Тимишоара (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Тимишоара''' (по-венгерски Темешвар), город на западе [[Румыния|Румынии]], в исторической области Банат; административный центр уезда Тимиш. Основан в 14 в. Не позднее второй половины 15 в. Тимишоару стали посещать еврейские торговцы. После 1522 г., когда город перешел под контроль Османской империи (см. [[Турция]]), в нем начали селиться [[Сефарды|сефарды]] из [[Стамбул|Стамбула]], [[Салоники|Салоник]] и других мест; они создали [[Община Еврейская|общину]] и приобрели участок под [[Кладбище|кладбище]] (самое старое из сохранившихся на нем надгробий датировано 1636 г.). В 1716 г., когда османский гарнизон Тимишоары капитулировал перед австрийскими войсками, евреям (в то время их численность составляла 155 человек) разрешили остаться, и 12 семей воспользовались этой возможностью. В 1718 г. местная администрация приказала евреям покинуть город, обвинив их в шпионаже в пользу турок, однако благодаря заступничеству крупного коммерсанта и откупщика Диего д’Агиляра (Моше Лопес Перейра; 1699? – 1759), подвизавшегося при австрийском дворе, это распоряжение не было выполнено. В 1720–1730-х гг. в Тимишоару переселялись как сефарды, так и [[Ашкеназы|ашкеназы]] (последние — из [[Венгрия|Венгрии]], [[Австрия|Австрии]] и Моравии); среди них преобладали торговцы. В 1736 г. императрица Мария-Терезия по просьбе Д. д’Агиляра лично разрешила пятерым евреям из Стамбула обосноваться вместе с семьями в Тимишоаре; один из них, раввин Меир Амиго, возглавил сефардско-ашкеназскую общину города.
+
'''Тимишоара''' (по-венгерски Темешвар), город на западе [[Румыния|Румынии]], в исторической области Банат; административный центр уезда Тимиш. Основан в 14 в.  
 +
== Первые упоминания ==
-
В 1739 г. в Тимишоаре насчитывалось 139 ашкеназов и 81 сефард — всего 46 еврейских семей. К 1755 г. их число уменьшилось до 23, но к 1772 г. возросло до 53, к 1881 г. — до 72. В 1748 г. была создана [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]], в 1762 г. построены две синагоги (сефардская и ашкеназская); действовало сефардское общество по изучению [[Тора|Торы]]. В 1776 г. правительство Австрии издало особое уложение о евреях Баната (юденорднунг). Согласно этому акту, численность еврейского населения Тимишоары не должна была превышать 49 человек, причем лишь восемь из них могли заниматься торговлей. Евреям запрещалось селится вне [[Гетто|гетто]], расположенного в городской цитадели, покидать Тимишоару и заключать браки без разрешения властей, жить в домах христиан и нанимать их в услужение. В Тимишоаре не разрешалось создавать более одной еврейской общины во главе с [[Даян|даяном]] и раввином. Евреи, не являвшиеся жителями Тимишоары, допускались в него только для ведения торговли и по уплате «налога за покровительство» (пять грошей в день); им возбранялось оставаться в городе на ночь. Всем евреям Баната предписывалось проводить обряд бракосочетания только с участием раввина Тимишоары и хоронить умерших только на еврейском кладбище этого города. Многие ограничительные законы были отменены или смягчены после того, как Банат вошел в 1779 г. в состав Венгрии (находившейся в то время под властью Австрии), и особенно в 1780–1790-х гг., в правление [[Иосиф II|Иосифа II]]. В 1791 г. в Тимишоару прибыли еврейские беженцы из [[Белград|Белграда]]; местная община оказала им помощь.
+
Не позднее второй половины 15 в. Тимишоару стали посещать еврейские торговцы.
 +
 
 +
После 1522 г., когда город перешел под контроль Османской империи (см. [[Турция]]), в нем начали селиться [[Сефарды|сефарды]] из [[Стамбул|Стамбула]], [[Салоники|Салоник]] и других мест; они создали [[Община Еврейская|общину]] и приобрели участок под [[Кладбище|кладбище]] (самое старое из сохранившихся на нем надгробий датировано 1636 г.).
 +
== Восемнадцатый  век ==
 +
 
 +
В 1716 г., когда османский гарнизон Тимишоары капитулировал перед австрийскими войсками, евреям (в то время их численность составляла 155 человек) разрешили остаться, и 12 семей воспользовались этой возможностью.
 +
 
 +
В 1718 г. местная администрация приказала евреям покинуть город, обвинив их в шпионаже в пользу турок, однако благодаря заступничеству крупного коммерсанта и откупщика Диего д’Агиляра (Моше Лопес Перейра; 1699? – 1759), подвизавшегося при австрийском дворе, это распоряжение не было выполнено.
 +
 
 +
В 1720–1730-х гг. в Тимишоару переселялись как сефарды, так и [[Ашкеназы|ашкеназы]] (последние — из [[Венгрия|Венгрии]], [[Австрия|Австрии]] и Моравии); среди них преобладали торговцы.
 +
 
 +
В 1736 г. императрица Мария-Терезия по просьбе Д. д’Агиляра лично разрешила пятерым евреям из Стамбула обосноваться вместе с семьями в Тимишоаре; один из них, раввин Меир Амиго, возглавил сефардско-ашкеназскую общину города.
 +
 
 +
В 1739 г. в Тимишоаре насчитывалось 139 ашкеназов и 81 сефард — всего 46 еврейских семей.  
 +
 
 +
К 1755 г. их число уменьшилось до 23, но к 1772 г. возросло до 53, к 1881 г. — до 72. В 1748 г. была создана [[Хевра Каддиша|хевра каддиша]], в 1762 г. построены две синагоги (сефардская и ашкеназская); действовало сефардское общество по изучению [[Тора|Торы]].  
 +
 
 +
В 1776 г. правительство Австрии издало особое уложение о евреях Баната (юденорднунг). Согласно этому акту, численность еврейского населения Тимишоары не должна была превышать 49 человек, причем лишь восемь из них могли заниматься торговлей.  
 +
 
 +
Евреям запрещалось селится вне [[Гетто|гетто]], расположенного в городской цитадели, покидать Тимишоару и заключать браки без разрешения властей, жить в домах христиан и нанимать их в услужение.  
 +
 
 +
В Тимишоаре не разрешалось создавать более одной еврейской общины во главе с [[Даян|даяном]] и раввином.  
 +
 
 +
Евреи, не являвшиеся жителями Тимишоары, допускались в него только для ведения торговли и по уплате «налога за покровительство» (пять грошей в день); им возбранялось оставаться в городе на ночь.  
 +
 
 +
Всем евреям Баната предписывалось проводить обряд бракосочетания только с участием раввина Тимишоары и хоронить умерших только на еврейском кладбище этого города.  
 +
 
 +
Многие ограничительные законы были отменены или смягчены после того, как Банат вошел в 1779 г. в состав Венгрии (находившейся в то время под властью Австрии), и особенно в 1780–1790-х гг., в правление [[Иосиф II|Иосифа II]]. В 1791 г. в Тимишоару прибыли еврейские беженцы из [[Белград|Белграда]]; местная община оказала им помощь.
 +
== Девятнадцатый - начало двадцатого века ==
В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения Тимишоары быстро росла: в 1840 г. она составила около 1200 человек (из них 750 человек жили в цитадели), в 1858 г. — 2202 человека, в 1890 г. — 4870 человек (около 15% всего населения), в 1901 г. — 5788 человек, в 1910 г. — 6728 человек (9,2%). В 1840-х гг. в Тимишоаре открылись две еврейские школы, в 1846 г. Саролта Фишель основала еврейский женский клуб, члены которого занимались главным образом филантропией (кроме того, в 1848 г. они пожертвовали 800 крон в пользу революционного правительства Венгрии во главе с Л. Кошутом); позднее возникли и другие благотворительные организации. В 1862 г. была построена великолепная синагога в мавританском стиле. В 1869 г. община Тимишоары под руководством раввина М. Леви объявила себя «неологической», то есть реформистской (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]); ортодоксы (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) в 1871 г. отделились от нее, а в 1895 г. открыли собственную синагогу. Во второй половине 19 в. многие евреи Тимишоары испытали сильное влияние венгерского и немецкого языка и культуры.
В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения Тимишоары быстро росла: в 1840 г. она составила около 1200 человек (из них 750 человек жили в цитадели), в 1858 г. — 2202 человека, в 1890 г. — 4870 человек (около 15% всего населения), в 1901 г. — 5788 человек, в 1910 г. — 6728 человек (9,2%). В 1840-х гг. в Тимишоаре открылись две еврейские школы, в 1846 г. Саролта Фишель основала еврейский женский клуб, члены которого занимались главным образом филантропией (кроме того, в 1848 г. они пожертвовали 800 крон в пользу революционного правительства Венгрии во главе с Л. Кошутом); позднее возникли и другие благотворительные организации. В 1862 г. была построена великолепная синагога в мавританском стиле. В 1869 г. община Тимишоары под руководством раввина М. Леви объявила себя «неологической», то есть реформистской (см. [[Реформизм В Иудаизме|Реформизм в иудаизме]]); ортодоксы (см. [[Ортодоксальный Иудаизм|Ортодоксальный иудаизм]]) в 1871 г. отделились от нее, а в 1895 г. открыли собственную синагогу. Во второй половине 19 в. многие евреи Тимишоары испытали сильное влияние венгерского и немецкого языка и культуры.

Версия 18:01, 8 декабря 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Тимишоара (по-венгерски Темешвар), город на западе Румынии, в исторической области Банат; административный центр уезда Тимиш. Основан в 14 в.

Первые упоминания

Не позднее второй половины 15 в. Тимишоару стали посещать еврейские торговцы.

После 1522 г., когда город перешел под контроль Османской империи (см. Турция), в нем начали селиться сефарды из Стамбула, Салоник и других мест; они создали общину и приобрели участок под кладбище (самое старое из сохранившихся на нем надгробий датировано 1636 г.).

Восемнадцатый век

В 1716 г., когда османский гарнизон Тимишоары капитулировал перед австрийскими войсками, евреям (в то время их численность составляла 155 человек) разрешили остаться, и 12 семей воспользовались этой возможностью.

В 1718 г. местная администрация приказала евреям покинуть город, обвинив их в шпионаже в пользу турок, однако благодаря заступничеству крупного коммерсанта и откупщика Диего д’Агиляра (Моше Лопес Перейра; 1699? – 1759), подвизавшегося при австрийском дворе, это распоряжение не было выполнено.

В 1720–1730-х гг. в Тимишоару переселялись как сефарды, так и ашкеназы (последние — из Венгрии, Австрии и Моравии); среди них преобладали торговцы.

В 1736 г. императрица Мария-Терезия по просьбе Д. д’Агиляра лично разрешила пятерым евреям из Стамбула обосноваться вместе с семьями в Тимишоаре; один из них, раввин Меир Амиго, возглавил сефардско-ашкеназскую общину города.

В 1739 г. в Тимишоаре насчитывалось 139 ашкеназов и 81 сефард — всего 46 еврейских семей.

К 1755 г. их число уменьшилось до 23, но к 1772 г. возросло до 53, к 1881 г. — до 72. В 1748 г. была создана хевра каддиша, в 1762 г. построены две синагоги (сефардская и ашкеназская); действовало сефардское общество по изучению Торы.

В 1776 г. правительство Австрии издало особое уложение о евреях Баната (юденорднунг). Согласно этому акту, численность еврейского населения Тимишоары не должна была превышать 49 человек, причем лишь восемь из них могли заниматься торговлей.

Евреям запрещалось селится вне гетто, расположенного в городской цитадели, покидать Тимишоару и заключать браки без разрешения властей, жить в домах христиан и нанимать их в услужение.

В Тимишоаре не разрешалось создавать более одной еврейской общины во главе с даяном и раввином.

Евреи, не являвшиеся жителями Тимишоары, допускались в него только для ведения торговли и по уплате «налога за покровительство» (пять грошей в день); им возбранялось оставаться в городе на ночь.

Всем евреям Баната предписывалось проводить обряд бракосочетания только с участием раввина Тимишоары и хоронить умерших только на еврейском кладбище этого города.

