Рейнхардт, Макс
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 67: | Строка 67: | ||
В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра. | В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра. | ||
- | Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ. | + | Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ. А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам Курфюрстендамм», руководил в 1923—1937 «Йозефштадттеатром» в Вене. |
Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]], 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932). | Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» [[Оффенбах, Жак|Ж. Оффенбаха]], 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932). | ||
Строка 80: | Строка 80: | ||
== Особенности творчества == | == Особенности творчества == | ||
Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность. | Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность. | ||
- | + | [[Файл:Emil Orlik Portrait Max Reinhardt.jpg|thumb|left|[[Эмиль Орлик]]. Портрет Макса Рейнхардта]] | |
«Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль [[Манн, Томас|Т. Манн]]. | «Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль [[Манн, Томас|Т. Манн]]. | ||
Строка 86: | Строка 86: | ||
В 1928 г., когда [[Госет|ГОСЕТ]] с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра. | В 1928 г., когда [[Госет|ГОСЕТ]] с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра. | ||
- | + | ||
== Эмиграция == | == Эмиграция == | ||
- | В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на | + | В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию. Антисемитские круги во главе с ''К. Гамсуном'' развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята. |
В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию. | В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию. | ||
Строка 98: | Строка 98: | ||
== Известные ученики == | == Известные ученики == | ||
{{commonscat|Max Reinhardt|Макс Рейнхардт}} | {{commonscat|Max Reinhardt|Макс Рейнхардт}} | ||
- | * | + | * Мартель, Карл Герман — актёр |
* [[Грановский, Алексей Михайлович]] — режиссёр | * [[Грановский, Алексей Михайлович]] — режиссёр | ||
Строка 112: | Строка 112: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Актёры по алфавиту]] | [[Категория:Актёры по алфавиту]] | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 13:29, 7 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Макс Рейнхардт | |
Мах Reinhardt | |
Файл:Max Reinhardt.jpg | |
Макс Рейнхардт в 1931 году | |
---|---|
Имя при рождении: |
Макс Гольдман (Goldmann) |
Род деятельности: |
немецкий режиссёр, актёр и театральный деятель |
Дата рождения: |
9 сентября 1873 |
Место рождения: |
Баден-под-Веной, Австро-Венгрия |
Дата смерти: |
31 октября 1943 (70 лет) |
Место смерти: |
Макс Рейнхардт (нем. Max Reinhardt; собственное имя — Максимилиан Гольдман; 9 сентября 1873, Баден, Австрия — 31 октября 1943, Нью-Йорк, США), австрийский и немецкий режиссер, актер, театральный деятель, один из реформаторов театрального искусства 20 в.
С 1905 года и до прихода к власти нацистов в 1933 году возглавлял Немецкий театр в Берлине. В 1920 году организовал первый Зальцбургский фестиваль. После аншлюса работал в США, где поставил, в частности, киноверсию «Сна в летнюю ночь».
Рейнхардт тяготел к неоромантизму и символизму. Вошёл в историю сценического искусства как новатор театральной техники: среди излюбленных приёмов — вращающаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику.
Содержание |
Биографические сведения
Максимилиан Гольдман (псевдоним Макс Рейнхардт появился в 1904 году) родился в Бадене близ Вены, в еврейской семье. Его отец, фабрикант Вильгельм Гольдман (1846—1911), происходил из Ступавы; мать, Роза Венграф (1851—1924), была уроженкой Никольсбурга.
Дед Рейнхардта был ортодоксальным евреем.
Творческий путь в Европе
В 17 лет, когда Рейнхардт еще учился в театральной школе при Венской консерватории, он стал актером и режиссером театра в Зальцбурге.
После окончания школы (1893 год) работал в различных театрах Зальцбурга и Братиславы. С 1895 года состоял актёром в труппе Немецкого театра в Берлине, возглавляемом О. Брамом (1856–1912); играл главным образом характерные роли. Первый период режиссёрской деятельности начался в Берлине в конце 90-х годов в труппе Цикелля «Сецессионе бюне».
С первыми самостоятельными режиссерскими опытами Рейнхардт выступил в 1901 году на сцене берлинского артистического кабаре «Шум и дым», которое сам и основал. Там ставились сатирические пародии на современную драму и театр.
В 1902 г. на основе кабаре возник его «Малый театр», предназначенный для сценических опытов и камерного репертуара. Там он поставил спектакль «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне». Благодаря унаследованным у Г. Лаубе и О. Брама реалистичным традициям, он сумел соединить в «Ночлежке» натуралистические особенности местного колорита, черты характеров героев с мистическими и фантастическими мотивами.
В отличие от Немецкого театра, где он ставил в основном классическую драматургию (У. Шекспир, Г. Лессинг, Ф. Шиллер), там шли современные пьесы (Ю. Стриндберг, Л. Пиранделло, М. Горький, пьеса Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1903 год)).
После ошеломительного успеха в Малом театре он организовал более крупный «Новый театр» в Берлине, которым руководил в 1903—1906 гг. В 1906 г. оставил его и создал экспериментальный Камерный театр («Каммершпиле»).
В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.
Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ. А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам Курфюрстендамм», руководил в 1923—1937 «Йозефштадттеатром» в Вене.
Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).
Высшей целью Рейнхардта было создание народного массового театра, сродни античному.
В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие.
Работа в Америке
В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» С. Ан-ского (замысел не осуществился).
Особенности творчества
Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность.
«Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль Т. Манн.
Искания Рейнхардта по-своему преломились в практике В. Мейерхольда, А. Таирова, А. Грановского.
В 1928 г., когда ГОСЕТ с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.
Эмиграция
В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята.
В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию.
Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии...».
В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие).
Известные ученики
Макс Рейнхардт на Викискладе? |
- Мартель, Карл Герман — актёр
- Грановский, Алексей Михайлович — режиссёр
Литература
- Stefan, Paul. Max Reinhardt. Eines Künstlers Heimweg nach Wien. — Wien-Leipzig: Goldschmiedt-Verlag, 1923.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РЕЙНХАРДТ Макс в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.