Тракай (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Караимы » с помощью HotCat) |
Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Тракай''' | + | '''Тракай''' - город в Литве. |
- | + | ||
== Первые упоминания == | == Первые упоминания == | ||
Строка 32: | Строка 32: | ||
Возможно, к тому времени в Тракае уже жили и евреи-раббаниты. Во всех грамотах, дарованных великими князьями и королями, говорится о евреях вообще и не указывается, какой из двух общин они даются. | Возможно, к тому времени в Тракае уже жили и евреи-раббаниты. Во всех грамотах, дарованных великими князьями и королями, говорится о евреях вообще и не указывается, какой из двух общин они даются. | ||
- | == | + | |
+ | == XIV - XV вв. == | ||
В 1388 г. Витовт дал евреям Тракая привилегию, по которой они получили разрешение на ведение торговых и ростовщических дел (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]). | В 1388 г. Витовт дал евреям Тракая привилегию, по которой они получили разрешение на ведение торговых и ростовщических дел (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]). | ||
Строка 40: | Строка 41: | ||
Грамотой 1507 г. были подтверждены права евреев на уплату равных с христианами налогов и освобождение их от натуральных повинностей в пользу короля. | Грамотой 1507 г. были подтверждены права евреев на уплату равных с христианами налогов и освобождение их от натуральных повинностей в пользу короля. | ||
- | == | + | |
+ | == XVI - XVIII вв. == | ||
В 1514 г. король Сигизмунд I назначил Михеля Езофовича (умер в 1529 г.) старейшиной литовских евреев с широкими полномочиями, включая судебные. | В 1514 г. король Сигизмунд I назначил Михеля Езофовича (умер в 1529 г.) старейшиной литовских евреев с широкими полномочиями, включая судебные. | ||
Строка 64: | Строка 66: | ||
Однако когда в 1679 г. или 1680 г. христиане местечка Шаты близ Тракая обвинили караимов в убийстве христианского ребенка, ашкеназские раввины и руководители общины стали на защиту караимов. | Однако когда в 1679 г. или 1680 г. христиане местечка Шаты близ Тракая обвинили караимов в убийстве христианского ребенка, ашкеназские раввины и руководители общины стали на защиту караимов. | ||
В соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимов в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения администрации. | В соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимов в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения администрации. | ||
- | == | + | |
+ | == XIX вв. == | ||
Караимы имели исключительное право на проживание в Тракае. В 1804 г. евреи-ашкеназы, выселяемые из сельской местности, стали селиться в Тракае. В ответ на это караимы в 1809 г., основываясь на своих привилегиях, начали хлопотать об изгнании ашкеназов. | Караимы имели исключительное право на проживание в Тракае. В 1804 г. евреи-ашкеназы, выселяемые из сельской местности, стали селиться в Тракае. В ответ на это караимы в 1809 г., основываясь на своих привилегиях, начали хлопотать об изгнании ашкеназов. | ||
Строка 73: | Строка 76: | ||
В 1879 г. в Тракае жили примерно 600 караимов, в 1897 г. — 377 караимов и 1112 ашкеназов (вместе — 31% всего населения). | В 1879 г. в Тракае жили примерно 600 караимов, в 1897 г. — 377 караимов и 1112 ашкеназов (вместе — 31% всего населения). | ||
- | == | + | |
+ | == XX в. == | ||
В Трокском уезде тогда жили 20 тыс. евреев (10% всего населения), в том числе в Бутриманцах — 1919 евреев (80% всего населения), Жижморье — 1628 (58%), Олькениках — 1126 (43%). В 1915 г. | В Трокском уезде тогда жили 20 тыс. евреев (10% всего населения), в том числе в Бутриманцах — 1919 евреев (80% всего населения), Жижморье — 1628 (58%), Олькениках — 1126 (43%). В 1915 г. | ||
Строка 86: | Строка 90: | ||
Имеются свидетельства того, что десятки евреев в Литве и Польше спаслись, выдавая себя за караимов. | Имеются свидетельства того, что десятки евреев в Литве и Польше спаслись, выдавая себя за караимов. | ||
- | === Вторая половина | + | === Вторая половина XX в. === |
К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек). | К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек). |
Версия 15:44, 29 апреля 2013
Источник: | ||||||||
|
Тракай - город в Литве.
Содержание |
Первые упоминания
В Тракае наряду с евреями-раббанитами проживала большая и влиятельная караимская община (см. Караимы), которая, согласно преданию, была образована караимами, угнанными великим князем Витовтом из Крыма в 1392 г.
Возможно, к тому времени в Тракае уже жили и евреи-раббаниты. Во всех грамотах, дарованных великими князьями и королями, говорится о евреях вообще и не указывается, какой из двух общин они даются.
XIV - XV вв.
В 1388 г. Витовт дал евреям Тракая привилегию, по которой они получили разрешение на ведение торговых и ростовщических дел (см. Ссуда денежная).
В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи получили магдебургское право, как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой.
Грамотой 1507 г. были подтверждены права евреев на уплату равных с христианами налогов и освобождение их от натуральных повинностей в пользу короля.
