Цвейфель, Элиэзер Цви hа-Коhен

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Цвейфель Эли‘эзер Цви hа-Коhен (ЭЕЭ)» в «Цвейфель Элиэзер Цви hа-Коhен»: Обработана, сливать не с чем)
м (переименовал «Цвейфель Элиэзер Цви hа-Коhен» в «Цвейфель, Элиэзер Цви hа-Коhен»: Стандартизация)

Версия 17:07, 22 декабря 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

Цвейфель Элиэзер Цви hа-Коhен (1815, Могилев, Белоруссия, – 1888, Глухов, Украина), еврейский писатель и публицист. Писал на иврите и — в меньшей мере — на идише.

Содержание

Начало жизни

Его отец, любавичский хасид, занимал скромную должность меламеда.

Цвейфель получил основательное домашнее образование и славился знанием раввинистической и хасидской литературы.

Родители женили Цвейфеля в юном возрасте, но его семейная жизнь не сложилась, и молодость он провел, скитаясь и зарабатывая проповедями и преподаванием.

Зрелые годы

В эти годы он познакомился с новой ивритской литературой и стал приверженцем Ѓаскалы, оставаясь в то же время религиозным человеком.

В 1853 г. был назначен преподавателем Талмуда в раввинское училище в Житомире и стал любимым наставником нескольких поколений воспитанников (среди них — И. И. Линецкий, А. Я. Паперна, Я. Мазе и многие другие). В 1873 г., когда училище было преобразовано в учительский институт, Цвейфель был уволен и вернулся к ненадежному заработку бродячего учителя. В старости поселился в доме дочери.

Литературное творчество

Литературное творчество Цвейфеля отличается разнообразием жанров (стихотворения, рассказы, публицистика, проповеди, труды по истории, литературно-критические статьи) и новизной стиля.

Цвейфель оказался предтечей поздних маскилим, которые использовали в иврите как лексические слои ТАНАХа, так и слова и лексические обороты талмудической литературы, а также с должным уважением относились к творчеству hалахистов, далеких от Ѓаскалы. Эти новации вызвали отпор в среде современников Цвейфеля, активных поборников Ѓаскалы.

Первый сборник стихотворений и статей Цвейфеля «Миним ве-угав» («Струны и орган», Вильна, 1858) был встречен в штыки, в частности, и юным студентом училища Ш. Я. Абрамовичем, будущим Менделе Мохер Сфаримом (сборник памфлетов «Мишнат шалом», 1860). Однако в 1880-е гг. именно Менделе Мохер Сфарим развивал и усовершенствовал литературный иврит в том направлении, которое наметил Цвейфель.

В 1867 г. вышел сборник рассказов и стихотворений Цвейфеля «Тушия» («Мудрость»).

Для распространения идей умеренного просветительства Цвейфель обратился к творчеству на идише. Его трактаты «Мусар хаскел» («Нравственное наставление», 1862), «Тохахат хаим» («Жизненное порицание», 1865), рассказ «Дер гликлихер мафтир» («Счастливый мафтир», 1886) и другие произведения пользовались широкой популярностью.

Однако наибольшую славу (но и наибольшее неприятие) принесло Цвейфелю его крупнейшее произведение на иврите — четырехтомный исторический труд «Шалом аль Исраэль» («Мир Израилю», ЖитомирВильна, 1868–73), посвященный истории хасидизма. Х. З. Слонимский, в то время цензор еврейской печати, попытался воспрепятствовать выходу 1-го тома, сочтя труд чересчур апологетичным.

Когда, несмотря на это, книга вышла, Слонимский, А. Б. Готлобер и другие выступили в печати с резкими нападками на историческую концепцию Цвейфеля. Тем не менее, работа «Шалом аль Исраэль», опирающаяся на обширный документальный материал и изобилующая впервые введенными в научный оборот фактами религиозной борьбы в еврейской среде XVIII в., была высоко оценена позднейшими историками (в частности, Ш. Дубновым, Ш. А. Городецким) и пользовалась вниманием писателей (М. И. Бердичевского, М. Бубера).

Цвейфель — автор популярных исторически-философских трактатов «Хешбоно шел олам» («Высший счет», 1878), «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля», 1884). Большой труд «Санегор» («Защитник», 1885) — значительное произведение апологетической литературы.

Редакторская работа

Цвейфель снискал известность и как публикатор и комментатор художественных, публицистических и проповеднических произведений. Он подготовил к печати и снабдил комментариями

  • сборник «Мусар ав» («Отцовское наставление», 1865), в котором помещены письма Маймонида и Иехуды ибн Тиббона) своим сыновьям;
  • книгу испанского раввина XIII в. Шем-Това ибн Шапрута «Пардес риммоним» («Гранатовый сад», 1866;
  • комментарий к произведениям агадической литературы;
  • сборник статей своего умершего коллеги — преподавателя Житомирского раввинского училища Хирша Сегаля «Ликкутей Цви» («Сочинения Цви /Хирша/», 1866);
  • переиздал комментарий Шломо Паппенхайма к литургическому гимну «Хомер бе-яд hа-йоцер» («Глина в руках Творца», 1868), опубликован впервые в начале XIX в., а также
  • трактат о морали И. Л. Маргалиота «Бет миддот» («Храм», 1870), впервые опубликован в 1777 г.

Источники

  • КЕЭ, том 9, кол. 1015–1017
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЦВЕЙФЕЛЬ Элиэзер Цви hа-Коhен в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация