м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Гаоны]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Гаоны''' ({{lang-he|גאונים}}), единственное число '''гаон''' ({{lang-he|גאון}}).
| + | |
- | | + | |
- | {{История иудаизма|640|390|имя=гаонов}}
| + | |
- | | + | |
- | Официальный титул глав [[иешив]] Суры и Пумбедиты в Вавилонии. С конца 6 в. и до середины 11 в. (так называемый период гаоната) гаоны считались у евреев высшим авторитетом в толковании Талмуда и применении его принципов при решении вопросов повседневной жизни. В 10–11 вв. этот титул носили также главы иешив в Палестине. В 12–13 вв. гаонами именовались главы иешив в Багдаде, Дамаске и Египте.
| + | |
- | | + | |
- | Впоследствии, утратив значение официального титула, термин гаон стал применяться как почетный эпитет, отличающий выдающегося знатока и толкователя Закона (например [[Элияhу бен Шломо Залман]] — Виленский Гаон).
| + | |
- | | + | |
- | В период Талмуда глав вавилонских иешив выбирали их члены (ББ. 12б); в период гаоната они назначались эксилархом. Обычно гаон достигал своего сана после прохождения всей иерархии академических должностей. Кандидаты на пост гаона должны были не только выделяться ученостью, но и обладать административным талантом. Учитывалось также происхождение: большинство гаонов Суры и Пумбедиты принадлежало к шести-семи семействам. Однако должность гаона в Вавилонии не была наследственной. Сурский гаон стоял по рангу выше пумбедитского, и при публичных церемониях всегда пользовался преимуществом, даже если он был моложе своего коллеги.
| + | |
- | | + | |
- | Первым, к кому относят титул гаона, был Мар бар рав Гуна ([[591 год]]) в Суре, последним считается рав Ѓаи бен Шрира гаон, который был главой ешивы в Пумбедите с [[1004]] по [[1038 год]].
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее выдающиеся личности из среды вавилонских гаонов оказали глубокое влияние на учение и религиозные традиции иудаизма. Труды некоторых из них являются важнейшими произведениями галахической литературы. Особого упоминания заслуживают гаоны Иеhудай (8 в.), Амрам бен Шешна, [[Са‘адия Гаон]], Шрира бен Ханина Гаон, Шмуэль бен Хофни (умер в 1013 г.) и Ѓай бен Шрира.
| + | |
- | | + | |
- | == Деятельность гаонов ==
| + | |
- | | + | |
- | В период гаоната дважды в год, в месяцы калла (элул и адар) тысячи ученых и почитателей галахической учености оставляли свои дела и собирались в иешивах, чтобы присутствовать при обсуждении как отвлеченных проблем Галахи, так и религиозных или правовых вопросов, поступивших в течение года из разных мест диаспоры, и предлагаемых гаонами ответов. После того, как ответы утверждались собранием и закреплялись подписью гаонов, они рассылались в качестве обязательных постановлений. Такая корреспонденция гаонов в области Галахи, известная как шеелот у-тшувот (букв. `вопросы и ответы`; Респонсы), распространялась почти во всех странах еврейского рассеяния — от Аравийского полуострова до общин Испании, Франции и Германии.
| + | |
- | | + | |
- | Гаоны опирались не только на [[галаха|галахические]] установления, имеющиеся в [[Талмуд]]е; они учитывали современные им обстоятельства и нужды и создавали новые нормы. ''Такканот'' (постановления), обнародованные гаонами, приобретали силу Галахи, поскольку авторитет гаонов был общепризнан среди мирового еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Гаоны выполняли также определенные политические и общинные функции наряду с эксилархами. В эпоху Багдадского халифата (750–1258) гаоны пытались оказать влияние на политику халифов по отношению к евреям.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на то, что к позднему периоду вавилонского гаоната относится ряд наиболее видных гаонов, этот институт как религиозно-культурный центр иудаизма пришел в упадок задолго до того, как из-за преследований аббасидских и сельджукских правителей прекратилось его существование (около 1040 г.). Деятельность гаонов стала приобретать все более общественно-административный характер, и с конца 9 в. большинство их жило уже в Багдаде — столице халифата, где была и резиденция эксиларха. С образованием новых центров талмудической учености (главным образом в Испании) и появлением выдающихся ученых в других странах диаспоры зависимость еврейства рассеяния от обеих вавилонских академий и гаонов прекратилась и его связи с ними ослабли.
| + | |
- | | + | |
- | Попытку возродить институт гаоната предприняли главы багдадской иешивы (открытой в конце 11 в.), считавшие себя преемниками гаонов Суры и Пумбедиты, которые уже более ста лет жили в Багдаде. Первым известным багдадским гаоном был Ицхак бен Моше бен Сахни (с 1070 г.), прибывший из Испании. Наибольшую известность заслужил багдадский гаон Шмуэль бен Али hа-Леви (умер в 1194 г.), ярый оппонент Маймонида. В 1258 г., когда над Багдадом нависла угроза монгольского вторжения, еврейский центр в Вавилонии пришел в окончательный упадок, и к концу 13 в. титул гаон в этой стране вышел из употребления. Последним из известных истории гаонов в Багдаде был Шмуэль бен Даниэль бен Аби ал-Рабиа hа-Коhен, обратившийся в 1288 г. к двум ученым по поводу полемики об учении Маймонида.
| + | |
- | | + | |
- | == Гаоны в Стране Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | О возникновении гаоната в Эрец-Исраэль сохранилось очень мало сведений. Известно лишь, что титул гаона был присвоен главе иерусалимской иешивы после ее перевода туда из Тверии (по-видимому, в 9 в.). В отличие от Вавилонии, здесь должность гаона была наследственной, и на протяжении 200 лет ее занимали представители одной семьи. Помимо управления иешивой, гаоны ведали также делами еврейского населения в Эрец-Исраэль, и власти признавали их как представителей еврейской общины. Уступая в учености гаонам Вавилонии, они сумели сохранить непрерывность существования своих иешив в сложных политических условиях. Захват Иерусалима сельджуками в 1071 г. привел к полному упадку еврейской общины города. Иешива была перенесена в Тир, затем в Хадрах (близ Дамаска) и, наконец, в Дамаск. Она еще действовала в 12 в., и, по свидетельству Биньямина из Туделы, находилась под контролем гаоната в Багдаде. Наиболее известными ее гаонами были Ахарон бен Моше Бен Меир (в 915–32 гг.) и Шломо бен Иехуда из Феса (в 1027–51).
| + | |
- | | + | |
- | После упадка иешив Вавилонии и Эрец-Исраэль крупные еврейские общины в Египте потребовали учреждения своего собственного гаоната. Первую попытку такого рода предпринял Давид бен Даниэль, именовавшийся гаоном в 1083–89 гг. Однако институт гаоната не привился в Египте. Последним египетским гаоном числился Сар Шалом бен Моше hа-Леви, бывший главой египетской иешивы в 1171–95 гг.
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Религиозные титулы]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Гаоны]]
| + | |
- | | + | |
- | [[de:Gaon]]
| + | |
- | [[en:Geonim]]
| + | |
- | [[es:Gueonim]]
| + | |
- | [[fr:Gueonim]]
| + | |
- | [[he:גאונים]]
| + | |
- | [[ja:ゲオーニーム]]
| + | |
- | [[ko:게오님]]
| + | |
- | [[pl:Gaon]]
| + | |
- | [[pt:Gueonim]]
| + | |
- | [[ro:Geonim]]
| + | |
- | [[yi:גאונים]]
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |