Раввинские семинарии
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (переименовал «Раввинские Семинарии» в «Раввинские семинарии») |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Раввинские | + | '''Раввинские семинарии''', учебные заведения для подготовки [[Раввин|раввинов]], где наряду с традиционными религиозными дисциплинами изучаются и светские науки. |
- | До первой четверти 19 в. [[Раввин|раввины]] выпускались из [[Иешива|иешив]], которые не были специально предназначены для их подготовки: в них изучали [[Талмуд]] и комментарии к нему, а ученики, желавшие стать раввинами, должны были получить [[Смиха|смиху]]. С началом [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]], под влиянием [[Хаскала|Хаскалы]] и с развитием [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]] стали раздаваться требования создать заведения, специально предназначенные для подготовки раввинов нового типа, свободно владеющих языком окружающего народа и сведущих как в религиозных, так и в светских науках. Практическим шагом в создании заведений такого рода были указы австрийского императора Франца I от 1820 г. и 1826 г., согласно которым раввины должны были обладать светскими познаниями на академическом уровне. Против идеи создания раввинских семинарий выступили главы иешив, считавшие, что такие учебные заведения — опасное новшество; поэтому там, где иешивы занимали доминирующее положение в религиозной жизни еврейских общин, как, в частности, в [[Польша|Польше]] и [[Россия|России]], современном Израиле, институт раввинских семинарий не укоренился; раввинские семинарии получили распространение в Центральной и Западной Европе и в [[Соединённые Штаты Америки|США]]. | + | == Возникновение раввинских семинарий == |
+ | |||
+ | До первой четверти 19 в. [[Раввин|раввины]] выпускались из [[Иешива|иешив]], которые не были специально предназначены для их подготовки: в них изучали [[Талмуд]] и комментарии к нему, а ученики, желавшие стать раввинами, должны были получить [[Смиха|смиху]]. | ||
+ | |||
+ | С началом [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипации]], под влиянием [[Хаскала|Хаскалы]] и с развитием [[Наука О Еврействе|науки о еврействе]] стали раздаваться требования создать заведения, специально предназначенные для подготовки раввинов нового типа, свободно владеющих языком окружающего народа и сведущих как в религиозных, так и в светских науках. | ||
+ | |||
+ | Практическим шагом в создании заведений такого рода были указы австрийского императора Франца I от 1820 г. и 1826 г., согласно которым раввины должны были обладать светскими познаниями на академическом уровне. | ||
+ | Противники | ||
+ | Против идеи создания раввинских семинарий выступили главы иешив, считавшие, что такие учебные заведения — опасное новшество; поэтому там, где иешивы занимали доминирующее положение в религиозной жизни еврейских общин, как, в частности, в [[Польша|Польше]] и [[Россия|России]], современном Израиле, институт раввинских семинарий не укоренился; раввинские семинарии получили распространение в Центральной и Западной Европе и в [[Соединённые Штаты Америки|США]]. | ||
Первая раввинская семинария — Иституто конвитто раббинико — была создана в 1829 г. И. Ш. Реджо (1784–1855) в [[Падуя|Падуе]], где со дня ее основания и до конца жизни преподавал [[Луццатто, Шмуэль Давид|Шмуэль Давид Луццатто]]. Эта раввинская семинария послужила образцом для всех последующих заведений такого рода. Впоследствии ее на время закрыли и перевели в [[Рим]], где в 1887 г. она получила название Колледже раббинико итальяно; в 1899 г. семинария переехала во [[Флоренция|Флоренцию]] (действовала там по 1932 г.), затем ее снова перевели в Рим, где в 1939 г. фашистское правительство [[Италия|Италии]] ее закрыло. В 1928 г. на [[Родос|Родосе]] был открыт ее филиал, предназначенный для сефардских общин (см. [[Сефарды]]); он был закрыт в начале Второй мировой войны. | Первая раввинская семинария — Иституто конвитто раббинико — была создана в 1829 г. И. Ш. Реджо (1784–1855) в [[Падуя|Падуе]], где со дня ее основания и до конца жизни преподавал [[Луццатто, Шмуэль Давид|Шмуэль Давид Луццатто]]. Эта раввинская семинария послужила образцом для всех последующих заведений такого рода. Впоследствии ее на время закрыли и перевели в [[Рим]], где в 1887 г. она получила название Колледже раббинико итальяно; в 1899 г. семинария переехала во [[Флоренция|Флоренцию]] (действовала там по 1932 г.), затем ее снова перевели в Рим, где в 1939 г. фашистское правительство [[Италия|Италии]] ее закрыло. В 1928 г. на [[Родос|Родосе]] был открыт ее филиал, предназначенный для сефардских общин (см. [[Сефарды]]); он был закрыт в начале Второй мировой войны. |
Версия 16:55, 7 ноября 2012
Источник: | ||||||||
|
Раввинские семинарии, учебные заведения для подготовки раввинов, где наряду с традиционными религиозными дисциплинами изучаются и светские науки.
Возникновение раввинских семинарий
До первой четверти 19 в. раввины выпускались из иешив, которые не были специально предназначены для их подготовки: в них изучали Талмуд и комментарии к нему, а ученики, желавшие стать раввинами, должны были получить смиху.
С началом эмансипации, под влиянием Хаскалы и с развитием науки о еврействе стали раздаваться требования создать заведения, специально предназначенные для подготовки раввинов нового типа, свободно владеющих языком окружающего народа и сведущих как в религиозных, так и в светских науках.
Практическим шагом в создании заведений такого рода были указы австрийского императора Франца I от 1820 г. и 1826 г., согласно которым раввины должны были обладать светскими познаниями на академическом уровне. Противники Против идеи создания раввинских семинарий выступили главы иешив, считавшие, что такие учебные заведения — опасное новшество; поэтому там, где иешивы занимали доминирующее положение в религиозной жизни еврейских общин, как, в частности, в Польше и России, современном Израиле, институт раввинских семинарий не укоренился; раввинские семинарии получили распространение в Центральной и Западной Европе и в США.
