силу закона в этот период.. См. Roth цит. </ Исх> В отличие от [[желтый знак]], еврейская шляпа часто видели в иллюстрированных рукописей на иврите, а затем был включен немецких евреев в их уплотнения и [[Герб]], предполагая, что по крайней мере первоначально это было расценено европейскими евреями как "элемент традиционной одежды, а не навязанного дискриминации" <ref> Франсуаза Piponnier и Перрин Мане,.'' платья в средние века'', р. 138, Yale UP, 1997, ISBN 0-300-06906-5. Уплотнения из Норман Рот, цит. Также Schreckenburg р. 15 и везде. </ Исх> шляпа также носили в христианской картины такие фигуры, как [[Сент-Джозеф]], а иногда и [[Иисус]] (см. ниже). Однако, как только "сделал обязательным, шляпа, до сих пор намеренно отличается от шляпы носили христиане, был воспринят евреями в негативном свете". <ref> Piponnier & Mane, ор и страницы соч. </ Исх> закона в [[ Бреслау]] в 1267 году сказал, что поскольку евреи перестали носить остроконечных шапках они носили, это будет сделано Средневековая еврейская история: энциклопедия. Редакция Норман Рот, Routledge] </ исх> | ||
+ | |||
+ | [[Четвертый совет Латеранский]] 1215 года постановил, что евреи и мусульмане должны быть различимы по их одежде (лат. "габитус"), обоснование данного бытия: "В некоторых провинциях платье евреев и [[сарацин]] ы отличает их от христиан, но и в других путаница возникла, так что они не могут быть признаны любые отличительные знаки. Таким образом, по ошибке христиан есть половое сношение с еврейской или сарацин женщин, и евреев и сарацин иметь половые сношения с христианскими женщин. Для того, что преступление такого проклятого смешение не должна в будущем иметь оправдание и уклонении под предлогом ошибки, мы решаем, что (иудеи и сарацины) обоих полов во всех христианских странах должно отличать себя публично от других людей . по одежде, по свидетельству Священного Писания, такие предписания были уже сделаны Моисеем (Lev.19.19; Deut.22.5.11) ". <ref> Schreckenburg, Heinz,'' евреев в христианском искусстве'', р .15, 1996, Continuum, Нью-Йорк, ISBN 0-8264-0936-9 </ исх> | ||
+ | |||
+ | Однако не все европейские средневековые монархи следовали этим папского разрешения. King [[Андрей II Венгрии]] (1177 - 1235), игнорируется в ряде случаев требует от Папы, который приобрел его отлучение от церкви дважды. В то время многие евреи были на королевской службе. Отлучения даже запретил Андрея II от присутствия на свою дочь [[Элизабет Венгрии]] 'с [[канонизации]] в Германии. <ref> Фехер, J. (1967). Magyar Középkori Inkvizicio. Buesnos-Айрес, Аргентина: Редакция Transilvania </ исх> шляпа была главным образом найдены к северу от [[Альпах]], несмотря на некоторые из самых ранних примеров рассматривается в Италии, и не был найден в Испании.. | ||
+ | |||
+ | [[File: Кодекс Святого Петра Perg 7 10v.jpg | 200px | пальца | слева | 12-го века немецким Рождества [[Мария, мать Иисуса | Mary]] с [[Joachim]] носить шляпу]] | ||
+ | Более подробные правила были введены в действие локально правителей, при очень разнообразны сроки и в переменной пути. Решение совета было подтверждено [[Совет Vienne]] в 1311-12. В 1267 году головной убор сделан обязательным в [[Вена]]. Врач получил временное разрешение на ношение его в [[Венеция]] в 1528 году, по просьбе различных уважаемых пациентов. <ref> [Http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=M Еврейская энциклопедия] </ исх> [[папа Павел IV]] приказал в 1555 году, что в [[Папской области]] он должен быть желтым, остроконечная шляпа, а с 1567 в течение двадцати лет она была обязательной в [[Литва]] , но этот период редко можно увидеть в большинстве стран Европы <ref> папы. Bull в [[Cum Nimis абсурда.]] Литва, JE: "Желтый знак" </ исх> Как результат [[еврейской эмансипации]] его использование было официально прекращено, хотя он снижается задолго до этого, и не часто видели после 1500 года; различные формы. из [[желтая эмблема]] были гораздо более долговечны. <ref> Schreckenburg :288-296 </ исх> Это была альтернативная форма отличительный знак, не нашел в Европе до 1215 года, а затем вновь внесено [[ Нацизм | нацисты]]. Это было, вероятно, более широкое соответствии с местными законами, например, английского законодательства сосредоточены на значок, который принял форму из двух [[Скрижали Завета.]] В некоторых фотографий из всех частей [[Средневековье]], раввинов и других еврейских лидеров носить еврейскую шляпу, когда другие евреи этого не сделать, что может отражать реальность. <ref> Например, в загадочном illustations к'' Золотой Агады '' в [[Дармштадт]], около 1300. См. пожертвовать рисунке ниже тоже. </ Исх> | ||
+ | |||
+ | Форма шляпы переменной. Иногда, особенно в 13-м веке, он является мягким [[фригийский колпак]], а чаще в начале периода шляпу с круглой круговыми полями - видимо, жесткая - изогнутый раунд сужающейся верхней, которая заканчивается в точке ., <ref> Например, как носить Ветхого Завета цифры на [[монастыре Klosterneuburg | Klosterneuburg Алтарь]] из 1181 </ Ref> называется "так называемая нефть может ввести" Сара Lipton Lipton <ref>. , 16 </ исх> Меньшие версии усаживаться на верхней части головы также видели. Иногда кольцо окружает какая-то шляпа на дюйм или два на верхней части головы. В 14 веке шар или кисточки появляется в верхней части шляпы, и сужающийся конец становится более стебля с относительно постоянной ширины. <ref> Иногда небольшие прямые "стебли", которые видели раньше, например, Schreckenberg: 77, иллюстрации, 4, из c.1170 </ исх> В верхней части шляпа становится более плоским, или округлые (как на картинке Кодекса Манессье). | ||
+ | |||
+ | К концу Средних веков шляпы неуклонно заменены различные головные уборы в том числе экзотических вспыхнул стиле восточных шляпы, тюрбаны, а с 15-го века, широкие плоские шляпы и большие береты. В картинах на библейские сюжеты эти иногда представляют собой попытки изобразить современную одежду (современный) время носили в [[Святой Земле]], но все же стили можно увидеть в некоторых изображениях современного европейского сцены. Где отличительные заостренные еврейская шляпа остается она стала гораздо менее определенной формы, и мешковатые. Свободные тюрбаны, широкие плоские шляпы и береты, а также новая меховая шапка стилей от [[оседлости]], по-прежнему связаны с евреями вплоть до 18 века и за ее пределами. | ||
+ | |||
+ | == Еврейская шляпа в искусстве == | ||
+ | Еврейская шляпе часто используется в средневековом искусстве для обозначения евреев библейский период. Часто евреев, чтобы те показали показали в невыгодном свете по истории изображаемого, например, менял изгнали Иисуса из храма (Matthew.21.12-17), но это далеко не всегда так. Муж Марии, [[Сент-Джозеф]], часто показывают носить еврейскую шляпу, и Сам Иисус может быть показано носить один, особенно в изображениях'' [[Встреча в Эммаусе]]'', где его ученики делают Не узнала его в первый (Luke.24.13-32). <ref> Schreckenburg :125-196. 12-го века английский, например, [http://www.getty.edu/art/gettyguide/artObjectDetails?artobj=311098&handle=book&pg=3 находится в музее Гетти] </ исх> Иногда это используется, чтобы отличить евреев от других народов, таких как египтяне или филистимлян. Он часто изображается в искусстве от времени и места, где шляпа, кажется, не было действительно обычно носят евреи ", как внешняя и в значительной степени произвольный знак разработан христианских иконописцев", одним из ряда полезных визуальные способы определения типов лиц в средневековом искусстве. <ref> Lipton, 16-19, 17 цитируемый </ исх> | ||
