Фридан, Бетти
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Фридан, Бетти (ЭЕЭ)» в «Фридан, Бетти») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Фридан, Бетти''' (Бетти Наоми Голдстейн; Friedan, Betty; 1921, Пеория, штат Иллинойс, – 2006, Вашингтон), американская публицистка, деятельница [[Феминистское Движение|феминистского движения]]. | + | '''Фридан, Бетти''' (Бетти Наоми Голдстейн; Friedan, Betty; 1921, Пеория, штат Иллинойс, – 2006, Вашингтон), американская публицистка, деятельница [[Феминистское Движение|феминистского движения]]. |
+ | == Биографические сведения == | ||
- | + | Отец Фридан владел большим ювелирным магазином, мать до замужества была журналисткой в местной газете. | |
- | В 1966 г. по инициативе Фридан была основана Национальная организация женщин, президентом которой она состояла в 1966–70 гг. Под ее руководством организация боролась против дискриминации женщин, создавая правовую базу, обращаясь в суд, а также проводя воспитательную работу. В 1970 г. Фридан отказалась баллотироваться на пост президента, так как считала, что Национальная организация женщин заняла слишком радикальную позицию по вопросу о равноправии лесбиянок и несправедливо отказывает в приеме мужчинам. В 1969 г. при деятельном участии Фридан была создана Национальная лига за право на аборт. В 1970 г. Фридан организовала забастовку в поддержку равноправия женщин, во время которой 50 тыс. женщин провели демонстрацию в Нью-Йорке. Стремясь поощрять активное участие женщин в политической жизни и их выдвижение на руководящие посты, Фридан в 1971 г. стала одним из инициаторов организации Национального политического комитета. В 1975 г. она была признана в США «гуманистом года». | + | Детские и отроческие годы Бетти совпали с периодом усиления [[Антисемитизм|антисемитизма]] в [[Соединённые Штаты Америки|Соединенных Штатах Америки]] (см. Межвоенный период и Вторая мировая война). |
+ | |||
+ | Связанные с этим переживания обусловили, по мнению самой Фридан, ее страсть к справедливости. | ||
+ | |||
+ | Учась в колледже, Фридан редактировала студенческую газету. В 1942 г. она с отличием окончила колледж и в течение года занималась исследовательской работой в области психологии в Университете штата Калифорния в Беркли. | ||
+ | |||
+ | Затем переехала в Нью-Йорк и стала репортером в леворадикальной газете профсоюза работников электрической и машиностроительной промышленности. | ||
+ | |||
+ | В 1947 г. она вышла замуж, уйдя с работы, около десяти лет посвятила семье, но и в этот период печатала статьи в женских журналах. | ||
+ | == Феминистка == | ||
+ | |||
+ | В 1953 г. Фридан опросила 200 бывших сокурсниц и обнаружила, что многие образованные женщины, как и она сама, не удовлетворены ролью хозяйки благополучного дома и матери семейства. | ||
+ | |||
+ | В 1960 г. в журнале «Гуд хаузкипинг» была опубликована статья Фридан «Женщины тоже люди», которая вызвала широкий резонанс. | ||
+ | |||
+ | В 1963 г. вышла книга «Мистика женственности», развеявшая миф о благополучии женщин среднего класса, которые ограничили свой мир семьей. | ||
+ | |||
+ | В изложении Фридан безмятежный пригородный коттедж представал «концентрационным лагерем», где женщины, превращенные в вечных детей, «похоронены заживо». | ||
+ | |||
+ | Причину такого положения и духовной неудовлетворенности женщин Фридан видела в том, что они ради семейной гармонии отказываются от собственных желаний под влиянием средств массовой информации, психоаналитиков и педагогов, которые воспитали в американском обществе псевдоромантическое представление о женственности, восходящее к концепциям [[Фрейд|З. Фрейда]]. | ||
+ | |||
+ | Фридан утверждала, что, замыкаясь в семье, женщины искусственно приостанавливаются в своем духовном росте. | ||
+ | |||
+ | Кроме того общество теряет ценный человеческий потенциал. Она призывала женщин принять «новый жизненный план»: сначала получить образование и начать карьеру, а затем создавать семью. | ||
+ | |||
+ | Ряд издателей отказались публиковать книгу Фридан, считая, что она обречена на провал, ибо проповедует отрицательное отношение к семье. | ||
+ | |||
+ | Однако вскоре после выхода в свет «Мистика женственности» стала бестселлером и была переведена на многие языки. | ||
+ | |||
+ | Книга сыграла огромную роль в формировании второй волны феминистского движения в США. | ||
+ | === Руководитель движения === | ||
+ | |||
+ | В 1966 г. по инициативе Фридан была основана Национальная организация женщин, президентом которой она состояла в 1966–70 гг. | ||
+ | |||
+ | Под ее руководством организация боролась против дискриминации женщин, создавая правовую базу, обращаясь в суд, а также проводя воспитательную работу. | ||
+ | |||
+ | В 1970 г. Фридан отказалась баллотироваться на пост президента, так как считала, что Национальная организация женщин заняла слишком радикальную позицию по вопросу о равноправии лесбиянок и несправедливо отказывает в приеме мужчинам. | ||
+ | |||
+ | В 1969 г. при деятельном участии Фридан была создана Национальная лига за право на аборт. В 1970 г. Фридан организовала забастовку в поддержку равноправия женщин, во время которой 50 тыс. женщин провели демонстрацию в Нью-Йорке. | ||
+ | |||
+ | Стремясь поощрять активное участие женщин в политической жизни и их выдвижение на руководящие посты, Фридан в 1971 г. стала одним из инициаторов организации Национального политического комитета. В 1975 г. она была признана в США «гуманистом года». | ||
На протяжении ряда лет Фридан печатала статьи в периодических изданиях, которые были затем собраны в книге «Это изменило мою жизнь. Работы о женском движении» (1976). Многие статьи проникнуты стремлением преодолеть сдвиг феминистского движения в сторону защиты лесбиянства и непримиримой войны с мужчинами, приблизить его к точке зрения «обычной женщины». В книге «Вторая стадия» (1981) Фридан выдвигает идею о том, что феминистское движение должно перейти от этапа борьбы за личное и общественное равноправие к формированию сбалансированных взглядов на семью, любовь и работу. Женщины с помощью мужчин должны перестроить общественные институты (программы помощи в воспитании детей, оплачиваемые отпуска в случае болезни ребенка, гибкий график работы и т. п.). Фридан подчеркивала, что она выступает не за аборт, но за право выбора при рождении детей. Фридан считала, что новая «феминистская мистика» будет отталкивать молодых женщин от семьи и материнства. Этот тезис вызвал резкую критику в адрес Фридан со стороны радикальных руководительниц Национальной организации женщин. В 1980–1990-х гг. Фридан преподавала социологию и так называемые гендерные науки (см. [[Феминистское Движение|Феминистское движение]]) в ряде ведущих университетов США и вела исследовательскую работу по вопросам старения. В 1993 г. вышла ее книга «Ключ старости», где Фридан страстно выступает против трактовки старости как вырождения, видя в ней одну из стадий развития человека. По мнению Фридан, феминизм, давший женщинам возможность смотреть на себя прежде всего как на личность, позволяет им найти новый подход к старости. | На протяжении ряда лет Фридан печатала статьи в периодических изданиях, которые были затем собраны в книге «Это изменило мою жизнь. Работы о женском движении» (1976). Многие статьи проникнуты стремлением преодолеть сдвиг феминистского движения в сторону защиты лесбиянства и непримиримой войны с мужчинами, приблизить его к точке зрения «обычной женщины». В книге «Вторая стадия» (1981) Фридан выдвигает идею о том, что феминистское движение должно перейти от этапа борьбы за личное и общественное равноправие к формированию сбалансированных взглядов на семью, любовь и работу. Женщины с помощью мужчин должны перестроить общественные институты (программы помощи в воспитании детей, оплачиваемые отпуска в случае болезни ребенка, гибкий график работы и т. п.). Фридан подчеркивала, что она выступает не за аборт, но за право выбора при рождении детей. Фридан считала, что новая «феминистская мистика» будет отталкивать молодых женщин от семьи и материнства. Этот тезис вызвал резкую критику в адрес Фридан со стороны радикальных руководительниц Национальной организации женщин. В 1980–1990-х гг. Фридан преподавала социологию и так называемые гендерные науки (см. [[Феминистское Движение|Феминистское движение]]) в ряде ведущих университетов США и вела исследовательскую работу по вопросам старения. В 1993 г. вышла ее книга «Ключ старости», где Фридан страстно выступает против трактовки старости как вырождения, видя в ней одну из стадий развития человека. По мнению Фридан, феминизм, давший женщинам возможность смотреть на себя прежде всего как на личность, позволяет им найти новый подход к старости. |
Версия 11:57, 21 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Фридан, Бетти (Бетти Наоми Голдстейн; Friedan, Betty; 1921, Пеория, штат Иллинойс, – 2006, Вашингтон), американская публицистка, деятельница феминистского движения.
Биографические сведения
Отец Фридан владел большим ювелирным магазином, мать до замужества была журналисткой в местной газете.
Детские и отроческие годы Бетти совпали с периодом усиления антисемитизма в Соединенных Штатах Америки (см. Межвоенный период и Вторая мировая война).
Связанные с этим переживания обусловили, по мнению самой Фридан, ее страсть к справедливости.
