Цимцум
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (оформление) |
м (оформление) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | '''Цимцум''' ({{lang-he|צִימצוּם}}сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование пустоты внутри Света [[Эйн Соф]], в котором могут затем возникнуть миры. | + | '''Цимцум''' ({{lang-he|צִימצוּם}} - сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование пустоты внутри Света [[Эйн Соф]], в котором могут затем возникнуть миры. |
+ | |||
== Описание == | == Описание == | ||
Концепция цимцум развита в учении [[Ари]]. Полнота божественного бытия (Эйн Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего все и не оставлявшего «места», т.е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум – сжатия Света Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту. | Концепция цимцум развита в учении [[Ари]]. Полнота божественного бытия (Эйн Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего все и не оставлявшего «места», т.е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум – сжатия Света Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту. |
Текущая версия на 14:03, 8 января 2013
Цимцум (ивр. צִימצוּם - сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование пустоты внутри Света Эйн Соф, в котором могут затем возникнуть миры.
Описание
Концепция цимцум развита в учении Ари. Полнота божественного бытия (Эйн Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего все и не оставлявшего «места», т.е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум – сжатия Света Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя Пустоту.
В Пустоте остается Отпечаток удалившегося света.
Затем Свет, оставшийся вокруг Пустоты («свет, объемлющий все миры»), проникает в нее в виде Луча, актуализирующего потенции, содержащиеся в Отпечатке, и привносящем в него направленность. Луч принимает форму Адам Кадмон, и дает начало всем последующим этапам творения («свет, наполняющий все миры»).
Концепция цимцум совмещает творение ex nihilo и эманацию, божественную трансцендентность и имманентность («объемлющий все миры» и «наполняющий все миры») и служит архетипом для последующих теософских драм (разбитие сосудов, изгнание Шехины и т.д.).
В 17–18 вв. развернулся спор между буквальным и аллегорическим пониманием цимцум, имело ли место действительное удаление Бога или только сокрытие, ограничение его проявлений. Буквалистов обвиняли в антропоморфизме, аллегористов – в пантеизме.
См. также
Источники
статья М. Шнейдера http://iph.ras.ru/elib/3360.html