Ткацкое производство (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Страны Европы)
(В странах Европы)
Строка 92: Строка 92:
На ярмарках Центральной Европы еврейские торговцы тканями, преимущественно из Польши и [[Литва|Литвы]], играли видную роль. В [[Вена|Вене]] еврейские торговцы из [[Галиция|Галиции]] и [[Венгрия|Венгрии]] продавали сырье еврейским купцам из Богемии и Моравии, где было развито текстильное производство.  
На ярмарках Центральной Европы еврейские торговцы тканями, преимущественно из Польши и [[Литва|Литвы]], играли видную роль. В [[Вена|Вене]] еврейские торговцы из [[Галиция|Галиции]] и [[Венгрия|Венгрии]] продавали сырье еврейским купцам из Богемии и Моравии, где было развито текстильное производство.  
-
== В странах Европы ==
+
== Еврейское участие в странах Европы ==
=== Венгрия ===
=== Венгрия ===
Строка 109: Строка 109:
Одним из первых производителей тканей был Ф. Эренштамм, во время наполеоновских войн он поставлял ткани для австрийской армии, организовав сотни мелких местных производств текстиля.  
Одним из первых производителей тканей был Ф. Эренштамм, во время наполеоновских войн он поставлял ткани для австрийской армии, организовав сотни мелких местных производств текстиля.  
 +
=== Чехословакия ===
В [[Брно]] три из семи первых паровых прядилен были основаны евреями, прежде занимавшимися торговлей шерстью.  
В [[Брно]] три из семи первых паровых прядилен были основаны евреями, прежде занимавшимися торговлей шерстью.  
Строка 123: Строка 124:
В Турнове, центре льняного производства, пост председателя льняной биржи на протяжении многих лет занимал А. Видеки.
В Турнове, центре льняного производства, пост председателя льняной биржи на протяжении многих лет занимал А. Видеки.
 +
=== Пруссия ===
Протекционистская экономическая политика в [[Пруссия|Пруссии]] 18 в. способствовала вовлечению [[Придворные Евреи|придворных евреев]] и еврейских финансистов в местное текстильное производство.  
Протекционистская экономическая политика в [[Пруссия|Пруссии]] 18 в. способствовала вовлечению [[Придворные Евреи|придворных евреев]] и еврейских финансистов в местное текстильное производство.  
-
В 1714 г. Леви Ульфф привез в Бранденбург голландских ремесленников и основал здесь фабрику по производству тесьмы. Главы берлинской общины предложили основать за свой счет текстильные фабрики в Померании и прислать туда три тысячи рабочих в обмен на освобождение общины от вновь введенного налога, однако их предложение было отклонено. На протяжении 18 в. евреи участвовали в создании предприятий по производству шелка, тесьмы и т. п. В 1772 г. Биньямин Вайтель Эфраим, широко используя непрофессиональный труд еврейских женщин, основал в западных районах Польши производство бельевого кружева; затем он создал школы по обучению этому ремеслу, и к 1785 г. у него работали семьсот еврейских женщин и девушек. В Штутгарте, ставшем центром ткацкой промышленности Южной Германии, в 1930 г. было около 170 евреев — производителей текстиля и примерно столько же торговцев текстилем. Много евреев было занято в этом производстве в Вестфалии, [[Силезия|Силезии]] и других местах. Между двумя мировыми войнами ведущим еврейским торговцем текстилем был мультимиллионер и филантроп (см. [[Филантропия]]) Джеймс Симон. Характерной особенностью еврейской текстильной торговли в Германии была тесная связь с британским рынком и промышленной технологией. Участие евреев в торговле готовыми тканями было вдвое выше (около 40%) сравнительно с их участием в текстильном производстве.
+
В 1714 г. Леви Ульфф привез в Бранденбург голландских ремесленников и основал здесь фабрику по производству тесьмы.  
 +
 
 +
Главы берлинской общины предложили основать за свой счет текстильные фабрики в Померании и прислать туда три тысячи рабочих в обмен на освобождение общины от вновь введенного налога, однако их предложение было отклонено.  
 +
 
 +
На протяжении 18 в. евреи участвовали в создании предприятий по производству шелка, тесьмы и т. п.  
 +
 
 +
В 1772 г. Биньямин Вайтель Эфраим, широко используя непрофессиональный труд еврейских женщин, основал в западных районах Польши производство бельевого кружева; затем он создал школы по обучению этому ремеслу, и к 1785 г. у него работали семьсот еврейских женщин и девушек. В Штутгарте, ставшем центром ткацкой промышленности Южной Германии, в 1930 г. было около 170 евреев — производителей текстиля и примерно столько же торговцев текстилем. Много евреев было занято в этом производстве в Вестфалии, [[Силезия|Силезии]] и других местах. Между двумя мировыми войнами ведущим еврейским торговцем текстилем был мультимиллионер и филантроп (см. [[Филантропия]]) Джеймс Симон. Характерной особенностью еврейской текстильной торговли в Германии была тесная связь с британским рынком и промышленной технологией. Участие евреев в торговле готовыми тканями было вдвое выше (около 40%) сравнительно с их участием в текстильном производстве.
В [[Великобритания|Великобритании]] евреи стали принимать активное участие в производстве и торговле тканями главным образом после индустриальной революции. Одним из первых был Натаниэл Ротшильд (см. [[Ротшильд|Ротшильд, семья]]), начавший производство хлопчатобумажных изделий (в частности, военной формы) в [[Манчестер|Манчестере]] в 1797 г. В текстильном центре в Брэдфорде в 1838 г. значительный вклад в развитие британского текстильного производства внес Яаков Беренс, также выходец из Германии. В последней четверти 19 в. немецкие евреи, среди них сэр Отто Яффе, сыграли видную роль в развитии производства в Шотландии.
В [[Великобритания|Великобритании]] евреи стали принимать активное участие в производстве и торговле тканями главным образом после индустриальной революции. Одним из первых был Натаниэл Ротшильд (см. [[Ротшильд|Ротшильд, семья]]), начавший производство хлопчатобумажных изделий (в частности, военной формы) в [[Манчестер|Манчестере]] в 1797 г. В текстильном центре в Брэдфорде в 1838 г. значительный вклад в развитие британского текстильного производства внес Яаков Беренс, также выходец из Германии. В последней четверти 19 в. немецкие евреи, среди них сэр Отто Яффе, сыграли видную роль в развитии производства в Шотландии.

Версия 11:59, 8 ноября 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Ткацкое производство.

Содержание

Библейский период

В библейский период (см. Библия) ткани выделывались преимущественно из шерсти и холста, которые иногда подвергались крашению.

Холст и шерсть были основным текстильным сырьем. Эрец-Исраэль изобиловала шерстью, а Вавилония славилась дешевизной холста. Согласно Псах. 109а, в то время как в Вавилонии наиболее дороги были крашеные шерстяные ткани, в Эрец-Исраэль дороже всего ценился белый холст.

В талмудический период

В талмудический период (см. Талмуд) начинается также выделка тканей из новых материалов — хлопка (цемер гефен), льна (кутна; ныне это слово означает хлопок), верблюжьей шерсти, пеньки, шелка; входят в употребление ткани из смеси пеньковой и холстяной нити; упоминаются козья и кроличья шерсть. 

Ткачество было одним из важнейших занятий домашнего хозяйства, однако наряду с этим существовало ремесленное производство тканей.

В средние века

В средние века значительная роль евреев в ткацком производстве в странах Средиземноморья объясняется широким участием евреев в торговле тканями, в первую очередь шелковыми.

Упоминаемые в источниках этого времени еврейские купцы — обычно торговцы тканями.

Традиционно евреи придавали большое значение также производству тканей, чтобы избежать шаатнеза.

В мусульманской Испании многие евреи были заняты в производстве шелка и шерстяных тканей (последние производились на Мальорке, в Барселоне, Валенсии и Сарагосе).

В христианской Испании известны евреи, занимавшиеся мойкой готовых тканей. В Сарагосе евреи были заняты выделкой простого текстиля и крашением тканей.

В правление короля Рогера в Сицилии еврейские пленники с Балкан заложили в 1147 г. основы местного шелкопрядения. Биньямин из Туделы упоминает евреев Фив, Салоник и Константинополя (см. Стамбул), занимавшихся выделкой шелка и пурпуровых тканей.

Под влиянием церкви светские власти вводили для евреев ограничения на пользование дорогими тканями. Так, например, в Испании евреям было запрещено носить платье из красной ткани, из войлока и кашелота (верблюжья шерсть с шелком).

В Османской империи многие испанские и португальские изгнанники продолжали свое традиционное занятие торговлей и ткачеством.

Салоники были значительным центром ткацкого производства, в котором в 16 в. число евреев достигало нескольких тысяч.

С 1586 г. османские власти взыскивали с евреев Салоник налог тканью. Наибольшего расцвета еврейское ткацкое производство в Салониках достигло в 1500–80 гг., однако финансовый кризис 1584 г. вынудил многих еврейских ремесленников перенести свою деятельность в другие центры ткацкого производства — в Смирну, на Родос и другие.

В результате импорта высококачественных европейских тканей евреи Салоник стали специализироваться на производстве ковров.

В Цфате в период расцвета ткацкого производства (1530–60) большинство жителей города было занято на выделке высококачественных тканей из импортной шерсти с Балкан; остатки шерстобитных машин, приводившихся в действие водой, сохранились до сих пор в русле Нахал Амуд близ города.

Шестнадцатый - семнадцатый век

Начиная с 16 в., евреи широко участвуют в торговле тканями и текстильным сырьем в Восточной Европе.

В 17 в. еврейская община Познани объявила свою монополию на покупку шерсти-сырца местного производства и приняла меры, чтобы не допустить на местный рынок чужих перекупщиков.

Еврейские торговцы в восточных районах Австро-Венгрии и в черте оседлости снабжали крестьян текстильным сырьем.

Менее широкое участие евреи принимали в ткацком производстве, однако известны еврейские ткачи в Плоцке в 16 в.; в 1636 г. в Межириче ткачи-христиане напали на своих еврейских конкурентов.

Девятнадцатый век

В 19 в. евреи внесли значительный вклад в развитие польской текстильной промышленности, в первую очередь в Лодзи.

В начале 1840 г. еврейские торговцы шерстью и пряжей, а также импортеры хлопка стали основывать собственные коммерческие предприятия.

В 1848 г. занимались коммерческой деятельностью в Лодзи 82 еврея, из них 39 были поставщиками шерсти-сырца и пряжи.

В 1864 г. в Лодзи действовали более 50 независимых еврейских производителей текстиля.

В начале 1860-х гг. начался быстрый рост еврейских инвестиций в ткацкое производство в Лодзи и в Белостоке. Евреи также открывали собственные предприятия. Им принадлежала ведущая роль во введении новых технических методов организации производства.

В 1867 г. более десяти процентов владельцев текстильных предприятий Лодзи были евреями, и хотя их доля в общем производстве составляла лишь около восьми процентов, несколько еврейских фабрикантов (Исраэль Познанский, Иехошуа Биренбаум и другие) в скором времени стали одними из ведущих в ткацком производстве в Лодзи.

Двадцатый век

К началу Первой мировой войны более 45% текстильных предприятий города принадлежали евреям, и около 27 тыс. еврейских рабочих были заняты в различных сферах текстильного производства (однако лишь незначительная часть была рабочими на фабрике, около трети — жившие в крайней бедности — продолжали заниматься кустарным производством).

В независимой Польше между двумя мировыми войнами участие евреев в текстильном производстве в Лодзи и Белостоке резко сократилось вследствие дискриминационной антиеврейской политики правительства.

К 1931 г. в руках евреев находились преимущественно малые предприятия, а от общего числа занятых в текстильном производстве евреи составляли лишь 16%.

На ярмарках Центральной Европы еврейские торговцы тканями, преимущественно из Польши и Литвы, играли видную роль. В Вене еврейские торговцы из Галиции и Венгрии продавали сырье еврейским купцам из Богемии и Моравии, где было развито текстильное производство.

Еврейское участие в странах Европы

Венгрия

Почти вся торговля шерстью в Венгрии была сосредоточена в руках евреев, из числа которых во второй половине 19 в. вышли основатели венгерской текстильной индустрии (братья Адольф и Генрих Кунеры, Шмуэль Гольдбергер, произведенный в дворянство в 1867 г., Лео Будай /Гольдберг/, Роберт Журдай /Вайс; произведен в дворянство в 1899 г./).

Австро-Венгрия

Среди привилегированных коммерсантов Вены были Герман Тодеско, основавший здесь шелковое производство, и Михаэль Бидерман, благодаря деятельности которого Вена заменила Будапешт в качестве имперского центра торговли шерстью.

В 1846 г. из 133 набивочных предприятий 33 принадлежали евреям, 11 из 72 производителей хлопка и 27 из 53 комиссионных агентов были евреями.

В 1855 г. евреям принадлежали 89 набивных и красильных предприятий, что составляло пять процентов от их общего числа.

После отмены ограничений на коммерческую деятельность евреев (1859 г. и 1867 г.) их участие в венской торговле текстилем практически превратилось в монополию.

В Богемии и Моравии, наиболее индустриальных областях Австро-Венгрии и основных производителях текстиля, евреи, начиная с 17 в., были почти монопольными торговцами шерстью-сырцом: еврейские скупщики сельскохозяйственной продукции перепродавали купленную у крестьян шерсть еврейским купцам, которые, после передачи ее на мытье, отбелку и прядение, продавали готовую пряжу на ярмарках.

Одним из первых производителей тканей был Ф. Эренштамм, во время наполеоновских войн он поставлял ткани для австрийской армии, организовав сотни мелких местных производств текстиля.

Чехословакия

В Брно три из семи первых паровых прядилен были основаны евреями, прежде занимавшимися торговлей шерстью.

Среди крупнейших фирм были предприятия Л. Аушпица, фабрики компании Лоев-Баер, братьев Поппер и Шломо Стракоша.

Евреи широко участвовали в сбыте тканей, в первую очередь в Праге, где почти все торговцы текстилем были евреями (459 из 498 в 1772 г.).

Некоторые из них основали собственные фабрики по набивке тканей и т. п. (братья Моше и Леопольд Поргес, Шломо Брандейс, Шимон Лемель и другие).

В Чехословакии после Первой мировой войны еврейское участие в производстве тканей еще более возросло.

Производство джута было национализировано под руководством Э. Вайссенштейна и Р. Моравица (оставался президентом концерна Джут [Юта] до 1939 г.).

В Турнове, центре льняного производства, пост председателя льняной биржи на протяжении многих лет занимал А. Видеки.

Пруссия

Протекционистская экономическая политика в Пруссии 18 в. способствовала вовлечению придворных евреев и еврейских финансистов в местное текстильное производство.

В 1714 г. Леви Ульфф привез в Бранденбург голландских ремесленников и основал здесь фабрику по производству тесьмы.

Главы берлинской общины предложили основать за свой счет текстильные фабрики в Померании и прислать туда три тысячи рабочих в обмен на освобождение общины от вновь введенного налога, однако их предложение было отклонено.

На протяжении 18 в. евреи участвовали в создании предприятий по производству шелка, тесьмы и т. п.

В 1772 г. Биньямин Вайтель Эфраим, широко используя непрофессиональный труд еврейских женщин, основал в западных районах Польши производство бельевого кружева; затем он создал школы по обучению этому ремеслу, и к 1785 г. у него работали семьсот еврейских женщин и девушек. В Штутгарте, ставшем центром ткацкой промышленности Южной Германии, в 1930 г. было около 170 евреев — производителей текстиля и примерно столько же торговцев текстилем. Много евреев было занято в этом производстве в Вестфалии, Силезии и других местах. Между двумя мировыми войнами ведущим еврейским торговцем текстилем был мультимиллионер и филантроп (см. Филантропия) Джеймс Симон. Характерной особенностью еврейской текстильной торговли в Германии была тесная связь с британским рынком и промышленной технологией. Участие евреев в торговле готовыми тканями было вдвое выше (около 40%) сравнительно с их участием в текстильном производстве.

В Великобритании евреи стали принимать активное участие в производстве и торговле тканями главным образом после индустриальной революции. Одним из первых был Натаниэл Ротшильд (см. Ротшильд, семья), начавший производство хлопчатобумажных изделий (в частности, военной формы) в Манчестере в 1797 г. В текстильном центре в Брэдфорде в 1838 г. значительный вклад в развитие британского текстильного производства внес Яаков Беренс, также выходец из Германии. В последней четверти 19 в. немецкие евреи, среди них сэр Отто Яффе, сыграли видную роль в развитии производства в Шотландии.

В Соединенных Штатах Америки лишь немногие евреи были заняты в производстве текстиля (известна семья Кон из Каролины), однако они активно участвовали в торговле текстилем и текстильным сырьем. Евреи — в качестве предпринимателей, рабочих текстильных предприятий и глав профессиональных объединений — сыграли ведущую роль в развитии пошивочного производства в восточных штатах США.

В Эрец-Исраэль в период британского мандата текстильная промышленность достигла сравнительно высокого уровня развития. Так, в 1937 г. в стране действовало 86 прядильных и ткацких фабрик, на которых было занято полторы тысячи рабочих. Наиболее значительным из этих предприятий была «Ата» близ Хайфы. Вследствие прекращения импорта текстиля во время Второй мировой войны производство тканей в Палестине резко возросло. В 1943 г. число текстильных предприятий достигло 250, а число занятых на них составило более пяти с половиной тысяч человек. С образованием Государства Израиль и началом политики стимулирования отечественного промышленного производства произошел дальнейший рост текстильной промышленности. Кирьят-Гат и Нацрат-Иллит стали значительными центрами текстильного производства. Особую роль в развитии отечественного текстильного производства сыграл П. Сапир. Новые предприятия основывались преимущественно в районах развития. В 1965 г. в Иерусалиме, Тель-Авиве и Хайфе были заняты 25% рабочих-текстильщиков, а остальная часть — в новых индустриальных районах в Лахише, Ашкелоне, Негеве и Галилее. В 1965 г. в стране действовало 1007 текстильных предприятий, на которых было занято 26,3 тыс. рабочих. В 1970 г. общее число прядильных станков достигло трехсот тысяч. В конце 1960-х гг. текстильная промышленность по объему производства уступала лишь пищевой, и ее продукция составляла 10% от общего индустриального производства и 12% промышленного экспорта страны (второе место после продукции алмазообрабатывающей промышленности). Значительную роль в развитии текстильной промышленности Израиля сыграл быстрый рост хлопководства.

Развитие в Израиле новых, связанных с новой технологией отраслей промышленности (электронной, оптической, телекоммуникационной и т. п.) в 1970–80-х гг. привело к кризису трудоемкой и не требующей высококвалифицированной рабочей силы текстильной промышленности; не выдержав конкуренции с дешевым трудом в развивающихся странах, ряд предприятий с устаревшим оборудованием (в том числе «Ата») были закрыты.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ТКАЦКОЕ ПРОИЗВОДСТВО в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация