Формштехер, Соломон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Персоналии по алфавиту» с помощью HotCat)
Строка 84: Строка 84:
[[Категория:Еврейская философия]]
[[Категория:Еврейская философия]]
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]

Версия 17:48, 30 декабря 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Формштехер, Соломон (Formstecher, Solomon; 1808, Оффенбах, – 1889, там же), немецкий философ и реформистский раввин.

Биографические сведения

Изучал философию, филологию и теологию в университете города Гиссен.

Реформистский раввин

С 1842 г. до конца жизни был раввином еврейской общины города Оффенбах.

Формштехер принимал активное участие в движении реформизма в иудаизме; издавал журналы «Фрайтагабенд» (1852) и «Израэлитише вохеншрифт» (1861).

Принимал участие в раввинских съездах в Брауншвейге, Франкфурте-на-Майне, Бреслау и Касселе.

Философская система Формштехера

В своем обширном систематическом труде «Религия духа» (1841) Формштехер попытался дать теоретическое обоснование движений за эмансипацию и реформу иудаизма.

Иудаизм представлен им прежде всего как идея, ценность которой обнаруживается в ходе постепенного прогрессивного развития человечества.

Три центральных понятия, на которых строится философская система Формштехера, — откровение, дух и природа.

Откровение как источник этического монотеизма иудаизма является, согласно Формштехеру, Божьей вестью, содержание которой — истинная природа добра и зла.

Истинным идеалом Формштехер считает не знание о бытии Бога, а понимание Бога как чисто морального существа.

Бог Израиля, в отличие от Бога философов, — это не высшее понятие, достигаемое путем философского размышления, но высшее существо, превосходящее духовную и земную природу. Иудаизм как идея — это не философская религия, но выражение истинного, абсолютного откровения.

Классическими представителями этой идеи были пророки Израиля (см. Пророки и пророчество), которые понимали истину первоначального откровения благодаря знанию объективного источника абсолютных ценностей, открывшегося им в непосредственном чувстве.

Подобно Г. Ф. Гегелю Формштехер понимал под «духом» конкретизацию абсолюта в историческом сознании человечества.

Религия вообще, согласно Формштехеру, — это стремление человека к миру ценностей, а религия духа — это стремление к воплощению абсолютного морального идеала, источник которого — Божественное откровение.

Хотя исторический иудаизм подвержен влиянию преходящих исторических обстоятельств, он вместе с тем хранит верность стремлению к воплощению морального идеала на Земле.

Это стремление отличает иудаизм от всех других религий, которые в основе своей являются религиями природы, разными видами физического монотеизма.

Следуя Ф. В. Шеллингу, Формштехер определял религию природы (язычество) как стремление к универсальной жизни, в которой дух проявляется как «душа мира».

Философские пантеистические концепции, так же как и умозрительные метафизические представления — это, следовательно, утонченная форма языческого миропонимания.

В своей аргументации Формштехер предвосхитил некоторые антиметафизические течения современной еврейской религиозной философии и теологии, например, идеи Ф. Розенцвейга и М. Бубера.

Исходя из представления о полярной противоположности иудаизма и язычества, Формштехер отвергал идею миссии еврейского народа в человечестве (см. Избранный народ).

В мире, где господствует язычество, изоляция иудаизма среди народов является, по мнению Формштехера, прямым результатом его метафизической природы.

Тем не менее иудаизм все же выполняет свою миссию среди народов, хотя и не прямо, а через христианство и ислам.

Эти исторические религии, в которых смешаны языческие и монотеистические элементы, способствуют преодолению язычества путем воплощения абсолютной моральной ценности Божественного духа.

По мнению Формштехера, рост духовности и культуры в новое время указывает на то, что по мере осознания человечеством морального источника всякого бытия будет развиваться универсальный человеческий дух, который сам собой приведет к устранению преград между нациями.

Формштехер искренне верил, что эмансипация была социально-политическим проявлением этого внутреннего духовного процесса в истории человечества.

См. также Философия.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФОРМШТЕХЕР Соломон в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация