Труд
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 67: | Строка 67: | ||
Законоучители Талмуда интерпретировали библейское предписание своевременно платить заработную плату: «Тот, кто отказывает работнику в его плате, подобен отнимающему у него жизнь» (БМ. 112а), — и постановили, что, в случае разногласий между хозяином и работником, последний обладает преимущественными правами (БМ. 77а). Было постановлено, что, если работник — свободный человек, у него есть право по собственному желанию прекратить работу на хозяина (БК. 116б; БМ. 10а). Талмуд четко определяет обязанности хозяина: обеспечение работника пищей и всем необходимым (МБ. 7:1; БК. 119а–б). | Законоучители Талмуда интерпретировали библейское предписание своевременно платить заработную плату: «Тот, кто отказывает работнику в его плате, подобен отнимающему у него жизнь» (БМ. 112а), — и постановили, что, в случае разногласий между хозяином и работником, последний обладает преимущественными правами (БМ. 77а). Было постановлено, что, если работник — свободный человек, у него есть право по собственному желанию прекратить работу на хозяина (БК. 116б; БМ. 10а). Талмуд четко определяет обязанности хозяина: обеспечение работника пищей и всем необходимым (МБ. 7:1; БК. 119а–б). | ||
+ | == В раввинистической литературе == | ||
- | В [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]] постталмудического периода труд рассматривается как благословение. Раввины считали, что Библия требует от власть предержащих заботиться о подданных во время безработицы, в старости и болезни | + | В [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературе]] постталмудического периода труд рассматривается как благословение. Раввины считали, что Библия требует от власть предержащих заботиться о подданных во время безработицы, в старости и болезни. |
- | + | Получение такой помощи — законное право, и она должна предоставляться в форме, которая не была бы оскорбительна для получающего. Раввины признавали право рабочих создавать профессиональные союзы и объявлять забастовки. | |
+ | == Идеология возвращения евреев в сельское хозяйство == | ||
- | На ранних этапах заселения [[Эрец-Исраэль]] трудовая идеология приняла форму концепции национального возрождения путем восстановления связи с Эрец-Исраэль (см. [[Гордон, Ахарон Давид|А. Д. Гордон]], [[Алия]]). Попытки продуктивизации еврейского труда были осуществлены и в самой [[Россия|России]], в частности, создавались еврейские сельскохозяйственные поселения в Южной России (см. [[Земледелие]]), еврейскую молодежь поощряли к занятию ремеслами и т. п. Идеология продуктивизации еврейского труда сыграла значительную роль в создании еврейских сельскохозяйственных поселений в [[Аргентина|Аргентине]] и [[Бразилия|Бразилии]], а в 1930-х гг. — в [[Биробиджан|Биробиджане]] (см. также [[Озет|ОЗЕТ]], [[Комзет]], [[Калининдорф]], [[Новозлатополь]], [[Сталиндорф]], [[Крым]]). Евреи, которые составляли значительную часть в формировавшемся на восточном побережье [[Соединённые Штаты Америки|США]] промышленном пролетариате, сыграли ведущую роль в создании профсоюзных объединений. | + | В 19 в. тот факт, что евреи оказались вытесненными из сферы сельскохозяйственного и промышленного труда, идеологи [[Хаскала|Хаскалы]] считали главной причиной «еврейской проблемы», в то же время «еврейский паразитизм» стал одной из основных идей [[Антисемитизм|антисемитизма]]. |
+ | |||
+ | В этих условиях возникла идеология возвращения евреев к производительному, физическому труду, прежде всего, в сельском хозяйстве. | ||
+ | |||
+ | Эта идеология приняла различные формы — религиозную (см. [[hа-Поэл hа-Мизрахи|hа-Поэл hа-мизрахи]]), социалистическую (см. [[Социализм Еврейский|Социализм еврейский]], [[Бунд]]) и сионистско-социалистическую (см. [[Билу]], [[Израильское Рабочее Движение|Израильское рабочее движение]], [[Поалей Цион|Поалей Цион]], [[Сионисты-Социалисты|Сионисты-социалисты]], [[Сыркин, Нахман|Н. Сыркин]], [[Борохов, Бер|Б. Борохов]], [[Сионизм]]). | ||
+ | |||
+ | На ранних этапах заселения [[Эрец-Исраэль]] трудовая идеология приняла форму концепции национального возрождения путем восстановления связи с Эрец-Исраэль (см. [[Гордон, Ахарон Давид|А. Д. Гордон]], [[Алия]]). | ||
+ | |||
+ | Попытки продуктивизации еврейского труда были осуществлены и в самой [[Россия|России]], в частности, создавались еврейские сельскохозяйственные поселения в Южной России (см. [[Земледелие]]), еврейскую молодежь поощряли к занятию ремеслами и т. п. | ||
+ | |||
+ | Идеология продуктивизации еврейского труда сыграла значительную роль в создании еврейских сельскохозяйственных поселений в [[Аргентина|Аргентине]] и [[Бразилия|Бразилии]], а в 1930-х гг. — в [[Биробиджан|Биробиджане]] (см. также [[Озет|ОЗЕТ]], [[Комзет]], [[Калининдорф]], [[Новозлатополь]], [[Сталиндорф]], [[Крым]]). | ||
+ | |||
+ | Евреи, которые составляли значительную часть в формировавшемся на восточном побережье [[Соединённые Штаты Америки|США]] промышленном пролетариате, сыграли ведущую роль в создании профсоюзных объединений. | ||
О трудовых отношениях и трудовом законодательстве в Израиле см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Трудовые отношения]]. | О трудовых отношениях и трудовом законодательстве в Израиле см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Трудовые отношения]]. |
Версия 12:41, 27 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Труд.
Содержание |
В Библии
Библия видит в труде удел человека. Согласно Быт. 2:15, Бог поселил человека в Саду Эдемском, чтобы «возделывать его и хранить его».
За то, что Адам нарушил запрет и отведал запретный плод, он был обречен Богом на тяжкий труд: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:19).
Библия осуждает праздность и отдает должное трудолюбию (Пр. 6:6; 14:23; 18:9; 22:29; 31:13–31, и в других местах). Однако труд не служит залогом успеха, если Бог не благословил труженика (Пс. 127:1; Эккл. 2:18–26, и в других источниках).
Библия обязывает хозяина своевременно платить заработную плату: «В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того... чтоб он не возопил на тебя Господу, и не было на тебе греха» (Втор. 24:15). «Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев. 19:13).
Это правило относится как к израильтянину, так и к чужеземцу: «Не обижай наемника... из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих» (Втор. 24:14). Нарушение этих предписаний осуждается пророками (Иер. 22:13; Мал. 3:5).
Законы о субботнем и юбилейном годах также охраняли права работников. Не более сурово и законодательство о рабстве.
В литературе эпохи Второго храма
В литературе эпохи Второго храма подчеркивается необходимость соблюдения библейского предписания относительно обращения с наемным работником (Тов. 4:14; Бен-Сира 7:20; 34:22). Бен-Сира (7:15) поучает: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Всевышнего».
В Талмуде
Отношение законоучителей к труду отражено в Талмуде. Иехуда hа-Наси истолковал библейский стих «Шесть дней работай» как самостоятельное предписание, а не просто вводную фразу к следующему за ним запрету работы в субботу.
Законоучители настойчиво подчеркивали, что человек должен любить труд: Шхина снизошла на народ Израиля лишь после того, как он тяжко трудился.
Талмуд объясняет, зачем следует трудиться для заработка.
Во-первых, человек должен быть экономически независим: «Тот, кто наслаждается плодами труда рук своих, достойнее богобоязненного» (Бр. 8а); «Не говори: я — большой человек, и унизительная работа — не для меня» (ББ. 110а).
Во-вторых, законоучители считали, что праздность — общественное и моральное зло: «Праздность ведет к распутству» (Кт. 5:5).
Отсюда следует требование законоучителей обучать детей ремеслу: «Тот, кто не обучает сына ремеслу, словно учит его быть разбойником» (Кид. 29а; см. Воспитание, Образование еврейское).
Различные виды труда, однако, не равноценны. Следует тщательно выбирать занятие. Есть чистые и легкие ремесла, например, производство ароматических веществ, и есть низкие занятия — пастушество, извоз или мелкая торговля. Ремесло мясника считалось особенно низким.
Законоучители рекомендовали воздерживаться от выбора занятий, которые, подобно ювелирному или парикмахерскому делу, стирке или работе в банях, требуют от мужчины слишком тесного контакта с женщинами (Кид. 82а–б).
Несмотря на то, что Талмуд отдает труду дань уважения («Занятые своей работой не обязаны вставать перед ученым», Кид. 33а; см. Талмид-хахам), в то же время чрезмерная поглощенность работой препятствует изучению Торы: «Если человек должен пахать, когда наступает время пахоты, сеять, когда наступает время сева, жать во время жатвы, молотить в молотьбу и веять, что же будет с Торой?»
Это противоречие породило компромиссную позицию, которую разделяло большинство законоучителей: «Прекрасно изучение Торы в сочетании с мирской работой: труд, связанный с обоими занятиями, отвращает мысль от греха» (Авот 2:2; см. Талмуд-тора).
Профессиональный труд и изучение Торы, однако, не равноценны: «Прежние поколения заботились в первую очередь об изучении Торы и лишь затем — о работе и преуспевали и в том, и в другом; позднейшие поколения поступали наоборот и не преуспевали ни в том, ни в другом» (Бр. 35б).
Законоучители Талмуда интерпретировали библейское предписание своевременно платить заработную плату: «Тот, кто отказывает работнику в его плате, подобен отнимающему у него жизнь» (БМ. 112а), — и постановили, что, в случае разногласий между хозяином и работником, последний обладает преимущественными правами (БМ. 77а). Было постановлено, что, если работник — свободный человек, у него есть право по собственному желанию прекратить работу на хозяина (БК. 116б; БМ. 10а). Талмуд четко определяет обязанности хозяина: обеспечение работника пищей и всем необходимым (МБ. 7:1; БК. 119а–б).
В раввинистической литературе
В раввинистической литературе постталмудического периода труд рассматривается как благословение. Раввины считали, что Библия требует от власть предержащих заботиться о подданных во время безработицы, в старости и болезни.
Получение такой помощи — законное право, и она должна предоставляться в форме, которая не была бы оскорбительна для получающего. Раввины признавали право рабочих создавать профессиональные союзы и объявлять забастовки.
Идеология возвращения евреев в сельское хозяйство
В 19 в. тот факт, что евреи оказались вытесненными из сферы сельскохозяйственного и промышленного труда, идеологи Хаскалы считали главной причиной «еврейской проблемы», в то же время «еврейский паразитизм» стал одной из основных идей антисемитизма.
В этих условиях возникла идеология возвращения евреев к производительному, физическому труду, прежде всего, в сельском хозяйстве.
Эта идеология приняла различные формы — религиозную (см. hа-Поэл hа-мизрахи), социалистическую (см. Социализм еврейский, Бунд) и сионистско-социалистическую (см. Билу, Израильское рабочее движение, Поалей Цион, Сионисты-социалисты, Н. Сыркин, Б. Борохов, Сионизм).
На ранних этапах заселения Эрец-Исраэль трудовая идеология приняла форму концепции национального возрождения путем восстановления связи с Эрец-Исраэль (см. А. Д. Гордон, Алия).
Попытки продуктивизации еврейского труда были осуществлены и в самой России, в частности, создавались еврейские сельскохозяйственные поселения в Южной России (см. Земледелие), еврейскую молодежь поощряли к занятию ремеслами и т. п.
Идеология продуктивизации еврейского труда сыграла значительную роль в создании еврейских сельскохозяйственных поселений в Аргентине и Бразилии, а в 1930-х гг. — в Биробиджане (см. также ОЗЕТ, Комзет, Калининдорф, Новозлатополь, Сталиндорф, Крым).
Евреи, которые составляли значительную часть в формировавшемся на восточном побережье США промышленном пролетариате, сыграли ведущую роль в создании профсоюзных объединений.
О трудовых отношениях и трудовом законодательстве в Израиле см. Государство Израиль. Трудовые отношения.