+ | |||
+ | В заметное отличие от формы [[желтая эмблема | Еврейская знак]], еврейская шляпа часто видели на иврите [[Рукопись освещения]] ы, такие как [[Агада | Haggadot]], сделанные в средневековой Европе ('' картинке выше " »). В голове Агада'' птичьего'' (Германия, с. 1300, сейчас [[Иерусалим]]), цифры носят шляпы, сидя съесть [[пасхальный седер.]] <ref> [[Мейер Шапиро]] , Избранные труды, том 3,'' позднеантичного, раннего христианского и средневекового искусства'', стр. 380-86, 1980, Chatto & Windus, Лондон, ISBN 0-7011-2514-4, Lipton, 16-17 </ REF> | ||
+ | |||
+ | Однако в христианском искусстве ношения шляпы могут быть иногда можно увидеть, чтобы выразить отношение к тех, кто носит его. В одном крайнем Например, в рукописи'' [[Библия Moralisée]]'', иллюстрации показан стержня [[Аарон]], который превратился в змею, включение [[фараон]] 'с магами ([[Книга Исход | Exodus]], 7:10-12); [[Моисей]] и Аарон не носите шляпу, но египетские маги делают, показывая не то, что они евреи, но что они, как'' '' евреев, то есть на той стороне спора. Парных [[рондо]] Ниже показаны два [[постриг]] D священнослужителей, стоящих перед группой хет-ношении евреями, и имеет латинский заголовок объяснения "Моисей и Аарон означает хорошее прелатов, которые в объяснении слова Евангелия, пожирает лживые слова о евреях "<ref> Lipton, 18;. Изображение на Фолио 25c Вене ONB Кодекс 1179'' Библия Moralisée'' </ Ref> В другой сцене показывает обращение евреев и других не-христиан. В конце мира, серии цифры показывают различные стадии удаления шляпах, чтобы показать этапы они достигли в их обращении, так что "шляпа не только идентификации евреев, он действует независимо от его размещения для обозначения неверности и . непокорных еврейство "<ref> Lipton, 19; ONB Codex 1179, ф. 181а </ исх> | ||
+ | |||
+ | == Еврейская шляпа на монетах == | ||
+ | [[File: JudenhutGroschenObvEnlarged.jpg | пальца | 200px | Judenkopf Groschen]] | ||
+ | [[Вильгельм III, герцог Люксембурга | Вильгельм III Смелый]] (1425-1482) из [[Meissen]], чеканили серебряные [[грошей]] известные как Judenkopf Groschen. Его лицевая портрет изображен человек с острой бородкой ношение Judenhut, которые население взял в качестве изображающие типичные [[евреи]]. <ref> Заурма нет. 4386 </ исх> | ||
+ | |||
+ | Регулируемые == платье для евреев в исламском мире == | ||
+ | [[File:. Wappen Judenburg.jpg | пальца | 200px | Печать [[Judenburg]], [[Австрия]]]] | ||
+ | Для [[зимми]] с (не-мусульман), чтобы четко отличаться от мусульман в общественной, мусульманские правители часто запрещено зимми от ношения некоторых видов одежды, в то время как заставить их поставить на совершенно разных одежд, как правило, яркие цвета. К ним относятся головные уборы, хотя это не было обычно первичный элемент. В несколько раз регулируемых платье христиан и евреев отличались, у других это не так. Как и в Европе, степень, в которой записаны правила были насильственные трудно оценить, и, вероятно, значительно разнятся. | ||
+ | |||
+ | Исламские ученые привел [[Пакт Умар II | Пакт Умара]], в которых христиане якобы взял обязательство "всегда одеваться таким же образом, где бы мы ни были, и ... связывают zunar [широким поясом] вокруг наших талий". Аль-Навави требуется зимми носить кусок желтой ткани и пояса, а также металлическое кольцо, внутри общественных бань <ref> Ан-Навави,'''' Minhadj, указанные в {{цитировать книгу |. Автор = Bat Е'ор | authorlink = Bat Е'ор | название = ислама и дхимми. Где цивилизаций Collide | издатель = Фэрли Дикинсон University Press / Associated Университет Прессы | местоположение = Мэдисон / Teaneck, J | год = 2002 | ISBN 0-8386-3943-7 =}} | ||
+ | р. 91 </ исх> | ||
+ | |||
+ | Положение об одежде зимми варьировались часто в угоду прихоти правителя. Несмотря на то, инициирование таких правил обычно связывают с Умаром я, исторические данные свидетельствуют о том, что это был халифов Аббасидов, который впервые эту практику. В 850 [[халифа]] аль-Мутавакиль приказал христианам и евреям носить обе створки называется'' [[zunnah]]'' и отличительный вид шаль или платок называется'' [[taylasin]]'' (Христиане уже были обязаны носить пояс) <ref> [http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing.htm средневековой еврейской истории. Энциклопедия. Редакция Норман Рот, Routledge] </ исх> Он также потребовал от них носят маленькие колокольчики в общественных банях. В 11-м веке, [[Фатимидов]] халиф [[Аль-Хаким би-Амр Аллах | Аль-Хаким]], чья различных экстремальных указы и действия обычно связывают с психическими заболеваниями, приказал христианам поставить на полметра деревянные кресты и евреев носить деревянные [[золотому тельцу | телят]] шеях. В конце 12-го века, Альмохадов правителя [[Якуб, халиф Альмохадов | Абу Юсуф]] приказал евреям из стран Магриба носить темно-синий одежду с длинными рукавами и седло, как шапки. Его внук [[Абдалла аль-Адиль]] сделал уступку за призывы со стороны евреев, расслабляющий необходимой одежды желтые одежды и тюрбаны. В 16 веке, евреи стран Магриба могли носить только сандалии из тростника и черные тюрбаны или колпаки с дополнительным красным кусок ткани. <ref Name="Bat Е'ор 2002, стр. 91-96"> Bat Ye ' или (2002), стр. 91-96 </ исх> | ||
+ | |||
+ | [[Османская империя | Османской]] султаны продолжали регулировать одежды их немусульманских подданных. В 1577 году [[Мурад III]] издал [[фирман (указ) | фирман]] запрещающий евреям и христианам носить платья, тюрбаны и сандалии. В 1580 году он изменил свое мнение, ограничивая предыдущего запрета на тюрбаны и требует зимми носить черные туфли; евреи и христиане также были носить красные и черные шляпы, соответственно. Наблюдение в 1730 году, что некоторые мусульмане вышли на привычку носить шапки похожи на тех евреев, [[Махмуд I]] приказал висит преступников. [[Мустафа III]] лично помогла обеспечить соблюдение своих указов в отношении одежды. В 1758 году он шел инкогнито в [[Стамбул]], и приказал обезглавить евреев и [[армяне | Армянские]] видели одетых в запрещенной одежды. Последним указом Османской подтверждая отличительной одежды для зимми был выпущен в 1837 году [[Махмуд II]]. Дискриминационные одежды не было исполнено в этих провинциях Османской где христиане составляли большинство, таких как [[Греции]] и [[Балканах.]] <ref Name="Bat Е'ор 2002, 91-96"/> С. | ||
+ | |||
+ | [[File: Вальдемар Atterdag brandskattar Висбю (1882) JPG | пальца | Право | [[Вальдемар Atterdag холдинга Висбю в выкупе, 1361]] по [[Карл Густав Hellqvist]] (1851 - 1890) есть еврейский купец носить. Judenhut (справа).]] | ||
+ | |||
+ | |||
[[File:Codex Manesse Süßkind von Trimberg.jpg|thumb|280px|The Jewish poet [[Süßkind von Trimberg]] wearing a Jewish hat ([[Codex Manesse]], 14th century.)]] | [[File:Codex Manesse Süßkind von Trimberg.jpg|thumb|280px|The Jewish poet [[Süßkind von Trimberg]] wearing a Jewish hat ([[Codex Manesse]], 14th century.)]] | ||
Строка 61: | Строка 113: | ||
[[File:Valdemar Atterdag brandskattar Visby (1882).jpg|thumb|right|[[Valdemar Atterdag holding Visby to ransom, 1361]], by [[Carl Gustaf Hellqvist]] (1851 – 1890) features a Jewish merchant wearing a Judenhut (at right).]] | [[File:Valdemar Atterdag brandskattar Visby (1882).jpg|thumb|right|[[Valdemar Atterdag holding Visby to ransom, 1361]], by [[Carl Gustaf Hellqvist]] (1851 – 1890) features a Jewish merchant wearing a Judenhut (at right).]] | ||
- | {{ | + | --> |
+ | == См. также == | ||
+ | {{Антисемитизм}} | ||
+ | * [[Зимми]] | ||
+ | * [[Гетто]], Melah | ||
+ | * [[Придворные евреи]] | ||
+ | * [[Жёлтая звезда]] | ||
+ | * [[Отличительный знак]] | ||
- | == | + | == Примечания == |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
{{reflist|2}} | {{reflist|2}} | ||
- | == | + | == Источники и ссылки == |
- | *[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=684&letter=J ''Judenhut'' at the Jewish Encyclopaedia] | + | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Jewish_hat Статья "Jewish hat" в еврейком разделе Википедии] |
- | * | + | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=684&letter=J ''Judenhut'' at the Jewish Encyclopaedia] |
- | + | * [http://de.wikipedia.org/wiki/Judenhut Статья "Judenhut" в немецком разделе Википедии] | |
- | + | * [http://www.amazon.com/gp/reader/0520215516/ref=sr_1_149?p=S00O&keywords=medieval+iconography&ie=UTF8&qid=1338857416#reader_0520215516 Lipton, Sara, ''Images of Intolerance: The Representation of Jews and Judaism in the Bible moralisée'', 1999, University of California Press,] ISBN 0520215516, 9780520215511, Amazon preview | |
- | + | * [http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing/JewishHat.htm Article by Norman Roth] | |
- | + | * [http://www.pbs.org/wnet/heritage/episode4/presentations/4.3.6-1.html PBS feature] | |
- | + | * [http://www.albert-ottenbacher.de/kaulbach/kau5.htm Website in German with many illustrations] | |
- | + | == Литература == | |
- | + | * [http://www.jstor.org/pss/4615188 Straus Raphael, ''The "Jewish Hat" as an Aspect of Social History'', Jewish Social Studies, Vol. 4, No. 1 (Jan., 1942), pp. 59–72, Indiana University Press JSTOR] | |
- | *[http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing/JewishHat.htm Article by Norman Roth] | + | |
- | *[http://www.pbs.org/wnet/heritage/episode4/presentations/4.3.6-1.html PBS feature] | + | |
- | *[http://www.albert-ottenbacher.de/kaulbach/kau5.htm Website in German with many illustrations] | + | |
[[Category:Jewish history]] | [[Category:Jewish history]] | ||
Строка 96: | Строка 140: | ||
[[Category:Hats]] | [[Category:Hats]] | ||
[[Category:Jewish religious clothing]] | [[Category:Jewish religious clothing]] | ||
- |
Версия 15:06, 11 января 2013
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
11.01.2013 | |
- Эта статья о головном уборе средневековых европейских евреев. О современной еврейской ермолке, см. Кипа.
Содержание |
См. также
Часть серии статей об
антисемитизме
|
|
История · Хронология Гетто · Погромы Богоубийство · Ростовщичество Против евреев и их лжи Борьба с проявлениями антисемитизма
Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем |
Категории: |
История еврейского народа |
- Зимми
- Гетто, Melah
- Придворные евреи
- Жёлтая звезда
- Отличительный знак
Примечания
Источники и ссылки
- Статья "Jewish hat" в еврейком разделе Википедии
- Judenhut at the Jewish Encyclopaedia
- Статья "Judenhut" в немецком разделе Википедии
- Lipton, Sara, Images of Intolerance: The Representation of Jews and Judaism in the Bible moralisée, 1999, University of California Press, ISBN 0520215516, 9780520215511, Amazon preview
- Article by Norman Roth
- PBS feature
- Website in German with many illustrations