Первая раввинская семинария — Иституто конвитто раббинико — была создана в 1829 г. И. Ш. Реджо (1784–1855) в Падуе, где со дня ее основания и до конца жизни преподавал Шмуэль Давид Луццатто. Эта раввинская семинария послужила образцом для всех последующих заведений такого рода. Впоследствии ее на время закрыли и перевели в Рим, где в 1887 г. она получила название Колледже раббинико итальяно; в 1899 г. семинария переехала во Флоренцию (действовала там по 1932 г.), затем ее снова перевели в Рим, где в 1939 г. фашистское правительство Италии ее закрыло. В 1928 г. на Родосе был открыт ее филиал, предназначенный для сефардских общин (см. Сефарды); он был закрыт в начале Второй мировой войны.
В 1829 г. в городе Мец (Франция) была основана Эколь сентраль раббиник; через год эта раввинская семинария получила государственную дотацию. В 1859 г. она переехала в Париж, где действовала сначала под названием Семинэр исраэлит де Франс, а позднее — Эколь раббиник. Возможно, наиболее знаменитой раввинской семинарией в Европе была Юдиш теологишес семинар в Бреслау (ныне Вроцлав), основанная З. Франкелем в 1854 г.; среди преподавателей были Г. Грец, М. Лев, Я. Гутман (отец Ю. Гутмана, см. о нем там) и И. Хайнеман. В 1855 г. в Лондоне главный ашкеназский (см. Ашкеназы) раввин Н. Адлер (1803–90) при поддержке руководителей сефардской общины открыл Джуз колледж (действует поныне; его библиотека, основанная в 1860 г., насчитывает более 60 тыс. книг; колледж издает «Джуз колледж пабликейшнс»). В 1872 г. в Берлине была основана Юдише хохшуле, в 1883 г. переименованная в Леранштальт фюр ди виссеншафт дес юдентумс, а в 1920 г. восстановившая свое первоначальное название. В 1873 г. А. Хильдесхаймер создал в Берлине строго ортодоксальный Раббинер семинар фюр ортодокс юдентум. В 1862 г. А. Еллинек основал в Вене Исраэлитиш-теологише леранштальт; это учебное заведение в 1893 г. возглавил А. Шварц.
Сопротивление венгерского еврейства созданию раввинских семинарий в Венгрии задержало их открытие там на четверть века. В 1850 г. император Франц Иосиф I внес миллион талеров, отчисленный из контрибуции, наложенной на евреев Венгрии за их участие в революционных событиях 1848–49 гг., в фонд еврейского образования. Однако лишь в 1877 г. в Будапеште была основана раввинская семинария; среди ее преподавателей был И. Гольдциер.
В Польше и в России попытки создания раввинских семинарий, как уже говорилось выше, не увенчались успехом. Основанное в Варшаве в 1826 г. и получавшее значительную государственную поддержку училище за 36 лет своего существования не подготовило ни одного раввина; польские евреи обвиняли инспектора, а затем директора этой семинарии А. Эйзенбойма (1791–1852) и ее главного преподавателя А. Бухнера (1789–1869) в ассимиляторстве (Бухнер действительно был автором сочинения «Талмуд ин зайнер нихтигкайт» — «Талмуд в его ничтожестве»). Открытые в 1847 г. в Вильне (см. Вильнюс) и Житомире раввинские училища евреи рассматривали как инструмент правительственной антиеврейской образовательной политики. Тем не менее численность поступавших в эти училища постоянно возрастала и по прошествии десяти лет достигла около 500 человек. Приток объяснялся тем, что в программу этих училищ входили также общеобразовательные предметы, что позволяло окончившим курс поступать в гимназии и университеты. Лишь немногие выпускники посвятили себя раввинской деятельности, причем им было трудно найти место — еврейские общины отказывались избирать их своими раввинами. Чтобы облегчить положение таких выпускников, с 1862 г. им начали выдавать казенное пособие от 75 до 100 рублей; часто они преподавали в казенных еврейских училищах. В 1873 г. в связи с реформой казенных еврейских училищ оба училища были преобразованы в так называемые еврейские учительские институты. Вместе с тем, основанный в 1928 г. главным раввином Варшавы М. Шором Махон ле-хохмат Исраэль (Институт науки о еврействе), позднее переименованный в Махон ле-маддэй hа-яхадут, выполнял роль раввинской семинарии вплоть до начала Второй мировой войны.
В США существуют раввинские семинарии всех трех течений в иудаизме (см. Ортодоксальный иудаизм; Реформизм в иудаизме, Консервативный иудаизм). Первой раввинской семинарией в США был реформистский Хибру юнион колледж, основанный в 1875 г. в Цинциннати А. М. Вайзом. В 1886 г. консервативная община США создала собственную Еврейскую теологическую семинарию (Джуиш теолоджикал семинари; основатель С. Морайс, 1823–97). Ортодоксальная раввинская семинария, основанная в 1897 г. раввином И. Э. Спектором, стала впоследствии ядром Иешивы-университета; другая ортодоксальная раввинская семинария — Талмудикал колледж — была создана в 1922 г. в Чикаго.
Вследствие Катастрофы европейского еврейства все раввинские семинарии Центральной и Восточной Европы прекратили свое существование; единственное исключение — семинария в Будапеште. Во Франции продолжает действовать Эколь раббиник, в Англии — Джуз колледж и реформистский Лео Бек колледж (см. Л. Бек).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РАВВИНСКИЕ СЕМИНАРИИ в ЭЕЭ