Тисаэслар (Венгрия) - еврейская община
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Тисаэслар» в «Тисаэслар (Венгрия) - еврейская община») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
'''Тисаэслар''', небольшой город на северо-востоке [[Венгрия|Венгрии]]. | '''Тисаэслар''', небольшой город на северо-востоке [[Венгрия|Венгрии]]. | ||
+ | == Девятнадцатый век == | ||
- | В 19 в. в Тисаэсларе существовала еврейская община, в которую в начале 1880-х гг. входило примерно 25 семей (около 5% всего населения) | + | В 19 в. в Тисаэсларе существовала еврейская община, в которую в начале 1880-х гг. входило примерно 25 семей (около 5% всего населения). |
- | + | 1 апреля 1882 г., за три дня до [[Песах|Песаха]], бесследно исчезла жившая в городке 14-летняя христианка Эстер Шолимоши; ее поиски не увенчались успехом, и в Тисаэсларе и его окрестностях распространился слух, что девушка стала жертвой ритуального убийства, совершенного евреями. [[Кровавый Навет|Кровавый навет]] подхватили антисемитски настроенные депутаты венгерского парламента Истоци и Оноди (последний представлял округ, в который входил Тисаэслар); местный священник опубликовал статью, содержавшую намеки на употребление евреями христианской крови. | |
- | + | 4 мая 1882 г. мать Эстер обратилась к судье с требованием провести расследование обстоятельств исчезновения девушки, обратив особое внимание на возможную причастность к нему евреев. | |
- | + | Судейский чиновник, командированный 19 мая из города Ньиредьхаза для проведения следствия, обманом, угрозами и посулами добился от двух сыновей [[Шаммаш|шаммаша]] местной синагоги Й. Шарфа — вначале от пятилетнего Шмуэля, а затем от 14-летнего Морица, насильственно разлученного с семьей, — показаний о том, что они видели, как их отец и другие евреи заманили Эстер Шолимоши в [[Синагога|синагогу]], где три [[Шохет|шохета]] перерезали ей горло и собрали кровь в чашу. | |
- | + | Следователь арестовал 12 евреев и провел тщательный обыск в их домах, в синагоге и на еврейском кладбище, но никаких улик не обнаружил. | |
- | + | 18 июня из реки Тиса (на берегу которой стоит Тисаэслар) был извлечен труп. Обследовавший его врач заявил, что он принадлежит 14-летней девушке, и многие жители городка опознали в нем Эстер Шолимоши, однако ее мать, признав, что на утопленнице одежда Эстер, тем не менее стала горячо доказывать, что это не она. | |
- | + | Назначенная властями экспертная комиссия (в составе двух врачей и патологоанатома) пришла к выводу, что речь идет о женщине 18–20 лет, погибшей примерно 10 днями ранее. | |
- | Кровавый навет в Тисаэсларе, ставший одним из наиболее ярких проявлений антисемитизма в Западной и Центральной Европе в последней трети 19 в., способствовал в то же время его дальнейшему усилению. На ритуальное убийство, якобы имевшее место в Тисаэсларе, ссылались для оправдания своих действий участники кровавых погромов, происходивших в Венгрии в 1919–21 гг.; в 1920–40-х гг. его использовали в своей пропаганде венгерские и немецкие нацисты (см. [[Национал-Социализм|Национал-социализм]]). Тисаэсларскому делу посвящена драма [[Цвейг, Арнольд|А. Цвейга]] «Ритуальное убийство в Венгрии» (1914), а также мемуары К. Этвеша (1904; 2-е изд. — 1968) и несколько научных исследований. | + | Поскольку на трупе не было следов насилия, антисемиты стали утверждать, что евреи, пытаясь отвести от себя обвинение в ритуальном убийстве, похитили тело неизвестной женщины и выдают его за труп Эстер. |
+ | |||
+ | Плотогонов, обнаруживших утопленницу, вынудили «признаться», что они сами бросили тело в реку, предварительно облачив его в платье, переданное им незнакомой еврейкой. В результате были арестованы еще три еврея. | ||
+ | |||
+ | 29 июля 1882 г. четверым евреям из Тисаэслара и его окрестностей формально предъявили обвинение в убийстве, шестерым — в соучастии в убийстве, пятерым — в недонесении о преступлении и похищении трупа. | ||
+ | |||
+ | Следствие продвигалось медленно, арестованные подвергались пыткам, но, несмотря на это, категорически отказывались признать себя виновными. | ||
+ | |||
+ | В декабре 1882 г. три профессора медицины из [[Будапешт|Будапешта]] обследовали труп, найденный в Тисе, и, опровергнув выводы предыдущей комиссии, пришли к заключению, что это, по всей вероятности, Эстер Шолимоши; но ни одно из обвинений, предъявленных евреям, снято не было. | ||
+ | |||
+ | Тем временем тисаэсларское дело обрело широкую известность и привело к резкому усилению антисемитских настроений в Венгрии: по всей стране распространялись юдофобские памфлеты и прокламации, в ряде мест произошли нападения на евреев. | ||
+ | |||
+ | Премьер-министр К. Тиса (представлявший Либеральную партию) и генеральный прокурор Ш. Козма отрицательно относились к кровавому навету, однако по политическим соображениям не вмешивались в происходящее (Козма пытался лишь ускорить расследование, для чего в сентябре 1882 г. посетил Ньиредьхазу). | ||
+ | |||
+ | Министр юстиции Т. Паулер, отвечая в парламенте на запросы о ходе следствия, заметил, что небольшие группы «нецивилизованных евреев», возможно, используют в ритуальных целях христианскую кровь. | ||
+ | |||
+ | С решительным протестом против кровавого навета и прочих проявлений [[Антисемитизм|антисемитизма]] выступил вождь венгерской революции 1848–49 гг. Л. Кошут, живший в то время в Италии, однако его страстный призыв не возымел никакого действия. | ||
+ | |||
+ | Известного будапештского юриста и депутата парламента от Либеральной партии К. Этвеша, взявшего на себя защиту тех, кто проходил по тисаэсларскому делу, антисемиты объявили «еврейским наймитом». | ||
+ | |||
+ | 17 июня 1883 г. в Ньиредьхазе под председательством Ф. Корниша открылся суд на евреями, обвиненными в убийстве Эстер Шолимоши и причастности к нему; подсудимых защищали К. Этвеш и несколько еврейских адвокатов (Б. Фридман, М. Гейман и другие). | ||
+ | |||
+ | Антисемиты, заполнявшие в дни слушаний зал суда, вели себя крайне разнузданно: подстрекаемые депутатом Оноди, они оскорбляли подсудимых, угрожали адвокатам и свидетелям защиты. | ||
+ | |||
+ | Обстановка в городе накалилась настолько, что властям пришлось ввести в него войска. | ||
+ | |||
+ | Вскоре после начала процесса выяснилось, что обвинение базируется почти исключительно на показаниях Морица Шарфа, крайне сбивчивых и противоречивых (как выяснилось впоследствии, они были продиктованы подростку следователем). | ||
+ | |||
+ | В ходе судебных заседаний, в том числе одного выездного (проведенного на месте предполагаемого преступления), иных доказательств того, что в Тисаэсларе произошло ритуальное убийство, не обнаружилось, и прокурор Э. Сейферт в своей заключительной речи предложил суду оправдать всех обвиняемых. | ||
+ | |||
+ | 3 августа судьи единогласно решили принять эту рекомендацию и освободить арестованных; Мориц Шарф вернулся в семью (до смерти отца в 1905 г. он жил в Тисаэсларе, после чего уехал в [[Амстердам]], где работал гранильщиком алмазов). | ||
+ | |||
+ | Мать Эстер Шолимоши подала апелляцию в Верховный суд, однако его решением от 10 мая 1884 г. приговор окружного суда был оставлен в силе. | ||
+ | |||
+ | Благоприятный для евреев исход тисаэсларского дела вызвал взрыв возмущения; в Будапеште, Пресбурге (ныне [[Братислава]]) и во многих других городах и местечках Венгрии (включая [[Словакия|Словакию]] и [[Трансильвания|Трансильванию]], входившие в то время в ее состав) произошли [[Погромы|погромы]]; в ряде мест власти были вынуждены ввести чрезвычайное положение. | ||
+ | |||
+ | Создавались общества защиты христиан от евреев, предпринимались попытки инсценировать ритуальные убийства. | ||
+ | |||
+ | На парламентских выборах 1884 г. Антисемитская партия, учрежденная и возглавленная Истоци, завоевала 17 мест, в то время как К. Этвеш был забаллотирован. | ||
+ | |||
+ | Кровавый навет в Тисаэсларе, ставший одним из наиболее ярких проявлений антисемитизма в Западной и Центральной Европе в последней трети 19 в., способствовал в то же время его дальнейшему усилению. | ||
+ | |||
+ | На ритуальное убийство, якобы имевшее место в Тисаэсларе, ссылались для оправдания своих действий участники кровавых погромов, происходивших в Венгрии в 1919–21 гг.; в 1920–40-х гг. его использовали в своей пропаганде венгерские и немецкие нацисты (см. [[Национал-Социализм|Национал-социализм]]). | ||
+ | |||
+ | Тисаэсларскому делу посвящена драма [[Цвейг, Арнольд|А. Цвейга]] «Ритуальное убийство в Венгрии» (1914), а также мемуары К. Этвеша (1904; 2-е изд. — 1968) и несколько научных исследований. | ||
+ | == Двадцатый век == | ||
В 1944 г. в Тисаэсларе жило примерно шестьдесят евреев; почти все они погибли в нацистских лагерях смерти (см. [[Концентрационные Лагеря Нацистские|Концентрационные лагеря]]). | В 1944 г. в Тисаэсларе жило примерно шестьдесят евреев; почти все они погибли в нацистских лагерях смерти (см. [[Концентрационные Лагеря Нацистские|Концентрационные лагеря]]). |
Версия 17:44, 29 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Тисаэслар, небольшой город на северо-востоке Венгрии.
Девятнадцатый век
В 19 в. в Тисаэсларе существовала еврейская община, в которую в начале 1880-х гг. входило примерно 25 семей (около 5% всего населения).
1 апреля 1882 г., за три дня до Песаха, бесследно исчезла жившая в городке 14-летняя христианка Эстер Шолимоши; ее поиски не увенчались успехом, и в Тисаэсларе и его окрестностях распространился слух, что девушка стала жертвой ритуального убийства, совершенного евреями. Кровавый навет подхватили антисемитски настроенные депутаты венгерского парламента Истоци и Оноди (последний представлял округ, в который входил Тисаэслар); местный священник опубликовал статью, содержавшую намеки на употребление евреями христианской крови.
4 мая 1882 г. мать Эстер обратилась к судье с требованием провести расследование обстоятельств исчезновения девушки, обратив особое внимание на возможную причастность к нему евреев.
Судейский чиновник, командированный 19 мая из города Ньиредьхаза для проведения следствия, обманом, угрозами и посулами добился от двух сыновей шаммаша местной синагоги Й. Шарфа — вначале от пятилетнего Шмуэля, а затем от 14-летнего Морица, насильственно разлученного с семьей, — показаний о том, что они видели, как их отец и другие евреи заманили Эстер Шолимоши в синагогу, где три шохета перерезали ей горло и собрали кровь в чашу.
Следователь арестовал 12 евреев и провел тщательный обыск в их домах, в синагоге и на еврейском кладбище, но никаких улик не обнаружил.
18 июня из реки Тиса (на берегу которой стоит Тисаэслар) был извлечен труп. Обследовавший его врач заявил, что он принадлежит 14-летней девушке, и многие жители городка опознали в нем Эстер Шолимоши, однако ее мать, признав, что на утопленнице одежда Эстер, тем не менее стала горячо доказывать, что это не она.
Назначенная властями экспертная комиссия (в составе двух врачей и патологоанатома) пришла к выводу, что речь идет о женщине 18–20 лет, погибшей примерно 10 днями ранее.
Поскольку на трупе не было следов насилия, антисемиты стали утверждать, что евреи, пытаясь отвести от себя обвинение в ритуальном убийстве, похитили тело неизвестной женщины и выдают его за труп Эстер.
Плотогонов, обнаруживших утопленницу, вынудили «признаться», что они сами бросили тело в реку, предварительно облачив его в платье, переданное им незнакомой еврейкой. В результате были арестованы еще три еврея.
29 июля 1882 г. четверым евреям из Тисаэслара и его окрестностей формально предъявили обвинение в убийстве, шестерым — в соучастии в убийстве, пятерым — в недонесении о преступлении и похищении трупа.
Следствие продвигалось медленно, арестованные подвергались пыткам, но, несмотря на это, категорически отказывались признать себя виновными.
В декабре 1882 г. три профессора медицины из Будапешта обследовали труп, найденный в Тисе, и, опровергнув выводы предыдущей комиссии, пришли к заключению, что это, по всей вероятности, Эстер Шолимоши; но ни одно из обвинений, предъявленных евреям, снято не было.
Тем временем тисаэсларское дело обрело широкую известность и привело к резкому усилению антисемитских настроений в Венгрии: по всей стране распространялись юдофобские памфлеты и прокламации, в ряде мест произошли нападения на евреев.
Премьер-министр К. Тиса (представлявший Либеральную партию) и генеральный прокурор Ш. Козма отрицательно относились к кровавому навету, однако по политическим соображениям не вмешивались в происходящее (Козма пытался лишь ускорить расследование, для чего в сентябре 1882 г. посетил Ньиредьхазу).
Министр юстиции Т. Паулер, отвечая в парламенте на запросы о ходе следствия, заметил, что небольшие группы «нецивилизованных евреев», возможно, используют в ритуальных целях христианскую кровь.
С решительным протестом против кровавого навета и прочих проявлений антисемитизма выступил вождь венгерской революции 1848–49 гг. Л. Кошут, живший в то время в Италии, однако его страстный призыв не возымел никакого действия.
Известного будапештского юриста и депутата парламента от Либеральной партии К. Этвеша, взявшего на себя защиту тех, кто проходил по тисаэсларскому делу, антисемиты объявили «еврейским наймитом».
17 июня 1883 г. в Ньиредьхазе под председательством Ф. Корниша открылся суд на евреями, обвиненными в убийстве Эстер Шолимоши и причастности к нему; подсудимых защищали К. Этвеш и несколько еврейских адвокатов (Б. Фридман, М. Гейман и другие).
Антисемиты, заполнявшие в дни слушаний зал суда, вели себя крайне разнузданно: подстрекаемые депутатом Оноди, они оскорбляли подсудимых, угрожали адвокатам и свидетелям защиты.
Обстановка в городе накалилась настолько, что властям пришлось ввести в него войска.
Вскоре после начала процесса выяснилось, что обвинение базируется почти исключительно на показаниях Морица Шарфа, крайне сбивчивых и противоречивых (как выяснилось впоследствии, они были продиктованы подростку следователем).
В ходе судебных заседаний, в том числе одного выездного (проведенного на месте предполагаемого преступления), иных доказательств того, что в Тисаэсларе произошло ритуальное убийство, не обнаружилось, и прокурор Э. Сейферт в своей заключительной речи предложил суду оправдать всех обвиняемых.
3 августа судьи единогласно решили принять эту рекомендацию и освободить арестованных; Мориц Шарф вернулся в семью (до смерти отца в 1905 г. он жил в Тисаэсларе, после чего уехал в Амстердам, где работал гранильщиком алмазов).
Мать Эстер Шолимоши подала апелляцию в Верховный суд, однако его решением от 10 мая 1884 г. приговор окружного суда был оставлен в силе.
Благоприятный для евреев исход тисаэсларского дела вызвал взрыв возмущения; в Будапеште, Пресбурге (ныне Братислава) и во многих других городах и местечках Венгрии (включая Словакию и Трансильванию, входившие в то время в ее состав) произошли погромы; в ряде мест власти были вынуждены ввести чрезвычайное положение.
Создавались общества защиты христиан от евреев, предпринимались попытки инсценировать ритуальные убийства.
На парламентских выборах 1884 г. Антисемитская партия, учрежденная и возглавленная Истоци, завоевала 17 мест, в то время как К. Этвеш был забаллотирован.
Кровавый навет в Тисаэсларе, ставший одним из наиболее ярких проявлений антисемитизма в Западной и Центральной Европе в последней трети 19 в., способствовал в то же время его дальнейшему усилению.
На ритуальное убийство, якобы имевшее место в Тисаэсларе, ссылались для оправдания своих действий участники кровавых погромов, происходивших в Венгрии в 1919–21 гг.; в 1920–40-х гг. его использовали в своей пропаганде венгерские и немецкие нацисты (см. Национал-социализм).
Тисаэсларскому делу посвящена драма А. Цвейга «Ритуальное убийство в Венгрии» (1914), а также мемуары К. Этвеша (1904; 2-е изд. — 1968) и несколько научных исследований.
Двадцатый век
В 1944 г. в Тисаэсларе жило примерно шестьдесят евреев; почти все они погибли в нацистских лагерях смерти (см. Концентрационные лагеря).