Факенхейм, Эмиль Людвиг
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Факенхейм, Эмиль Людвиг (ЭЕЭ)» в «Факенхейм, Эмиль Людвиг») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Факенхейм, Эмиль Людвиг''' (Fackenheim, Emil Ludwig; 1916, Галле, Германия, – 2003, Иерусалим), еврейский религиозный мыслитель. | + | '''Факенхейм, Эмиль Людвиг''' (Fackenheim, Emil Ludwig; 1916, Галле, Германия, – 2003, Иерусалим), еврейский религиозный мыслитель. |
+ | == Биографические сведения == | ||
+ | === В галуте === | ||
- | Факенхейм — создатель своеобразной версии еврейского религиозного экзистенциализма. Главное в его концепции — обращение к мистическим прозрениям [[Мидраш|мидрашей]] и лурианской [[Каббала|каббалы]] для постижения реалий европейской истории 20 в., особенно взлета [[Национал-Социализм|национал-социализма]] и [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства, поскольку эти события невозможно оценить в категориях европейской философии и культуры в целом. Для Факенхейма присутствие Божественного в истории — это фундаментальный факт человеческой экзистенции, который под влиянием христианства отвергла вся европейская философия и культура нового времени. Начиная с первых своих работ («Путь к еврейской вере», 1960; «Метафизика и историзм», 1961; «Божественное присутствие в истории: еврейские свидетельства и философская рефлексия», 1968; «Спор между иудаизмом и современной философией», 1973, и других) Факенхейм утверждает: только принятие [[Откровение|откровения]] как события, происшедшего в истории, и отнесение мессианского [[Искупление|искупления]] также к историческому времени, а не запредельному и внеисторическому состоянию, позволяет найти языковые средства для описания случившегося в истории непостижимого зла [[Освенцим|Освенцима]] и других ужасов нацизма. Противостояние и сопротивление такому злу Факенхейм считает 614-й религиозной заповедью (см. [[Мицвот]]), основанной на мидрашистском принципе киддуш hа-хаим (`освящение жизни`), и одновременно единственно адекватным способом постижения такого зла. Существенно расходясь в этом пункте с [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейгом]] и разделяя во многом взгляды [[Шолем, Гершом|Г. Шолема]] на еврейскую мистику, Факенхейм в последующих работах («Еврейское возвращение в историю: размышления в эпоху Освенцима о Новом Иерусалиме», 1978; «К исправлению мира: основания будущей еврейской мысли», 1982; «Еврейская Библия после Катастрофы», 1991, и других) использует каббалистические понятия для объяснения образовавшейся в истории пропасти между Богом и Израилем; в создании Государства Израиль он видит первый шаг к ликвидации этой пропасти. | + | Получил обширное светское (в 1937–38 гг. в университете города Галле; в 1939–40 гг. в университете города Абердин в Шотландии; в 1945 г. — степень доктора философии в университете города Торонто) и религиозное (в 1939 г. [[Смиха|смиха]] в [[Хохшуле Фюр Ди Виссеншафт Дес Юдентумс|Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс]]) образование. |
+ | |||
+ | В 1940 г. Факенхейм как германский подданный был в числе других задержан в [[Великобритания|Великобритании]], куда он годом раньше бежал от нацистов, и интернирован в [[Канада|Канаде]]. | ||
+ | |||
+ | В 1940–45 гг. Факенхейм изучал философию в университете Торонто, в 1943–48 гг. был также раввином конгрегации [[Консервативный Иудаизм|консервативного иудаизма]] в городе Гамильтон, провинция Онтарио. | ||
+ | |||
+ | С 1948 г. в течение 35 лет Факенхейм преподавал (с 1960 г. — профессор) философию в университете Торонто. | ||
+ | === В Израиле === | ||
+ | |||
+ | В 1983 г., уйдя в отставку, он переехал в Израиль и продолжил здесь преподавательскую и научную деятельность в рамках [[Еврейский Университет В Иерусалиме|Еврейского университета в Иерусалиме]] и других исследовательских центров. | ||
+ | == Религиозный мыслитель == | ||
+ | |||
+ | Факенхейм — создатель своеобразной версии еврейского религиозного экзистенциализма. | ||
+ | |||
+ | Главное в его концепции — обращение к мистическим прозрениям [[Мидраш|мидрашей]] и лурианской [[Каббала|каббалы]] для постижения реалий европейской истории 20 в., особенно взлета [[Национал-Социализм|национал-социализма]] и [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофы]] европейского еврейства, поскольку эти события невозможно оценить в категориях европейской философии и культуры в целом. | ||
+ | |||
+ | Для Факенхейма присутствие Божественного в истории — это фундаментальный факт человеческой экзистенции, который под влиянием христианства отвергла вся европейская философия и культура нового времени. | ||
+ | |||
+ | Начиная с первых своих работ («Путь к еврейской вере», 1960; «Метафизика и историзм», 1961; «Божественное присутствие в истории: еврейские свидетельства и философская рефлексия», 1968; «Спор между иудаизмом и современной философией», 1973, и других) Факенхейм утверждает: только принятие [[Откровение|откровения]] как события, происшедшего в истории, и отнесение мессианского [[Искупление|искупления]] также к историческому времени, а не запредельному и внеисторическому состоянию, позволяет найти языковые средства для описания случившегося в истории непостижимого зла [[Освенцим|Освенцима]] и других ужасов нацизма. Противостояние и сопротивление такому злу Факенхейм считает 614-й религиозной заповедью (см. [[Мицвот]]), основанной на мидрашистском принципе киддуш hа-хаим (`освящение жизни`), и одновременно единственно адекватным способом постижения такого зла. Существенно расходясь в этом пункте с [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейгом]] и разделяя во многом взгляды [[Шолем, Гершом|Г. Шолема]] на еврейскую мистику, Факенхейм в последующих работах («Еврейское возвращение в историю: размышления в эпоху Освенцима о Новом Иерусалиме», 1978; «К исправлению мира: основания будущей еврейской мысли», 1982; «Еврейская Библия после Катастрофы», 1991, и других) использует каббалистические понятия для объяснения образовавшейся в истории пропасти между Богом и Израилем; в создании Государства Израиль он видит первый шаг к ликвидации этой пропасти. | ||
Неоднозначно отношение Факенхейма к различным течениям в иудаизме. Он не сочувствует [[Реформизм В Иудаизме|реформизму]], поскольку тот оперирует теми же иллюзорными представлениями о прогрессе, просвещении, рационализме, которые характерны для всей европейской культуры. Учение Факенхейма вступает в противоречие и с ортодоксальным иудаизмом, который отрицает существование пропасти между Богом и Израилем. Несмотря на это, Факенхейм пользуется большим авторитетом в религиозных, и не только еврейских, кругах и в научном мире — он избран почетным доктором ряда зарубежных университетов, удостоен многих престижных научных наград. | Неоднозначно отношение Факенхейма к различным течениям в иудаизме. Он не сочувствует [[Реформизм В Иудаизме|реформизму]], поскольку тот оперирует теми же иллюзорными представлениями о прогрессе, просвещении, рационализме, которые характерны для всей европейской культуры. Учение Факенхейма вступает в противоречие и с ортодоксальным иудаизмом, который отрицает существование пропасти между Богом и Израилем. Несмотря на это, Факенхейм пользуется большим авторитетом в религиозных, и не только еврейских, кругах и в научном мире — он избран почетным доктором ряда зарубежных университетов, удостоен многих престижных научных наград. |
Версия 09:28, 23 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Факенхейм, Эмиль Людвиг (Fackenheim, Emil Ludwig; 1916, Галле, Германия, – 2003, Иерусалим), еврейский религиозный мыслитель.
Содержание |
Биографические сведения
В галуте
Получил обширное светское (в 1937–38 гг. в университете города Галле; в 1939–40 гг. в университете города Абердин в Шотландии; в 1945 г. — степень доктора философии в университете города Торонто) и религиозное (в 1939 г. смиха в Хохшуле фюр ди виссеншафт дес юдентумс) образование.
В 1940 г. Факенхейм как германский подданный был в числе других задержан в Великобритании, куда он годом раньше бежал от нацистов, и интернирован в Канаде.
В 1940–45 гг. Факенхейм изучал философию в университете Торонто, в 1943–48 гг. был также раввином конгрегации консервативного иудаизма в городе Гамильтон, провинция Онтарио.
С 1948 г. в течение 35 лет Факенхейм преподавал (с 1960 г. — профессор) философию в университете Торонто.
В Израиле
В 1983 г., уйдя в отставку, он переехал в Израиль и продолжил здесь преподавательскую и научную деятельность в рамках Еврейского университета в Иерусалиме и других исследовательских центров.
Религиозный мыслитель
Факенхейм — создатель своеобразной версии еврейского религиозного экзистенциализма.
Главное в его концепции — обращение к мистическим прозрениям мидрашей и лурианской каббалы для постижения реалий европейской истории 20 в., особенно взлета национал-социализма и Катастрофы европейского еврейства, поскольку эти события невозможно оценить в категориях европейской философии и культуры в целом.
Для Факенхейма присутствие Божественного в истории — это фундаментальный факт человеческой экзистенции, который под влиянием христианства отвергла вся европейская философия и культура нового времени.
Начиная с первых своих работ («Путь к еврейской вере», 1960; «Метафизика и историзм», 1961; «Божественное присутствие в истории: еврейские свидетельства и философская рефлексия», 1968; «Спор между иудаизмом и современной философией», 1973, и других) Факенхейм утверждает: только принятие откровения как события, происшедшего в истории, и отнесение мессианского искупления также к историческому времени, а не запредельному и внеисторическому состоянию, позволяет найти языковые средства для описания случившегося в истории непостижимого зла Освенцима и других ужасов нацизма. Противостояние и сопротивление такому злу Факенхейм считает 614-й религиозной заповедью (см. Мицвот), основанной на мидрашистском принципе киддуш hа-хаим (`освящение жизни`), и одновременно единственно адекватным способом постижения такого зла. Существенно расходясь в этом пункте с Ф. Розенцвейгом и разделяя во многом взгляды Г. Шолема на еврейскую мистику, Факенхейм в последующих работах («Еврейское возвращение в историю: размышления в эпоху Освенцима о Новом Иерусалиме», 1978; «К исправлению мира: основания будущей еврейской мысли», 1982; «Еврейская Библия после Катастрофы», 1991, и других) использует каббалистические понятия для объяснения образовавшейся в истории пропасти между Богом и Израилем; в создании Государства Израиль он видит первый шаг к ликвидации этой пропасти.
Неоднозначно отношение Факенхейма к различным течениям в иудаизме. Он не сочувствует реформизму, поскольку тот оперирует теми же иллюзорными представлениями о прогрессе, просвещении, рационализме, которые характерны для всей европейской культуры. Учение Факенхейма вступает в противоречие и с ортодоксальным иудаизмом, который отрицает существование пропасти между Богом и Израилем. Несмотря на это, Факенхейм пользуется большим авторитетом в религиозных, и не только еврейских, кругах и в научном мире — он избран почетным доктором ряда зарубежных университетов, удостоен многих престижных научных наград.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФАКЕНХЕЙМ Эмиль Людвиг в ЭЕЭ