м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мицва (мицвот, заповеди иудаизма)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{также|Галаха}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Мицвот''' (מִצְווֹת, ед. число מִצְוָה, мицва, буквально `повеление`, `приказание`) - предписания и запреты еврейской религии.
| + | |
- | == Терминология ==
| + | |
- | В обычном словоупотреблении мицва — всякое доброе дело. Уже в [[Талмуд|Талмуде]] это слово употреблялось для обозначения похвального поступка, хотя бы и не предписанного законом (Хул. 106а; ср. Гит. 15а). Хотя в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] для обозначения закона употребляются различные термины — хок (Чис. 30:17), хукка (Исх. 27:21), мишпат (Втор. 4:5), эдут (Втор. 4:45), мишмерет (Лев. 8:35) и тора (Исх. 16:28) — лишь слово мицва употребляется для обозначения всех видов предписаний.
| + | |
- | == Количество заповедей ==
| + | |
- | Согласно традиции, кристаллизация которой произошла в школе рабби [[Акива|Акивы]], насчитывается 613 мицвот — тарьяг мицвот (тарьяг — буквенное обозначение числа 613), которые представляют собой кодификацию библейского права на основании соответствующих стихов Пятикнижия, иногда толкуемых иносказательно. Впервые число 613 упоминает амора (см. [[Амораи]]) рабби Симлай, живший в начале 4 в.: «613 мицвот даны [[Моисей|Моисею]], 365 запретов по числу дней солнечного года и 248 предписаний по числу органов человеческого тела» (Мак. 23б). Несколько позднее это число получило обоснование [[Гематрия|гематрией]]: 611 (= [[Тора]]) + 2 (две первые из [[Десять Заповедей|Десяти заповедей]], данных Богом Моисею на [[Синай|горе Синай]]).
| + | |
- | == Классификация заповедей ==
| + | |
- | С увеличением числа ритуальных предписаний, сформулированных законоучителями Талмуда, мицвот стали делить на две категории:
| + | |
- | * мицвот де-орайта, библейские предписания, и
| + | |
- | * мицвот де-раббанан, предписания законоучителей (Псах. 10а: Сук. 44а).
| + | |
- | В некоторых случаях мицвот подразделялись на менее важные, мицвот каллот, и более важные, мицвот хамурот (например. Хул. 12:5; Иев. 47б; Ав. Зар. 3а). Нередко проводится также различие между ритуальными мицвот (мицвот бейн адам ла-Маком, буквально `предписания об отношениях между человеком и Богом`) и этическими мицвот (мицвот бейн адам ле-хаверо, буквально `предписания об отношениях между человеком и его ближним`). Поздние [[Пророки И Пророчество||пророки]] подчеркивали примат этических мицвот перед ритуальными. Однако законоучители призывали к соблюдению всех мицвот, независимо от их важности, так как награда за исполнение каждого из предписаний неизвестна человеку (Авот 2:1). [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]], [[Нахманид]] и особенно рабби Шимон бен Цемах (см. [[Дуран]]) подвергали сомнению само число 613, хотя большинство сомневавшихся считали, что традиционное число мицвот отражает мнение законоучителей Талмуда.
| + | |
- | == Практика заповеди ==
| + | |
- | Выполнение мицвот обязательно для мальчиков с 13 лет (см. [[Бар-Мицва|Бар-мицва]]) и девочек с 12 лет (см. [[Бат-Мицва|Бат-мицва]]). Большинство мицвот сопровождается произнесением [[Бенедикция|бенедикции]], отсутствие которой, однако, не обесценивает исполнения мицвот. Поступок, противоположный мицве, называется авера (`проступок`, `прегрешение`); если авера совершается ради исполнения мицвы, все действие рассматривается как авера. Цель, согласно еврейскому религиозному законодательству, не оправдывает средств. Исключение составляет принцип [[Пиккуах Нефеш|пиккуах-нефеш]], допускающий ради спасения жизни нарушение большинства предписаний.
| + | |
- | | + | |
- | Древнейшие классификации мицвот в анонимных произведениях литургической поэзии перечисляют 613 мицвот, так называемых ''азхарот'', представляют их деление на предписания и запреты, причем порядок мицвот в каждой из этих категорий свободный. ''Азхарот'' были включены в [[Литургия|литургию]], главным образом в ее сефардский (см. [[Сефарды]]) вариант (носах, нуссах). Для эпохи [[Гаон|гаонов]] характерно добавление третьей категории — парашийот, в которую выделяются так называемые общественные мицвот (например, выделение городов колену [[Леви]], строительство [[Храм|Храма]] и т. п.). Классификация, в соответствии с Десятью заповедями, — принцип, намечающийся уже у [[Филон Александрийский|Филона Александрийского]] и принятый [[Саадия Гаон|Саадией Гаоном]], [[Абраванель, Ицхак Бен Иехуда|Ицхаком Абраванелем]] и многими другими. [[Маймонид]] в книге «Сефер hа-мицвот» («Книга предписаний») предложил логическую классификацию в рамках основного деления на предписания и запреты.
| + | |
- | == Значение заповедей ==
| + | |
- | Уже в эпоху Первого храма некоторые законы Торы, наряду с установлениями царских властей, служили источником права. В эпоху Второго храма продолжалось постепенное превращение Торы — Письменного Закона — в основу всеобъемлющей правовой системы — [[Устный Закон|Устного Закона]]. Важным этапом была деятельность [[Эзра|Эзры]], законодательство которого опиралось на Писание. В результате этого процесса мицвот приобрели особое значение в жизни народа Израиля (см. [[Земля Израиля|Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк]]), видевшего в их исполнении цель и оправдание своего существования.
| + | |
- | == Источники заповедей ==
| + | |
- | Согласно традиции, большинство мицвот даны Израилю путем откровения — в непосредственном обращении Бога как к прародителям человечества, так и к [[Авраам|Аврааму]] и к народу Израиля, и потому Тора видит в библейском законодательстве совершенное выражение идеальной справедливости. Поэтому библейские пророки видели в велениях совести Божественные заповеди, не менее важные, чем те, что даны Израилю на горе Синай. Божественный источник мицвот означает их вечность и неизменность как абсолютных основ морали и права. Такое представление, однако, не привело в талмудическую эпоху к догматической окаменелости, напротив, законоучители считали необходимым, с одной стороны, уточнить и специфицировать мицвот, чтобы предотвратить всякую возможность их нарушения, а с другой — обусловить некоторые мицвот (например, [[Смертная Казнь|смертную казнь]] по приговору суда) столь жесткими ограничениями, чтобы их выполнение становилось фактически невозможным. В некоторых, хотя и весьма редких случаях, было постановлено, что Галаха отменяет Писание.
| + | |
- | | + | |
- | Мицвот, непосредственно заповеданные Богом, выполняются не в силу веления совести, а в силу повиновения Богу. Эти мицвот объясняются фактами священной истории Израиля — [[Завет|Заветом]] Бога с Авраамом и его потомками (символами чего служат [[Обрезание|обрезание]] и [[Суббота|суббота]]) и [[Исход Из Египта|Исходом]] из Египта, который начался под знаком дарования Израилю Десяти заповедей. Поиски «смысла мицвот» (таамей hа-мицвот) диктуются стремлением дополнить универсальную обязательность религиозного повиновения готовностью индивида принять ее добровольно. Уже в Пятикнижии объясняется смысл некоторых мицвот (например, Исх. 22:26; 23:9; Втор. 11:19; 17:16, 17; 23:4, 5) и подчеркивается мудрость Закона (Втор. 4:6–8). При этом Писание не проводит принципиального различия между религиозно-этическими и практическими основаниями, настаивая, что действия человека определяют отношение к нему Бога и таким образом прямо влияют на его жизнь. Согласно Торе, [[Воздаяние|воздаяние]] за [[Добро И Зло|добро и зло]] осуществляется в этой жизни, и основа надежды на воздаяние — чувство ответственности человека перед его детьми и внуками. В эпоху Второго храма распространяется вера в воздаяние и в будущей жизни. Тогда же в отношении к мицвот появляется новый элемент — «радость мицвы», то есть внутреннее удовлетворение и удовольствие, проистекающие от выполнения заповедей. Хотя мицвот не ставят целью удовольствие исполняющего их, истинная радость и святость могут быть достигнуты только благодаря их выполнению: «Бог пожелал удостоить Израиль, и потому Он увеличил Закон и умножил проистекающие из него мицвот» (Мак. 3:16). В эпоху Второго храма было выдвинуто также требование исполнения мицвот не как средства, а как самоцели. Начиная со 2 в. н. э., нападки христиан на Закон побуждали законоучителей подчеркивать важность соблюдения мицвот без попыток найти им рациональное обоснование (Пс. 119а; ср. Санх. 21б).
