Хайес, Цви

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Хайес, Цви (ЭЕЭ)» в «Хайес, Цви»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Хайес, Цви''' (Хирш) Перец (1876, Броды, – 1927, Вена), раввин, ориенталист, деятель сионистского движения. Внук [[Хайес, Цви Хирш Бен Меир|Ц. Х. Хайеса]]. Еврейское образование получил первоначально у отца, Шломо Хайеса, а затем в [[Иешива|иешиве]] дяди, Ицхака Хайеса (1843–1901), главного раввина города [[Броды]]. 31 мая 1890 г. Хайес опубликовал стихотворение на иврите в еженедельнике [[«hа-Цфира»|«hа-цфира»]]. После окончания гимназии учился в [[Вена|Вене]] в [[Раввинские Семинарии|раввинской семинарии]] (Исраэлитиш теологише леранштальт) и в университете (окончил в 1899 г.) у известного ориенталиста Д. Х. Мюллера (1846–1912). В 1900 г. опубликовал труд «Исследование северосемитской ономастики». В 1902 г., после недолгой службы учителем еврейских религиозных предметов во Львове и работы в библиотеке Восточного института в Вене, стал преподавать еврейскую историю и [[Библия|Библию]] в раввинской семинарии в Колледжо раббинико Итальяно во [[Флоренция|Флоренции]]. С 1904 г. преподавал иврит во Флорентийском университете ([[Кассуто, Умберто|У. Кассуто]], тогда студент, выполнил под руководством Хайеса работу о поэзии [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]]).
+
'''Хайес, Цви''' (Хирш) Перец (1876, Броды, – 1927, Вена), раввин, ориенталист, деятель сионистского движения.  
 +
 
 +
Внук [[Хайес, Цви Хирш Бен Меир|Ц. Х. Хайеса]]. Еврейское образование получил первоначально у отца, Шломо Хайеса, а затем в [[Иешива|иешиве]] дяди, Ицхака Хайеса (1843–1901), главного раввина города [[Броды]]. 31 мая 1890 г. Хайес опубликовал стихотворение на иврите в еженедельнике [[«hа-Цфира»|«hа-цфира»]]. После окончания гимназии учился в [[Вена|Вене]] в [[Раввинские Семинарии|раввинской семинарии]] (Исраэлитиш теологише леранштальт) и в университете (окончил в 1899 г.) у известного ориенталиста Д. Х. Мюллера (1846–1912). В 1900 г. опубликовал труд «Исследование северосемитской ономастики». В 1902 г., после недолгой службы учителем еврейских религиозных предметов во Львове и работы в библиотеке Восточного института в Вене, стал преподавать еврейскую историю и [[Библия|Библию]] в раввинской семинарии в Колледжо раббинико Итальяно во [[Флоренция|Флоренции]]. С 1904 г. преподавал иврит во Флорентийском университете ([[Кассуто, Умберто|У. Кассуто]], тогда студент, выполнил под руководством Хайеса работу о поэзии [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]]).
Будучи с юношеских лет убежденным сионистом, Хайес по приезде в Италию стал там одним из зачинателей и пропагандистов сионистского движения. В 1912 г. Хайес был избран раввином [[Триест|Триеста]], где основал еврейское периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико». В 1918 г. Хайес переехал в Вену, был заместителем главного раввина [[Гюдеман, Мориц|М. Гюдемана]], а после его смерти в том же году стал главным раввином. На этом посту Хайес много сделал для беженцев и жертв Первой мировой войны, выезжал для сбора средств в Триест и города США. Он был неоспоримым духовным лидером австрийского еврейства в тяжелый послевоенный период экономической и политической нестабильности, хотя, с одной стороны, его сионистские взгляды вызывали недовольство ассимилированных кругов, а с другой — либеральный подход как ученого к Библии и его сионизм вызывали антагонизм у ортодоксов. Хайес внес большой вклад в еврейское образование в Вене: основал две еврейские начальные школы, среднюю школу (после смерти ученого названа его именем), учительскую семинарию (с преподаванием на иврите), в которой был директором и преподавал Библию; был также членом правления Исраэлитиш теологише леранштальт (см. выше). Как представитель всемирной [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] Хайес участвовал в апреле 1920 г. в конференции в Сан-Ремо (Италия), утвердившей британский мандат на Палестину. В 1921–25 гг. он был председателем Сионистского исполнительного комитета.
Будучи с юношеских лет убежденным сионистом, Хайес по приезде в Италию стал там одним из зачинателей и пропагандистов сионистского движения. В 1912 г. Хайес был избран раввином [[Триест|Триеста]], где основал еврейское периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико». В 1918 г. Хайес переехал в Вену, был заместителем главного раввина [[Гюдеман, Мориц|М. Гюдемана]], а после его смерти в том же году стал главным раввином. На этом посту Хайес много сделал для беженцев и жертв Первой мировой войны, выезжал для сбора средств в Триест и города США. Он был неоспоримым духовным лидером австрийского еврейства в тяжелый послевоенный период экономической и политической нестабильности, хотя, с одной стороны, его сионистские взгляды вызывали недовольство ассимилированных кругов, а с другой — либеральный подход как ученого к Библии и его сионизм вызывали антагонизм у ортодоксов. Хайес внес большой вклад в еврейское образование в Вене: основал две еврейские начальные школы, среднюю школу (после смерти ученого названа его именем), учительскую семинарию (с преподаванием на иврите), в которой был директором и преподавал Библию; был также членом правления Исраэлитиш теологише леранштальт (см. выше). Как представитель всемирной [[Сионистская Организация|Сионистской организации]] Хайес участвовал в апреле 1920 г. в конференции в Сан-Ремо (Италия), утвердившей британский мандат на Палестину. В 1921–25 гг. он был председателем Сионистского исполнительного комитета.

Версия 10:06, 9 января 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Хайес, Цви (Хирш) Перец (1876, Броды, – 1927, Вена), раввин, ориенталист, деятель сионистского движения.

Внук Ц. Х. Хайеса. Еврейское образование получил первоначально у отца, Шломо Хайеса, а затем в иешиве дяди, Ицхака Хайеса (1843–1901), главного раввина города Броды. 31 мая 1890 г. Хайес опубликовал стихотворение на иврите в еженедельнике «hа-цфира». После окончания гимназии учился в Вене в раввинской семинарии (Исраэлитиш теологише леранштальт) и в университете (окончил в 1899 г.) у известного ориенталиста Д. Х. Мюллера (1846–1912). В 1900 г. опубликовал труд «Исследование северосемитской ономастики». В 1902 г., после недолгой службы учителем еврейских религиозных предметов во Львове и работы в библиотеке Восточного института в Вене, стал преподавать еврейскую историю и Библию в раввинской семинарии в Колледжо раббинико Итальяно во Флоренции. С 1904 г. преподавал иврит во Флорентийском университете (У. Кассуто, тогда студент, выполнил под руководством Хайеса работу о поэзии Х. Н. Бялика).

Будучи с юношеских лет убежденным сионистом, Хайес по приезде в Италию стал там одним из зачинателей и пропагандистов сионистского движения. В 1912 г. Хайес был избран раввином Триеста, где основал еврейское периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико». В 1918 г. Хайес переехал в Вену, был заместителем главного раввина М. Гюдемана, а после его смерти в том же году стал главным раввином. На этом посту Хайес много сделал для беженцев и жертв Первой мировой войны, выезжал для сбора средств в Триест и города США. Он был неоспоримым духовным лидером австрийского еврейства в тяжелый послевоенный период экономической и политической нестабильности, хотя, с одной стороны, его сионистские взгляды вызывали недовольство ассимилированных кругов, а с другой — либеральный подход как ученого к Библии и его сионизм вызывали антагонизм у ортодоксов. Хайес внес большой вклад в еврейское образование в Вене: основал две еврейские начальные школы, среднюю школу (после смерти ученого названа его именем), учительскую семинарию (с преподаванием на иврите), в которой был директором и преподавал Библию; был также членом правления Исраэлитиш теологише леранштальт (см. выше). Как представитель всемирной Сионистской организации Хайес участвовал в апреле 1920 г. в конференции в Сан-Ремо (Италия), утвердившей британский мандат на Палестину. В 1921–25 гг. он был председателем Сионистского исполнительного комитета.

В 1925 г. Хайес приехал на открытие Еврейского университета в Иерусалиме, куда был приглашен преподавать Библию. Однако председатель совета Института еврейских исследований при Еврейском университете раввин И. Х. Хертц (1872–1946) наложил вето на его преподавательскую деятельность в университете, мотивируя свою позицию радикальностью публикаций Хайеса по библеистике.

Хайес — автор многих исследований по Библии, раввинистической литературе и еврейской истории, в том числе комментариев к Псалмам (1906, 1907) и книге пророка Амоса (1906) в серии «Танах им перуш мадаи» («Библия с научным комментарием», издатель А. Кахана). Хайес был выдающимся оратором, его выступления собраны и посмертно изданы в сборниках «Речи и лекции» (Вена, 1933, на немецком), «В героические времена» (Вена, 1935, на немецком), «Неумим ве-харцаот» («Речи и лекции», Т.-А., 1953), «Бе-сод амми» («Причастный к тайнам своего народа», Т.-А., 1962). В 1950 г. прах Хайеса был перезахоронен в Тель-Авиве.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ХАЙЕС Цви в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация