Рава бен Иосеф бен Хама
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Рава''' (רָבָא, полное имя Рава бен Иосеф бен Хама; около 280–352), крупный вавилонский амора (см. [[Амораи]]) из Мехозы | + | '''Рава''' (רָבָא, полное имя Рава бен Иосеф бен Хама; около 280–352), крупный вавилонский амора (см. [[Амораи]]) из Мехозы. |
- | Рава возглавлял академию в течение 14 лет вплоть до своей смерти. Среди его учеников были Равина I (ББ. 16б), рабби Папа (Кт. 85а), а также сыновья — рабби Иосеф и рабби Мешаршия (Хул. 28а, б). Рава не только достиг огромного интеллектуального влияния, но и весьма разбогател: владел землями и виноградниками (БМ. 73а) и занимался виноторговлей (Бр. 56а). Рава состоял в дружественных отношениях с [[Эксиларх|эксилархом]] (Беца 21б; Бр. 50а; Псах. 74б) и был вхож к царю Шапуру II. Главным занятием Равы было преподавание Торы и распространение ее среди евреев. Он ввел различные установления для жителей Мехозы (Беца 30а; Эр. 40а; МК. 22а; Нид. 66б). Многих из них он порицал за излишнее пристрастие к наслаждениям (РхШ. 17а), других хвалил за прилежание и энергию (БМ. 77а). | + | Его учителями были: амора Нахман бен Яаков (Шаб. 4а); глава академии в [[Сура|Суре]] (см. также [[Иешива]]) Хисда, на дочери которого Рава женился (ББ. 12б); глава академии в [[Пумбедита|Пумбедите]] рабби Иосеф; амора рабби Схора (Ав. Зар. 19а). |
+ | |||
+ | Основные галахические дискуссии (см. [[Галаха]]) Рава вел с [[Аббайе]], с которым учился вместе с раннего детства; их дискуссии занимают значительное место в [[Талмуд|Талмуде]]. | ||
+ | |||
+ | В большинстве случаев Галаха следует мнению Равы и лишь в шести случаях — мнению Аббайе. | ||
+ | |||
+ | После смерти рабби Иосефа и избрания Аббайе главой пумбедитской академии Рава, который также претендовал на этот пост, покинул Пумбедиту и вернулся в Мехозу; там он основал свой [[Бет-Мидраш|бет-мидраш]], куда стало стекаться множество учеников (ББ. 22а). | ||
+ | |||
+ | В изучении [[Тора|Торы]] Рава придавал решающее значение логическому выводу, в отличие от Аббайе, который отдавал предпочтение широкому значению и глубокому пониманию галахических контроверз. | ||
+ | |||
+ | После смерти Аббайе (338) академия Равы стала ведущей; законоучители и ученики Аббайе примкнули к ней. | ||
+ | |||
+ | Рава возглавлял академию в течение 14 лет вплоть до своей смерти. Среди его учеников были Равина I (ББ. 16б), рабби Папа (Кт. 85а), а также сыновья — рабби Иосеф и рабби Мешаршия (Хул. 28а, б). | ||
+ | |||
+ | Рава не только достиг огромного интеллектуального влияния, но и весьма разбогател: владел землями и виноградниками (БМ. 73а) и занимался виноторговлей (Бр. 56а). | ||
+ | |||
+ | Рава состоял в дружественных отношениях с [[Эксиларх|эксилархом]] (Беца 21б; Бр. 50а; Псах. 74б) и был вхож к царю Шапуру II. | ||
+ | |||
+ | Главным занятием Равы было преподавание Торы и распространение ее среди евреев. Он ввел различные установления для жителей Мехозы (Беца 30а; Эр. 40а; МК. 22а; Нид. 66б). | ||
+ | |||
+ | Многих из них он порицал за излишнее пристрастие к наслаждениям (РхШ. 17а), других хвалил за прилежание и энергию (БМ. 77а). | ||
По субботам на проповеди Равы собиралось множество слушателей (Эр. 44б). Однако Рава не считал изучение Торы самоцелью, объясняя, что «цель мудрости — раскаяние и добрые дела, и потому не должно, чтобы человек изучал [[Пятикнижие]] и [[Мишна|Мишну]], но презирал своих отца и мать, своего учителя и тех, кто стоит выше него по мудрости и положению» (Бр. 17а); конечная цель изучения Торы — преодоление дурных наклонностей (ББ. 16а), а основа выполнения заповедей — благоговение перед Богом (Шаб. 31а). | По субботам на проповеди Равы собиралось множество слушателей (Эр. 44б). Однако Рава не считал изучение Торы самоцелью, объясняя, что «цель мудрости — раскаяние и добрые дела, и потому не должно, чтобы человек изучал [[Пятикнижие]] и [[Мишна|Мишну]], но презирал своих отца и мать, своего учителя и тех, кто стоит выше него по мудрости и положению» (Бр. 17а); конечная цель изучения Торы — преодоление дурных наклонностей (ББ. 16а), а основа выполнения заповедей — благоговение перед Богом (Шаб. 31а). | ||
Строка 36: | Строка 56: | ||
{{ElevenCopyRight|13392|РАВА}} | {{ElevenCopyRight|13392|РАВА}} | ||
- | |||
- | |||
- |
Версия 13:56, 28 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Рава (רָבָא, полное имя Рава бен Иосеф бен Хама; около 280–352), крупный вавилонский амора (см. Амораи) из Мехозы.
Его учителями были: амора Нахман бен Яаков (Шаб. 4а); глава академии в Суре (см. также Иешива) Хисда, на дочери которого Рава женился (ББ. 12б); глава академии в Пумбедите рабби Иосеф; амора рабби Схора (Ав. Зар. 19а).
Основные галахические дискуссии (см. Галаха) Рава вел с Аббайе, с которым учился вместе с раннего детства; их дискуссии занимают значительное место в Талмуде.
В большинстве случаев Галаха следует мнению Равы и лишь в шести случаях — мнению Аббайе.
После смерти рабби Иосефа и избрания Аббайе главой пумбедитской академии Рава, который также претендовал на этот пост, покинул Пумбедиту и вернулся в Мехозу; там он основал свой бет-мидраш, куда стало стекаться множество учеников (ББ. 22а).
В изучении Торы Рава придавал решающее значение логическому выводу, в отличие от Аббайе, который отдавал предпочтение широкому значению и глубокому пониманию галахических контроверз.
После смерти Аббайе (338) академия Равы стала ведущей; законоучители и ученики Аббайе примкнули к ней.
Рава возглавлял академию в течение 14 лет вплоть до своей смерти. Среди его учеников были Равина I (ББ. 16б), рабби Папа (Кт. 85а), а также сыновья — рабби Иосеф и рабби Мешаршия (Хул. 28а, б).
Рава не только достиг огромного интеллектуального влияния, но и весьма разбогател: владел землями и виноградниками (БМ. 73а) и занимался виноторговлей (Бр. 56а).
Рава состоял в дружественных отношениях с эксилархом (Беца 21б; Бр. 50а; Псах. 74б) и был вхож к царю Шапуру II.
Главным занятием Равы было преподавание Торы и распространение ее среди евреев. Он ввел различные установления для жителей Мехозы (Беца 30а; Эр. 40а; МК. 22а; Нид. 66б).
Многих из них он порицал за излишнее пристрастие к наслаждениям (РхШ. 17а), других хвалил за прилежание и энергию (БМ. 77а).
По субботам на проповеди Равы собиралось множество слушателей (Эр. 44б). Однако Рава не считал изучение Торы самоцелью, объясняя, что «цель мудрости — раскаяние и добрые дела, и потому не должно, чтобы человек изучал Пятикнижие и Мишну, но презирал своих отца и мать, своего учителя и тех, кто стоит выше него по мудрости и положению» (Бр. 17а); конечная цель изучения Торы — преодоление дурных наклонностей (ББ. 16а), а основа выполнения заповедей — благоговение перед Богом (Шаб. 31а).
Рава отличался благочестием: в Иом-Киппур постился два дня подряд во избежание ошибок, связанных с ежегодным установлением календаря (РхШ. 21а). Рава подчеркивал, что важно уважать изучающих Тору как представителей Учения (Мак. 22б).
Раву иногда путают с Раббой бар Нахмани.