Учась в колледже, Фридан редактировала студенческую газету. В 1942 г. она с отличием окончила колледж и в течение года занималась исследовательской работой в области психологии в Университете штата Калифорния в Беркли.
Затем переехала в Нью-Йорк и стала репортером в леворадикальной газете профсоюза работников электрической и машиностроительной промышленности.
В 1947 г. она вышла замуж, уйдя с работы, около десяти лет посвятила семье, но и в этот период печатала статьи в женских журналах.
Феминистка
В 1953 г. Фридан опросила 200 бывших сокурсниц и обнаружила, что многие образованные женщины, как и она сама, не удовлетворены ролью хозяйки благополучного дома и матери семейства.
В 1960 г. в журнале «Гуд хаузкипинг» была опубликована статья Фридан «Женщины тоже люди», которая вызвала широкий резонанс.
В 1963 г. вышла книга «Мистика женственности», развеявшая миф о благополучии женщин среднего класса, которые ограничили свой мир семьей.
В изложении Фридан безмятежный пригородный коттедж представал «концентрационным лагерем», где женщины, превращенные в вечных детей, «похоронены заживо».
Причину такого положения и духовной неудовлетворенности женщин Фридан видела в том, что они ради семейной гармонии отказываются от собственных желаний под влиянием средств массовой информации, психоаналитиков и педагогов, которые воспитали в американском обществе псевдоромантическое представление о женственности, восходящее к концепциям З. Фрейда.
Фридан утверждала, что, замыкаясь в семье, женщины искусственно приостанавливаются в своем духовном росте.
Кроме того общество теряет ценный человеческий потенциал. Она призывала женщин принять «новый жизненный план»: сначала получить образование и начать карьеру, а затем создавать семью.
Ряд издателей отказались публиковать книгу Фридан, считая, что она обречена на провал, ибо проповедует отрицательное отношение к семье.
Однако вскоре после выхода в свет «Мистика женственности» стала бестселлером и была переведена на многие языки.
Книга сыграла огромную роль в формировании второй волны феминистского движения в США.
Руководитель движения
В 1966 г. по инициативе Фридан была основана Национальная организация женщин, президентом которой она состояла в 1966–70 гг.
Под ее руководством организация боролась против дискриминации женщин, создавая правовую базу, обращаясь в суд, а также проводя воспитательную работу.
В 1970 г. Фридан отказалась баллотироваться на пост президента, так как считала, что Национальная организация женщин заняла слишком радикальную позицию по вопросу о равноправии лесбиянок и несправедливо отказывает в приеме мужчинам.
В 1969 г. при деятельном участии Фридан была создана Национальная лига за право на аборт. В 1970 г. Фридан организовала забастовку в поддержку равноправия женщин, во время которой 50 тыс. женщин провели демонстрацию в Нью-Йорке.
Стремясь поощрять активное участие женщин в политической жизни и их выдвижение на руководящие посты, Фридан в 1971 г. стала одним из инициаторов организации Национального политического комитета. В 1975 г. она была признана в США «гуманистом года».
На протяжении ряда лет Фридан печатала статьи в периодических изданиях, которые были затем собраны в книге «Это изменило мою жизнь. Работы о женском движении» (1976). Многие статьи проникнуты стремлением преодолеть сдвиг феминистского движения в сторону защиты лесбиянства и непримиримой войны с мужчинами, приблизить его к точке зрения «обычной женщины». В книге «Вторая стадия» (1981) Фридан выдвигает идею о том, что феминистское движение должно перейти от этапа борьбы за личное и общественное равноправие к формированию сбалансированных взглядов на семью, любовь и работу. Женщины с помощью мужчин должны перестроить общественные институты (программы помощи в воспитании детей, оплачиваемые отпуска в случае болезни ребенка, гибкий график работы и т. п.). Фридан подчеркивала, что она выступает не за аборт, но за право выбора при рождении детей. Фридан считала, что новая «феминистская мистика» будет отталкивать молодых женщин от семьи и материнства. Этот тезис вызвал резкую критику в адрес Фридан со стороны радикальных руководительниц Национальной организации женщин. В 1980–1990-х гг. Фридан преподавала социологию и так называемые гендерные науки (см. Феминистское движение) в ряде ведущих университетов США и вела исследовательскую работу по вопросам старения. В 1993 г. вышла ее книга «Ключ старости», где Фридан страстно выступает против трактовки старости как вырождения, видя в ней одну из стадий развития человека. По мнению Фридан, феминизм, давший женщинам возможность смотреть на себя прежде всего как на личность, позволяет им найти новый подход к старости.
Фридан удостоена почетных ученых званий в ряде учебных заведений.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ФРИДАН Бетти в ЭЕЭ