| + | |
- | == Переосмысление заповедей ==
| + | |
- | В еврейско-эллинистической литературе впервые намечается тенденция к рационализации мицвот, они трактуются как заповеди, направленные на превращение Израиля в народ добродетели, на привитие индивиду чистого образа мыслей и т. д. Все мицвот обладают равной ценностью, и каждый их элемент имеет глубоко разумное обоснование. Тенденция трактовки мицвот как естественного закона, с одной стороны, и чистой морали — с другой, нашла наиболее полное выражение у Филона, интерпретировавшего Десять заповедей как общие правила, а мицвот — как их детализацию. Филон подразделяет мицвот на мицвот веры, мицвот морали и мицвот поступков, ведущих к вере и морали, и рассматривает всю совокупность мицвот как путь к философскому идеалу чистой жизни.
| + | |
- | | + | |
- | Среди еврейских мыслителей средневековья Саадия Гаон (см. выше) был первым, кто разделил мицвот на рациональные (''сихлийот''), охватывающие сферу человеческих взаимоотношений, и основанные лишь на [[Откровение|Откровении]] (''шимийот''), которые также, в конечном счете, разумны, хотя, вследствие превосходства Божественной мудрости над человеческой, их разумность недоступна нашему пониманию. Однако, как считает Саадия, исполнение этих мицвот оказывает благотворное влияние на душу, способствуя ее здоровью и благоденствию. [[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахья Ибн Пакуда]], находившийся под сильным влиянием мусульманских моралистов, делит мицвот на «обязанности тела» (ховот hа-эварим) и «обязанности сердца» (ховот hа-левавот). «Обязанности тела» подразделяются на рациональные и основанные лишь на Откровении, в то время как «обязанности сердца» («мудрость совести»), среди которых вера, упование, богобоязненность и любовь, — рациональные и общие для всего человечества. Поэтому избранность (см. [[Избранный Народ|Избранный народ]]) Израиля требует выполнения особых заповедей, цель которых — напоминать Израилю об «обязанностях сердца» и побуждать к их исполнению. [[Иехуда hа-Леви|Иехуда hа-Леви]] делит мицвот на три категории — рациональные (сихлийот), то есть мицвот души (нафшийот), поведенческие (минхагийот), относящиеся к сфере общественных отношений, и основанные лишь на Откровении (шимийот), то есть Божественные (Элохийот). Последние мицвот предназначены приблизить человека к Богу, что и есть высшая цель, ступенями на пути к которой служат рациональные и поведенческие мицвот. Аврахам Ибн Эзра проводит различие между тремя видами мицвот: «законами» (пиккудим), которые зиждутся на вечных основах человеческой души; «символическими» мицвот, связанными с Творением ([[Суббота|суббота]]), Исходом ([[Песах]], [[Суккот]], [[Тфиллин|тфиллин]] и другие) и т. д.; «скрытыми» мицвот (мицвот неэламот), которые, хотя и могут на первый взгляд показаться противоречащими разуму, на самом деле согласуются с ним. Цель этих мицвот — предотвратить действия, противные природе (например, запрет варить козленка в молоке матери, запрет [[Шаатнез|шаатнеза]] и т. п.), или принести разумную пользу (например, изоляция прокаженного, законы [[Кашрут|кашрута]] и т. п.), а некоторые из них обладают астрологическим смыслом (например, мицвот, относящиеся к [[Календарь|календарю]]).
| + | |
- | | + | |
- | [[Ибн Дауд Аврахам Бен Давид hа-Леви|Аврахам бен Давид hа-Леви Ибн Дауд]] заменил понятия «рациональные» и «основанные лишь на Откровении» понятиями «общепринятые» (мефурсамот) и «полученные» (мекуббалот). «Общепринятые» мицвот относятся к человеческим взаимоотношениям и одинаковы у всех народов.
| + | |
- | | + | |
- | Маймонид также возражал против деления мицвот на «рациональные» и «основанные лишь на Откровении». Все мицвот проистекают из мудрости Бога, а не произвольного акта Божественной воли. В некоторых случаях (например, запрет убийства или воровства) польза мицвот очевидна, в других же (например, запрет засевать поле различными семенами) она не ясна. Первые из них Маймонид называет «указами» (мишпатим), вторые — «законами» (хукким). Цель всех мицвот — достичь морального совершенства, следуя «среднему» (не впадать в крайности, которые суть пороки). Хотя действие не всех мицвот ясно, не нужно исследовать детали, достаточно понять общий смысл мицвот — внедрение правильных мнений путем отвращения от [[Идолопоклонство|идолопоклонства]], что и есть первая цель Торы. Мицвот интерпретируются Маймонидом в книге «Наставник колеблющихся» крайне рационалистически: законы кашрута способствуют поддержанию здоровья, запрет разорять гнездо наставляет на путь милосердия, обрезание имеет целью ослабить плотское влечение и укрепить единство народа и т. п. Вместе с тем, у Маймонида в книге Мишне Тора обнаруживается и глубокая вера в сверхразумное основание Божественных заповедей.
| + | |
- | | + | |
- | [[Крескас, Хасдай|Хасдай Крескас]] рассматривал мицвот как выражение любви к Богу, как стремление к внедрению добродетелей, как помощь в очищении от первородного [[Грех|греха]], побуждающего человека к новым прегрешениям. Его ученик, [[Альбо, Иосеф|Иосеф Альбо]], в полемике с [[Христианство|христианством]] (см. также [[Диспуты]]), отрицающим мицвот, разделил мицвот на три категории; мицвот естественной веры (hа-дат hа-тивит), необходимые для существования человеческого общества, мицвот моральной веры (hа-дат hа-нимусит) и мицвот Божественной веры (hа-дат hа-Элохит), указывающие путь к счастью и вечности души.
| + | |
- | == Мицвот в Каббале
| + | |
- | В [[Каббала|каббале]] мицвот понимаются как выражение мистической силы, оказывающей магическое влияние на реально существующий мир. Первоначально некоторые мицвот — [[Тфиллин|тфиллин]], [[Лулав|лулав]] и т. п. — рассматривались как указание на отношения между [[Сфирот|сфирот]]. Позднее рабби Эзра из Жероны (Героны), Яаков бен Шешет и [[Нахманид]] подвергли каббалистической интерпретации «моральные» и «рациональные» мицвот. Книга [[Зохар]] трактует смысл субботы, [[Праздники|праздников]], жертвоприношений и молитв в соответствии с общим принципом — движение, инициированное в нижних сферах, производит движение в высших. Человек, исполняющий мицвот, включается в Божественную потенцию, оказывающую влияние на все происходящее; мир, распадающийся на части, объединяется вновь через исполнение мицвот.
| + | |
- | == Заповеди сегодня ==
| + | |
- | В новое время [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсон]] видел в [[Иудаизм|иудаизме]] три уровня: чисто религиозный уровень, касающийся вечных истин веры и общий для всех цивилизованных народов; уровень исторических истин, известных благодаря традиции, авторитету и свидетельствам; уровень законодательства и судопроизводства, данных еврейскому народу через Божественное откровение и ставших известными через Письменный и Устный Закон. Законы предписывают определенные действия и веру в вечные и исторические истины, которые самоочевидны или доказываются свидетельством. Предписываемые Торой действия — культовые, а не моральные, и именно они составляют специфику иудаизма. В отличие от [[Спиноза, Барух|Баруха Спинозы]], видевшего в мицвот государственное право, М. Мендельсон утверждал, что мицвот имеют еще одну цель — пробудить в человеке мысли о вечных и исторических истинах веры, а через это — стремление к вечному блаженству. Поэтому культовые законы шире государственных, и именно они сохраняют свою силу и в [[Галут|галуте]]. Взгляды Мендельсона приобрели особое значение в период борьбы за [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипацию]]. [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]], развивая концепцию Мендельсона, подчеркивал чисто религиозный характер мицвот. Несогласие с концепцией Спинозы выразилось в творчестве [[Коген, Герман|Г. Когена]]. Против пренебрежения «культовым» законом выступили [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] и другие, настаивавшие (в терминах Канта и Мендельсона) на том, что культ — средство укрепления нравственности. [[Гейгер, Аврахам|А. Гейгер]] признавал те «культовые» мицвот, которые способны пробуждать религиозные и нравственные эмоции. Еврейские теологи рассматривали ритуал как символическое выражение морально-религиозного содержания, что легло в основу [[Реформизм В Иудаизме|реформизма]]. Ортодоксальный символизм, базирующийся на нравственной основе, был пересмотрен [[Гирш, Шимшон|Ш. Р. Гиршем]], видевшим в мицвот главным образом психологически-воспитательную ценность.
| + | |
- | | + | |
- | [[Кук Аврахам Ицхак hа-Коhен|А. И. Кук]] предложил оригинальную концепцию, согласно которой скрытый смысл мицвот — в будущем, то есть в достижении человечеством совершенства через посредство народа Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Господствующая тенденция в еврейской теологии 20 в. — отказ от выискивания в мицвот иносказательного смысла. [[Бек, Лео|Л. Бек]] сосредоточил свое внимание на двух основных аспектах — мистическом и заповеданном. [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейг]] различал повеление и закон. Бог, согласно Розенцвейгу, — не законодатель; Он повелевает, и каждое исполнение мицвы содействует реализации Божественного единства.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12794|МИЦВОТ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Заповеди]]
| + | |