Триест (еврейская община)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) (→Известные жители) |
||
Строка 58: | Строка 58: | ||
В 19 в. – начале 20 в. в Триесте жили и работали: поэтесса Рахель Морпуго (1790–1871), писавшая на [[Иврит Язык|иврите]]; филолог, комментатор [[Библия|Библии]], поэт и переводчик раввин [[Луццатто, Шмуэль Давид|Ш. Д. Луццато]]; философ, поэт, историк иврита В.(Х.) Кастильони (1840–1911), писатель [[Свево, Итало|Итало Свево]] (действие многих его произведений происходит в Триесте); в 1912–18 гг. раввином города был видный религиозный деятель и активный сторонник [[Сионизм|сионизма]] Ц. П. Хайес (1876–1927), выпускавший здесь периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико». | В 19 в. – начале 20 в. в Триесте жили и работали: поэтесса Рахель Морпуго (1790–1871), писавшая на [[Иврит Язык|иврите]]; филолог, комментатор [[Библия|Библии]], поэт и переводчик раввин [[Луццатто, Шмуэль Давид|Ш. Д. Луццато]]; философ, поэт, историк иврита В.(Х.) Кастильони (1840–1911), писатель [[Свево, Итало|Итало Свево]] (действие многих его произведений происходит в Триесте); в 1912–18 гг. раввином города был видный религиозный деятель и активный сторонник [[Сионизм|сионизма]] Ц. П. Хайес (1876–1927), выпускавший здесь периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико». | ||
+ | |||
+ | |||
В 1937–38 гг. в Триесте (как и во всей Италии, в составе которой он находился с 1919 г.) вступили в силу антисемитские расовые законы. | В 1937–38 гг. в Триесте (как и во всей Италии, в составе которой он находился с 1919 г.) вступили в силу антисемитские расовые законы. |
Версия 06:58, 28 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Триест (по-итальянски Триесте), портовый город на севере Италии.
Содержание |
Первые упоминания
Согласно некоторым предположениям, евреи жили в Триесте уже в 11 в., однако первые достоверные сведения о них восходят к концу 14 в., когда город перешел под власть Австрии (1382), и в него начали переселяться ашкеназы из Германии; некоторые из них находились под юрисдикцией австрийских герцогов, а другие подчинялись местным властям.
Четырнадцатый - семнадцатый век
До 17 в. включительно евреи Триеста занимались в основном кредитным делом (см. Ссуда денежная) и торговлей; в 14 в. один из них занимал официальную должность городского банкира, и его контора располагалась в здании муниципалитета.
В 1583 г. власти предприняли попытку изгнать евреев из города, однако она не увенчалась успехом. В 1693 г. муниципалитет решил создать в Триесте гетто; евреи повели борьбу против этого решения, но в 1697 г. потерпели поражение.
В 17 в. в Триесте насчитывалось около 60 евреев, в 1735 г. — около 100, в 1788 г. — 670; уже к середине 18 в. многие из них вновь проживали за пределами гетто.
Главными занятиями евреев Триеста стали ремесло и коммерция; некоторые торговцы были поставщиками австрийского двора.
Восемнадцатый век
После того, как император Иосиф II издал в 1782 г. «Указ о терпимости» (см. Австрия), положение еврейской общины Триеста значительно упрочилось; в 1785 г. были снесены ворота гетто.
В городе открылась одна из первых в Австрии еврейских школ с преподаванием на немецком языке, созданных в соответствии с «Указом о терпимости» и при активной поддержке Н. Г. Вессели.
Многие евреи Триеста с энтузиазмом встретили Великую французскую революцию, а позднее стали горячими поклонниками Наполеона I.
Девятнадцатый век
В 1809–13 гг., когда город входил в состав Иллирийских провинций (вассального от Франции государства, созданного Наполеоном I), евреи пользовались здесь равными с христианами гражданскими правами, однако с возвращением Триеста под власть Австрии утратили их; эмансипация триестского еврейства завершилась лишь в 1860-х гг.
Конец девятнадцатого – двадцатый век
В конце 18 в. – начале 20 в. численность еврейского населения Триеста, ставшего в то время коммерческим центром мирового значения, быстро росла и к 1931 г. достигла 5025 человек, а к 1938 г. — приблизительно шесть тысяч человек.
Триестские евреи были среди активных участников итальянского национального возрождения (Рисорджименто) и так называемого ирредентистского движения (участники которого боролись за присоединение к Италии всех территорий, населенных итальянцами, в том числе и Триеста).
В 1860-х гг. в Триесте работала еврейская типография И. Кохена (выпустившая, в частности, в 1864 г. Пасхальную хаггаду с параллельным переводом на итальянский язык), в 1862–1915 гг. выходила еврейская газета «Иль коррьере исраэлитико» (на итальянском языке), в 1912 г. начала действовать большая синагога.
Известные жители
В 19 в. – начале 20 в. в Триесте жили и работали: поэтесса Рахель Морпуго (1790–1871), писавшая на иврите; филолог, комментатор Библии, поэт и переводчик раввин Ш. Д. Луццато; философ, поэт, историк иврита В.(Х.) Кастильони (1840–1911), писатель Итало Свево (действие многих его произведений происходит в Триесте); в 1912–18 гг. раввином города был видный религиозный деятель и активный сторонник сионизма Ц. П. Хайес (1876–1927), выпускавший здесь периодическое издание «Иль мессаджеро исраэлитико».
В 1937–38 гг. в Триесте (как и во всей Италии, в составе которой он находился с 1919 г.) вступили в силу антисемитские расовые законы.
Многие евреи покинули город, и к 1943 г. численность общины сократилась до 2,3 тыс. человек.
9 октября 1943 г., вскоре после оккупации Северной Италии германскими войсками, нацисты провели в Триесте первую облаву на евреев, а 20 января 1944 г. схватили стариков и больных, находившихся в общинном доме призрения.
Всего из Триеста было депортировано 710 человек; близ города действовал единственный на территории Италии лагерь уничтожения.
Доля евреев, перешедших в годы Катастрофы в католицизм, была в Триесте значительно больше, чем в других городах Италии.
Некоторые евреи Триеста участвовали в партизанском движении (см. Сопротивление антинацистское); в боях с гитлеровцами особенно отличилась Рита Розани.
После окончания Второй мировой войны в Триесте оставалось свыше 1500 евреев; к 1965 г. их число сократилось (в основном из-за превышения смертности над рождаемостью) до 1052 человек, а к началу 1970-х гг. составило около тысячи человек.
На рубеже 1960–70-х гг. в Триесте работала синагога, ашкеназский молельный дом, еврейская начальная школа и дом для престарелых. В середине 1990-х гг. в Триесте насчитывалось, по приблизительной оценке, 500–600 евреев.