Рейнхардт, Макс
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Актёры по алфавиту» с помощью HotCat) |
|||
Строка 17: | Строка 17: | ||
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ= | ||
}} | }} | ||
+ | {{Персона | ||
+ | |имя = Макс Рейнхардт | ||
+ | |оригинал имени = Мах Reinhardt | ||
+ | |изображение = Max_Reinhardt.jpg | ||
+ | |ширина = | ||
+ | |описание изображения = | ||
+ | |описание = Макс Рейнхардт в 1931 году | ||
+ | |имя при рождении = Макс Гольдман (Goldmann) | ||
+ | |род деятельности = немецкий режиссёр, актёр и театральный деятель | ||
+ | |дата рождения = 9.09.1873 | ||
+ | |место рождения = {{местоРождения|Баден-под-Веной|в Бадене (Нижняя Австрия)|Баден (Нижняя Австрия)}}, {{местоРождения|Австро-Венгрия}} | ||
+ | |гражданство = | ||
+ | |подданство = | ||
+ | |дата смерти = 31.10.1943 | ||
+ | |место смерти = {{МестоСмерти|Нью-Йорк}}, [[США]] | ||
+ | |отец = | ||
+ | |мать = | ||
+ | |супруг = | ||
+ | |супруга = | ||
+ | |дети = | ||
+ | |награды и премии = | ||
+ | |сайт = | ||
+ | |викисклад = | ||
+ | }} | ||
+ | '''Макс Рейнхардт''' ({{lang-de|Max Reinhardt}}; собственное имя — ''Максимилиан Гольдман; 9 сентября 1873, Баден, [[Австрия]] — 31 октября 1943, [[Нью-Йорк]], [[США]]), австрийский и немецкий режиссер, актер, театральный деятель, один из реформаторов театрального искусства 20 в. | ||
+ | С 1905 года и до прихода к власти [[Нацизм|нацистов]] в 1933 году возглавлял Немецкий театр в [[Берлин]]е. В 1920 году организовал первый Зальцбургский фестиваль. После аншлюса работал в [[США]], где поставил, в частности, киноверсию «Сна в летнюю ночь». | ||
+ | Рейнхардт тяготел к неоромантизму и символизму. Вошёл в историю сценического искусства как новатор театральной техники: среди излюбленных приёмов — вращающаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику. | ||
+ | == Биографические сведения == | ||
+ | Максимилиан Гольдман (псевдоним Макс Рейнхардт появился в 1904 году) родился в Бадене близ Вены, в [[еврей]]ской семье. Его отец, фабрикант Вильгельм Гольдман (1846—1911), происходил из [[Ступава|Ступавы]]; мать, Роза Венграф (1851—1924), была уроженкой [[Микулов|Никольсбурга]]. | ||
+ | Дед Рейнхардта был ортодоксальным евреем. | ||
+ | == Творческий путь в Европе == | ||
+ | В 17 лет, когда Рейнхардт еще учился в театральной школе при Венской консерватории, он стал актером и режиссером театра в [[Зальцбург]]е. | ||
+ | После окончания школы (1893 год) работал в различных театрах Зальцбурга и Братиславы. С 1895 года состоял актёром в труппе Немецкого театра в Берлине, возглавляемом О. Брамом (1856–1912); играл главным образом характерные роли. Первый период режиссёрской деятельности начался в Берлине в конце 90-х годов в труппе Цикелля «Сецессионе бюне». | ||
+ | С первыми самостоятельными режиссерскими опытами Рейнхардт выступил в 1901 году на сцене берлинского артистического кабаре «Шум и дым», которое сам и основал. Там ставились сатирические пародии на современную драму и театр. | ||
- | + | В 1902 г. на основе кабаре возник его «Малый театр», предназначенный для сценических опытов и камерного репертуара. Там он поставил спектакль «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне». Благодаря унаследованным у Г. Лаубе и О. Брама реалистичным традициям, он сумел соединить в «Ночлежке» натуралистические особенности местного колорита, черты характеров героев с мистическими и фантастическими мотивами. | |
- | + | ||
- | + | В отличие от Немецкого театра, где он ставил в основном классическую драматургию (У. Шекспир, [[Лессинг, Готхольд Эфраим|Г. Лессинг]], Ф. Шиллер), там шли современные пьесы (Ю. Стриндберг, Л. Пиранделло, [[Горький, Максим|М. Горький]], пьеса Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1903 год)). | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | После ошеломительного успеха в Малом театре он организовал более крупный «Новый театр» в Берлине, которым руководил в 1903—1906 гг. В 1906 г. оставил его и создал экспериментальный Камерный театр («Каммершпиле»). | |
В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра. | В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ. | Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ. | ||
Строка 50: | Строка 74: | ||
В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие. | В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие. | ||
- | |||
+ | == Работа в Америке == | ||
В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]] (замысел не осуществился). | В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]] (замысел не осуществился). | ||
- | |||
+ | == Особенности творчества == | ||
Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность. | Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность. | ||
Строка 62: | Строка 86: | ||
В 1928 г., когда [[Госет|ГОСЕТ]] с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра. | В 1928 г., когда [[Госет|ГОСЕТ]] с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра. | ||
+ | [[Файл:Emil Orlik Portrait Max Reinhardt.jpg|thumb|left|[[Эмиль Орлик]]. Портрет Макса Рейнхардта]] | ||
== Эмиграция == | == Эмиграция == | ||
- | |||
В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на [[Нобелевские Премии|Нобелевскую премию]]. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята. | В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на [[Нобелевские Премии|Нобелевскую премию]]. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята. | ||
В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию. | В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию. | ||
- | Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии...» | + | Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии...». |
В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие). | В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие). | ||
- | {{ | + | == Известные ученики == |
+ | {{commonscat|Max Reinhardt|Макс Рейнхардт}} | ||
+ | * [[Мартель, Карл Герман]] — актёр | ||
+ | * [[Грановский, Алексей Михайлович]] — режиссёр | ||
+ | == Литература == | ||
+ | * Stefan, Paul. Max Reinhardt. Eines Künstlers Heimweg nach Wien. — Wien-Leipzig: Goldschmiedt-Verlag, 1923. | ||
+ | |||
+ | {{ElevenCopyRight|13485|РЕЙНХАРДТ Макс}} | ||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | [[Категория:Театр]] | ||
+ | [[Категория:Кино]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в США/Канаде]] | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
[[Категория:Актёры по алфавиту]] | [[Категория:Актёры по алфавиту]] | ||
+ | |||
+ | <!-- | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | С этого момента начинается второй период его режиссёрской деятельности. Руководил театром с небольшими перерывами, связанными | ||
+ | с первой мировой войной, ему приходилось эмигрировать из фашистской Германии, так как был еврейского происхождения. При | ||
+ | Немецком театре открывает драматическую школу, основной акцент делает на актёрское мастерство и сценическую речь. В 1906 году | ||
+ | оставляет Новый театр и организовывает в качестве экспериментальной сцены «Камерный театр» («Каммершпиле»). Так как в | ||
+ | Немецком театре Рейнхардт ставил в основном классические пьесы, в Камерном театре он переходит к современной драматургии. | ||
+ | |||
+ | C 1915—1919 гг. параллельно с Камерным и Немецким театрами руководил берлинским театром «Фольксбюне». В 1919—1920 гг. был | ||
+ | руководителем театра «Гроссе шаушпильхауз». А в 1924 открыл в Берлине театр «Комедия» и давал спектакли в «Театре ам | ||
+ | Курфюрстендамм», руководил в 1923—1937 [[Театр в Йозефштадте|«Йозефштадттеатром»]] в Вене. | ||
+ | |||
+ | Рейнхардт всегда стремился реформировать немецкое театральное искусство, потому что никогда не понимал натурализма, | ||
+ | педантичной имитации человеческого поведения на сцене. <!--Брал пример с [[Таиров, Александр Яковлевич|А. Я. Таирова]] и [[Крэг, Гордон|Г. Крэга]], но больше всего опирался на | ||
+ | «словесную режиссуру» Г. Лаубе.--> Он ставил классические и античные пьесы. И был первым режиссёром, который ставил на намецкой | ||
+ | сцене современных немецких драматургов, и пьесы крупнейших иностранных драматургов. Также ставил пантомимы и оперетты. | ||
+ | Придавал большое внимание ритмичности спектакля (особенно в массовых сценах, пытался возродить античные и средневековые | ||
+ | массовые действа), его целостности. | ||
+ | |||
+ | Макс Рейнхардт был в первую очередь экспериментатором. Он экспериментировал со светом, музыкой, шумами, декорациями, с размерами и видами сцен. Он был один из инициаторов организации театрально-музыкального фестиваля в Зальцбурге в 1920 году. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | --> |
Версия 13:21, 7 декабря 2012
Источник: | ||||||||
|
Макс Рейнхардт | |
Мах Reinhardt | |
Файл:Max Reinhardt.jpg | |
Макс Рейнхардт в 1931 году | |
---|---|
Имя при рождении: |
Макс Гольдман (Goldmann) |
Род деятельности: |
немецкий режиссёр, актёр и театральный деятель |
Дата рождения: |
9 сентября 1873 |
Место рождения: |
Баден-под-Веной, Австро-Венгрия |
Дата смерти: |
31 октября 1943 (70 лет) |
Место смерти: |
Макс Рейнхардт (нем. Max Reinhardt; собственное имя — Максимилиан Гольдман; 9 сентября 1873, Баден, Австрия — 31 октября 1943, Нью-Йорк, США), австрийский и немецкий режиссер, актер, театральный деятель, один из реформаторов театрального искусства 20 в.
С 1905 года и до прихода к власти нацистов в 1933 году возглавлял Немецкий театр в Берлине. В 1920 году организовал первый Зальцбургский фестиваль. После аншлюса работал в США, где поставил, в частности, киноверсию «Сна в летнюю ночь».
Рейнхардт тяготел к неоромантизму и символизму. Вошёл в историю сценического искусства как новатор театральной техники: среди излюбленных приёмов — вращающаяся сцена, перенос авансцены в зрительный зал, отказ от рампы, разделяющей актёров и публику.
Содержание |
Биографические сведения
Максимилиан Гольдман (псевдоним Макс Рейнхардт появился в 1904 году) родился в Бадене близ Вены, в еврейской семье. Его отец, фабрикант Вильгельм Гольдман (1846—1911), происходил из Ступавы; мать, Роза Венграф (1851—1924), была уроженкой Никольсбурга.
Дед Рейнхардта был ортодоксальным евреем.
Творческий путь в Европе
В 17 лет, когда Рейнхардт еще учился в театральной школе при Венской консерватории, он стал актером и режиссером театра в Зальцбурге.
После окончания школы (1893 год) работал в различных театрах Зальцбурга и Братиславы. С 1895 года состоял актёром в труппе Немецкого театра в Берлине, возглавляемом О. Брамом (1856–1912); играл главным образом характерные роли. Первый период режиссёрской деятельности начался в Берлине в конце 90-х годов в труппе Цикелля «Сецессионе бюне».
С первыми самостоятельными режиссерскими опытами Рейнхардт выступил в 1901 году на сцене берлинского артистического кабаре «Шум и дым», которое сам и основал. Там ставились сатирические пародии на современную драму и театр.
В 1902 г. на основе кабаре возник его «Малый театр», предназначенный для сценических опытов и камерного репертуара. Там он поставил спектакль «Ночлежка» по пьесе М. Горького «На дне». Благодаря унаследованным у Г. Лаубе и О. Брама реалистичным традициям, он сумел соединить в «Ночлежке» натуралистические особенности местного колорита, черты характеров героев с мистическими и фантастическими мотивами.
В отличие от Немецкого театра, где он ставил в основном классическую драматургию (У. Шекспир, Г. Лессинг, Ф. Шиллер), там шли современные пьесы (Ю. Стриндберг, Л. Пиранделло, М. Горький, пьеса Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» (1903 год)).
После ошеломительного успеха в Малом театре он организовал более крупный «Новый театр» в Берлине, которым руководил в 1903—1906 гг. В 1906 г. оставил его и создал экспериментальный Камерный театр («Каммершпиле»).
В 1905 г. Рейнхардт сменил своего учителя на посту руководителя Немецкого театра.
Рейнхардт руководил также берлинскими театрами «Фольксбюне» (1915–19), «Гроссе шаушпильхауз» (1919–20), создал десятки студий и драматических школ.
Рейнхардт был смелым экспериментатором, обращался к пьесам разных времен и жанров («На дне» М. Горького, 1903, под названием «Ночлежка»; «Венецианский купец», «Сон в летнюю ночь», 1915, «Гамлет» У. Шекспира, 1904, 1910; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера, 1916; «Каждый человек», средневековая мистерия в обработке Г. Гофмансталя, 1920; оперетта «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, 1930; «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, 1932).
Высшей целью Рейнхардта было создание народного массового театра, сродни античному.
В спектаклях Рейнхардта раскрылось мастерство таких актеров, как А. Моисси, Г. Эйзольдт, А. Бассерман, Э. Яннингс и другие.
Работа в Америке
В 1920-х гг. Рейнхардт работал в США (спектакль-пантомима «Миракль» по пьесе М. Метерлинка «Сестра Беатриса», 1923–24), там же встречался с К. Станиславским, с которым обсуждал возможности постановки «Диббука» С. Ан-ского (замысел не осуществился).
Особенности творчества
Отвергая натурализм и бытовое правдоподобие, Рейнхардт утверждал театр обобщенных сценических форм, поэтизирующий действительность.
«Австрийское барокко, интеллектуализированное еврейством», — так определил его режиссерский стиль Т. Манн.
Искания Рейнхардта по-своему преломились в практике В. Мейерхольда, А. Таирова, А. Грановского.
В 1928 г., когда ГОСЕТ с огромным успехом выступал в Берлине, Рейнхардт высоко оценил спектакли театра.
Эмиграция
В 1932 г. Рейнхардт был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию. Антисемитские круги во главе с К. Гамсуном развернули шумную кампанию протеста, и кандидатура «семитского ставленника», как его именовали нацистские газеты, была снята.
В том же году Рейнхардт добровольно оставил пост директора Немецкого театра в Берлине и уехал в Австрию.
Незадолго до отъезда из Берлина Рейнхардт направил правительству открытое послание, в котором писал: «Я знаю, что представителям той нации, к которой я открыто и безоговорочно принадлежу, нет теперь места в Германии...».
В 1938 г. Рейнхардт эмигрировал в США, где организовал театр, школу и снял несколько фильмов на сюжеты шекспировских пьес («Сон в летнюю ночь» и другие).
Известные ученики
Макс Рейнхардт на Викискладе? |
- Мартель, Карл Герман — актёр
- Грановский, Алексей Михайлович — режиссёр
Литература
- Stefan, Paul. Max Reinhardt. Eines Künstlers Heimweg nach Wien. — Wien-Leipzig: Goldschmiedt-Verlag, 1923.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РЕЙНХАРДТ Макс в ЭЕЭ
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Он ставил классические и античные пьесы. И был первым режиссёром, который ставил на намецкой
сцене современных немецких драматургов, и пьесы крупнейших иностранных драматургов. Также ставил пантомимы и оперетты. Придавал большое внимание ритмичности спектакля (особенно в массовых сценах, пытался возродить античные и средневековые массовые действа), его целостности.
Макс Рейнхардт был в первую очередь экспериментатором. Он экспериментировал со светом, музыкой, шумами, декорациями, с размерами и видами сцен. Он был один из инициаторов организации театрально-музыкального фестиваля в Зальцбурге в 1920 году.
-->