XVI - XVIII вв.
В 1514 г. король Сигизмунд I назначил Михеля Езофовича (умер в 1529 г.) старейшиной литовских евреев с широкими полномочиями, включая судебные.
Караимская община отказалась подчиняться Михелю, ссылаясь на отличия в вере, и наместник Литвы Гастольд согласился с доводами караимов. С 1516 г. с разрешения Сигизмунда по просьбе евреев в Тракае устраивались две ежегодные ярмарки.
Караимская община Тракая стала одним из главных общественных и культурных центров крымско-литовских караимов.
Ее представители были лидерами литовских караимов на протяжении 16–18 вв., хотя община сильно пострадала во время русско-польской войны 1654–67 гг. (осталось около 30 семей) и во время эпидемии 1710 г. (осталось три семьи).
В 1863 г. в Тракае было создано духовное управление караимов западных губерний во главе с хахамом, которое действовало и в польский период.
В Тракае жили крупнейшие караимские ученые и писатели, в том числе Ицхак бен Аврахам Троки, автор полемического антихристианского трактата «Хиззук эмуна» («Укрепление веры») и нескольких пиютов, вошедших в караимский молитвенник; его ученик, поэт Иосеф бен Мордехай Малиновский Троки (умер не ранее 1624 г.); Зерах бен Натан hа-Закен Троки (родился в 1580 г. – умер не ранее 1620 г.); Эзра бен Нисан (умер в 1666 г.); Шломо бен Ахарон Троки (конец 17 в. — начало 18 в.), автор кодекса «Апирьон» («Храм») и другие.
Общины караимов и евреев-раббанитов имели общую судьбу до середины 17 в.; обе были изгнаны из Литвы по указу великого князя Александра в 1495 г. и вернулись в 1503 г.
Караимы согласовывали ряд вопросов с Литовским ваадом и через него вносили налоги.
О конкуренции и вражде между тракайскими караимами и раббанитами-ашкеназами впервые упоминается в грамоте короля Владислава IV (1646), согласно которой все прежние привилегии относились только к караимам, а ашкеназам было запрещено поселяться в Тракае и заниматься там торговлей.
Привилегированное положение караимов подтверждалось королевскими грамотами в 1648, 1654, 1670, 1679 и 1701 гг.
Однако когда в 1679 г. или 1680 г. христиане местечка Шаты близ Тракая обвинили караимов в убийстве христианского ребенка, ашкеназские раввины и руководители общины стали на защиту караимов. В соглашении, подписанном представителями раббанитов и караимов в 1714 г., стороны обязывались уважать взаимные привилегии и решать споры без привлечения администрации.
XIX вв.
Караимы имели исключительное право на проживание в Тракае. В 1804 г. евреи-ашкеназы, выселяемые из сельской местности, стали селиться в Тракае. В ответ на это караимы в 1809 г., основываясь на своих привилегиях, начали хлопотать об изгнании ашкеназов.
В 1835 г. такое решение было принято, и 192 еврея вынуждены были покинуть Тракай (в то время там жили 172 караима).
Вновь евреям было разрешено селиться в Тракае только в 1862 г., однако отношения между караимами и ашкеназами остались враждебными.
В 1879 г. в Тракае жили примерно 600 караимов, в 1897 г. — 377 караимов и 1112 ашкеназов (вместе — 31% всего населения).
XX в.
В Трокском уезде тогда жили 20 тыс. евреев (10% всего населения), в том числе в Бутриманцах — 1919 евреев (80% всего населения), Жижморье — 1628 (58%), Олькениках — 1126 (43%). В 1915 г. в Тракае была открыта еврейская школа, просуществовавшая два года.
В польский период общественная жизнь евреев концентрировалась вокруг синагоги (здание не сохранилось), библиотеки и еврейского банка. В 1939 г. в Тракае жили около 300 евреев-ашкеназов.
Немецкая оккупация
Еврейская община Тракая и все евреи окрестных местечек (всего 2500 человек) были уничтожены 30 сентября 1941 г.
После того, как десятки караимов в Польше, жившие вне караимских общин и имевшие связи с еврейскими общинами, были схвачены гестапо, караимский гахамат составил список всех своих членов и передал его немецкой администрации, чтобы защитить их от уготованной евреям судьбы.
Имеются свидетельства того, что десятки евреев в Литве и Польше спаслись, выдавая себя за караимов.
Вторая половина XX в.
К началу 1990-х гг. в Тракае проживало около 40 караимских семей и одиночек (около 90 человек).
Согласно опубликованным данным переписи 1997 г. в Тракае проживали 65 караимов (более 20 семей и одиночки).
Караимская синагога (кенасса) в Тракае – единственная из ныне действующих в мире кенасс, которая никогда не закрывалась.
С 1970 г., после разрушения кенассы в Галиче, кенасса в Тракае оставалась единственной формально действующей караимской кенассой в Европе вплоть до постсоветского периода.
Музей караимской культуры, созданный в 1940 г. С. Шапшалом, располагался первоначально в его собственном доме в Тракае, затем в помещении Тракайского замка, а затем в отдельном доме на улице Караиму, близ кенассы.