Многие ограничительные законы были отменены или смягчены после того, как Банат вошел в 1779 г. в состав Венгрии (находившейся в то время под властью Австрии), и особенно в 1780–1790-х гг., в правление Иосифа II. В 1791 г. в Тимишоару прибыли еврейские беженцы из Белграда; местная община оказала им помощь.

Девятнадцатый - начало двадцатого века

В 19 в. – начале 20 в. численность еврейского населения Тимишоары быстро росла: в 1840 г. она составила около 1200 человек (из них 750 человек жили в цитадели), в 1858 г. — 2202 человека, в 1890 г. — 4870 человек (около 15% всего населения), в 1901 г. — 5788 человек, в 1910 г. — 6728 человек (9,2%). В 1840-х гг. в Тимишоаре открылись две еврейские школы, в 1846 г. Саролта Фишель основала еврейский женский клуб, члены которого занимались главным образом филантропией (кроме того, в 1848 г. они пожертвовали 800 крон в пользу революционного правительства Венгрии во главе с Л. Кошутом); позднее возникли и другие благотворительные организации. В 1862 г. была построена великолепная синагога в мавританском стиле. В 1869 г. община Тимишоары под руководством раввина М. Леви объявила себя «неологической», то есть реформистской (см. Реформизм в иудаизме); ортодоксы (см. Ортодоксальный иудаизм) в 1871 г. отделились от нее, а в 1895 г. открыли собственную синагогу. Во второй половине 19 в. многие евреи Тимишоары испытали сильное влияние венгерского и немецкого языка и культуры.

С 1918 г. Тимишоара в составе Румынии. В 1930 г. в городе проживали 9368 евреев (10% всего населения), в 1940 г. — 10 950 евреев; он стал крупным центром деятельности сионистских организаций, Еврейского национального фонда и Керен hа-иесод, Еврейской партии Румынии (созданной по инициативе сионистов в 1930 г. и просуществовавшей до 1938 г.). В Тимишоаре работали два средних еврейских учебных заведения — общеобразовательная школа и коммерческое училище, преподавание велось в них на румынском языке (несмотря на то, что родными языками почти всех евреев Тимишоары в межвоенный период были венгерский, немецкий и идиш); изучался также иврит. В 1920–40 гг. в Тимишоаре выходила еврейская газета на венгерском языке «Уй кор». В 1920-х и особенно в 1930-х гг. в городе усилился антисемитизм, начала активно действовать пронацистская «Железная гвардия». В 1936 г. ее члены взорвали бомбу в зале, где выступала еврейская театральная труппа; два человека погибли, многие получили ранения. После того, как в сентябре 1940 г. фактическим диктатором Румынии стал Й. Антонеску, ориентировавшийся на гитлеровскую Германию, власти конфисковали принадлежавшие евреям предприятия и магазины, а затем и собственность общины (включая недвижимость), ликвидировали все еврейские организации, мобилизовали многих мужчин в трудовые батальоны, согнали в Тимишоару евреев из окрестных населенных пунктов (в результате чего численность еврейского населения города возросла к 1942 г. до 11 788 человек, а к 1947 г. — до 13 600 человек).

После падения режима Антонеску и изгнания германских войск из Румынии (август–октябрь 1944 г.) в Тимишоаре вновь начали работать еврейские объединения; особенно активны были сионисты и прокоммунистический Еврейский демократический комитет. В 1948 г. – первой половине 1949 г. коммунисты, захватившие власть в стране, закрыли все еврейские политические организации или заставили их объявить о самороспуске; некоторых активистов сионистского движения позднее арестовали и бросили в тюрьму. По распоряжению властей общинам ортодоксов и «неологов» пришлось объединиться. В конце 1940-х – начале 1990-х гг. подавляющее большинство евреев Тимишоары репатриировалось в Израиль: к 1971 г. численность еврейского населения города уменьшилось до трех тысяч человек, к 1992 г., по данным Федерации еврейских общин Румынии, — до 900 человек. В первой половине 1990-х гг. в Тимишоаре существовала еврейская община во главе с раввином («неолог» Э. Нойман, один из двух раввинов, оставшихся в Румынии к концу 1980-х гг.); под ее эгидой находился небольшой дом для престарелых и столовая, где соблюдался кашрут.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТИМИШОАРА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация