Тайч, Моше
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Поэты на идише» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | + | {{Остатье\ЭЕЭ | |
|ТИП СТАТЬИ=1 | |ТИП СТАТЬИ=1 | ||
|СУПЕРВАЙЗЕР= | |СУПЕРВАЙЗЕР= | ||
Строка 62: | Строка 62: | ||
Творчество Тайча подверглось суровой критике со стороны [[Литваков, Моше|М. Литвакова]]. | Творчество Тайча подверглось суровой критике со стороны [[Литваков, Моше|М. Литвакова]]. | ||
+ | === Творчество последнего десятилетия === | ||
Творчество последнего десятилетия жизни Тайча (1926–35) ознаменовано усилением реалистических тенденций. Тайч становится признанным советским еврейским прозаиком. | Творчество последнего десятилетия жизни Тайча (1926–35) ознаменовано усилением реалистических тенденций. Тайч становится признанным советским еврейским прозаиком. |
Версия 13:05, 16 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Тайч, Моше (1882, село Вартаци в предместье Вильны, – 1935, Москва), еврейский писатель. Писал на иврите и идиш.
Содержание |
Биографические сведения
Изучал с домашними учителями религиозные предметы, иврит, русский и немецкий языки.
С 14 лет учился в так называемой «народной школе» при виленском еврейском учительском институте; поступив в институт, был исключен со 2-го курса за «недисциплинированность».
К началу 1900-х гг. начал работать в нелегальном движении Бунда в Вильне, а затем в Сморгони.
В 1901 г. за организацию стачки сморгонских кожевников был арестован и сидел недолгое время в виленской тюрьме.
После освобождения продолжал революционную деятельность в Бунде (совместно с Ш. Эпштейном). Вскоре был вновь арестован и несколько месяцев находился в тюрьме в Варшаве.
Творческий путь
Начало творческой деятельности Тайча относится к 1902–1903 гг., когда он писал рассказы на идиш, иврите и русском.
Вскоре переехал в Варшаву, познакомился там с А. Рейзеном, стал печататься в его литературных периодических изданиях, а также в еженедельнике М. Спектора «Ди юдише фолксцайтунг».
Затем публиковался в изданиях на идиш: «Фрайнд» (СПб.), «Юдише цукунфт» (Варшава — Лондон), «Дос найе лебн» (Нью-Йорк; редактор Х. Житловский), «Ди цукунфт» (Н.-Й.), и на иврите: «hа-Цфира», «hа-Зман» (СПб.—Вильна) и других.
Был соредактором еврейских изданий «Найцайт» (Варшава), «Бялистокер тогблат» и «Хайнтике цайт» (Белосток), а также составителем антологических сборников на идиш: «Арбетер-лидер» («Песни рабочих», 1906), «Либе» («Любовь», 1907), «Штиле трит» («Тихие шаги», 1908) и учебников идиш для начинающих (совместно с М. Бирнбоймом, 1877–1934).
К началу 1910-х гг. Тайч был популярным еврейским литератором. Его тонкая пейзажная лирика, стихи о любви и рассказы, написанные в реалистически-символистской манере, характерной для тех лет, а также переводы с иврита и с русского снискали многих почитателей.
В период Первой мировой войны Тайч работал в Еврейском комитете помощи жертвам войны (ЕКОПО) и ОРТе в Харькове, Москве, Курске.
С 1917 г. жил на Украине, выступал с лекциями по еврейской литературе. Стал членом Фолкспартей и с августа 1918 г. редактировал еженедельник партии «Харковер цайтунг».
В еврейских издательствах Харькова и Москвы вышли его стихи и сказки для детей: «Зумер-лебн» («Летняя жизнь», 1918), «Дер граф ун ди идн» («Граф и евреи», 1919) и историческая драма «Довид ун Бас-Шеве» («Давид и Бат-Шева», 1919).
В 1920 г. Тайч переехал в Москву, стал коммунистом, писал «пролетарские» стихи и рассказы, сотрудничал в московской газете «Эмес», был корреспондентом нью-йоркской газеты «Фрайхайт» и аргентинской «Ди пресе».
В 1922 г. оказался в числе жертв партийной чистки и был исключен из партии, но спустя некоторое время восстановлен.
В эти годы создал ряд произведений в упрощенно-экспрессионистской манере: «Дос из ди рейд фун хроник-бух» («Это — глава из летописи», 1921), «Октябер-фрейд» («Октябрьская радость», 1922), «Тег он дир» («Дни без тебя», 1922), «Хроник-бух» («Летопись», 1922) и другие.
Творчество Тайча подверглось суровой критике со стороны М. Литвакова.
Творчество последнего десятилетия
Творчество последнего десятилетия жизни Тайча (1926–35) ознаменовано усилением реалистических тенденций. Тайч становится признанным советским еврейским прозаиком.
В эти годы издано 13 книг писателя, в том числе романы: «Дер тойт фун хавер Воле» («Смерть товарища Воли», 1928, 2-е издание 1931), «Арум дер фабрик» («Вокруг фабрики», 1929), «Ди эрште швалб» («Первая ласточка», 1929), «Инфузорише эрд» («Земля инфузорий», 1931), «Партеен ун менчн» («Партии и люди», 1934), сборник рассказов: «Ди коре фун Сморгон» («Сморгонская кора», 1930), «Дер вег кейн Донбас» («Дорога в Донбасс», 1932) и другие.
Посмертные издания
В 1936 г. посмертно вышли в свет сборник рассказов «Шнобл» («Клюв»), собрание литературоведческих этюдов и эссе «Зощенко», сборник стихов «Лидер» («Стихи») и сборник произведений «Геклибене верк» («Избранные произведения»). В 1973 г. в журнале «Советиш Геймланд» (№3) опубликован впервые цикл стихотворений Тайча «Украине, 1920» («Украина в 1920»).