Тишби Иешаяhу

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Учёные Израиля » с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Лауреаты Государственной премии Израиля» с помощью HotCat)
Строка 68: Строка 68:
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
[[Категория:Учёные по алфавиту]]
[[Категория:Учёные Израиля  ]]
[[Категория:Учёные Израиля  ]]
 +
[[Категория:Лауреаты Государственной премии Израиля]]

Версия 09:01, 11 ноября 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Тишби Иешаяhу (Шандор Шварц; 1908, Санисло, Венгрия, ныне Санислэу, Румыния, – 1992, Иерусалим), израильский ученый, исследователь лурианской (см. И. Лурия) каббалы, хасидизма и средневековой нравоучительной литературы (см. Раввинистическая литература. Галахические постановления).

Биографические сведения

Первоначально получил только традиционное религиозное образование, но уже в юности определился его интерес к светской литературе и научным исследованиям.

В конце 1920-х – начале 1930-х гг. начал писать статьи, рассказы и стихи на венгерском языке (в 1932 г. вышел в свет его поэтический сборник).

В 1933 г. переехал в Эрец-Исраэль, поступил в Еврейский университет в Иерусалиме, где под влиянием Г. Шолема и под его руководством специализировался в области еврейских мистических учений 15–18 вв.

С 1946 г. Тишби — преподаватель, с 1955 г. — профессор отделения еврейской литературы этого университета.

Исследования

Тишби успешно продолжил начатое его учителем преодоление преобладавшего долгое время в науке о еврействе рационалистического взгляда, согласно которому каббала, особенно лурианская, была реакцией на рационализм еврейской философии средних веков, а мистика и мистические символы, совершенно чуждые аутентичному иудаизму, знаменовали глубокий кризис еврейской религии и основанного на ней национального единства.

В своих исследованиях мистических и мессианских доктрин и их влияния на более поздние религиозные течения Тишби показал органичность этих доктрин для всей концептуальной системы иудаизма и адекватность историческим катаклизмам, обрушившимся на многие еврейские общины в 15–18 вв.

Тишби обосновал выдвинутую впервые Г. Шолемом и общую для всей его школы концепцию о более глубоком, чем считалось ранее, влиянии каббалы и саббатианства (см. Саббатай Цви) на весь ход еврейской истории этого периода.

Труды

Работы Тишби посвящены исследованию лурианской каббалы («Торат hа-ра ве-hа-клиппа бе-каббалат hа-Ари» — «Учение о зле и злой силе в лурианской каббале», 1942); книге Зохар («Мишнат hа-Зохар» — «Учение Зохар»; основные разделы книги Зохар, систематизированные в соответствии с их тематикой, переведенные на иврит и снабженные введением и примечаниями, тома 1–2, 1946–60, и другие); саббатианства («Яаков Саспортас. Цицат новел Цви»; научно-критическое издание важнейшего антисаббатианского сочинения Яакова Саспортаса «Цви — увядший цветок» с обширным введением и примечаниями Тишби, 1954; «Нетив эмуна у-минут» — «Путь веры и ереси», сборник работ по проблемам каббалы и саббатианства, 1984, и другие), а также хасидизма («Торат hа-хасидут ве-сифрута» — «Учение хасидизма и его литература», 1951; «hа-раайон hа-мешихи ве-hа-мегамот hа-мешихийот би-цмихат hа-хасидут» — «Мессианская идея и мессианские настроения в хасидизме в период его роста», 1966, и другие).

Эти труды позволили по-новому осветить исторические события и процессы, определившие судьбу евреев Европы, в частности, балканских стран, между концом 15 – концом 18 вв., и увидеть в мистических и мессианских исканиях и надеждах этого периода подлинно еврейскую реакцию на преследования и унижения.

Такой подход оправдал себя в работе «Мешихиут бе-дор герушей Сфарад у-Фортугал» («Мессианство в поколении изгнанников из Испании и Португалии», 1984) и особенно в исследованиях, посвященных значительному, хоть и косвенному влиянию саббатианства на становление хасидизма.

Одной из важнейших заслуг Тишби является открытие им главного источника этого влияния — проникнутых глубокими мессианскими чаяниями каббалистических сочинений Моше Луццатто и его окружения, получивших широкое распространение в еврейских общинах Восточной Европы.

Различные аспекты этой проблемы Тишби исследует в работах «Дархей hа-фацатам шел китвей каббала ла-Рамхал бе-Полин у-ве-Лита» («Пути распространения каббалистических сочинений М. Х. Луццатто в Польше и Литве», 1970) и «Иквот Рамхал бе-мишнат hа-хасидут» («Влияние М. Х. Луццатто в поучениях хасидизма», 1977).

Значительное внимание Тишби уделял находившейся в круге тех же идей и настроений средневековой нравоучительной литературе (например, «Праким ми-сифрей мусар каббалийим» — «Проблематика нравоучительных сочинений каббалистов», 1970).

Научные заслуги Тишби отмечены Государственной премией Израиля (1979) и премией имени Г. Шолема Израильской академии наук (1991).

В 1989 г. в издательстве Оксфордского университета было опубликовано сочинение Тишби «Учение Зохар» в его собственном переводе на английский язык.

Незадолго до смерти он выпустил в свет сборник своих юношеских стихов «Швивей алата» («Искры тьмы»).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТИШБИ Иешаяху в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация