Папирусы в истории еврейского народа
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 25: | Строка 25: | ||
- | '''Папирусы''', письменные памятники на материале, изготовленном из волокон растения папирус (в [[Библия|Библии]] — гоме, в [[Мишна|Мишне]] — паппир или пафьяр [слово египетского происхождения], а также неяр) | + | '''Папирусы''', письменные памятники на материале, изготовленном из волокон растения папирус (в [[Библия|Библии]] — гоме, в [[Мишна|Мишне]] — паппир или пафьяр [слово египетского происхождения], а также неяр). |
- | Папирус | + | == Папирус == |
- | + | Папирус специально выращивали в [[Египет|Египте]] и, возможно, в [[Эрец-Исраэль]] (поныне растет в долине [[Хула]]; см. также [[Израиль. Израиль (Эрец-Исраэль). Географический очерк. Флора]]), а позднее — в некоторых странах Южной Европы. [[Иосиф Флавий]] (Древ. 14:33) упоминает местность Папирон около [[Иордан|Иордана]]. Мишна (впервые среди еврейских источников) говорит об изготовлении папируса как писчего материала (Псах. 3:1). [[Галаха]] запрещает использование папируса для переписки священных книг. | |
+ | == Папирус Эрец–Исраэль == | ||
- | Еврейские папирусы в Египте | + | Папирусы хорошо сохраняются лишь в сухом климате, характерном для ряда районов [[Иудея|Иудеи]] (см. [[Иудейской Пустыни Пещеры|Иудейской пустыни пещеры]]). |
+ | |||
+ | Папирусы из пещер Мураббаата относятся к периоду от 8–7 вв. до н. э. до арабского завоевания страны. | ||
+ | |||
+ | Древнейший из них (о нем см. подробнее в [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитки]]) написан на [[Иврит Язык|иврите]] палеоеврейским письмом. | ||
+ | |||
+ | Там же и в соседних районах найдены папирусы, относящиеся к [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстанию]] (включая так называемый архив Бавты). | ||
+ | |||
+ | При раскопках [[Масада|Масады]] найдены папирусы времен [[Иудейская Война I|Иудейской войны I]] (лишь один, видимо, гораздо древнее). Несколько папирусов обнаружено в [[Кумран|Кумране]]. | ||
+ | |||
+ | В Вади-Далия (около [[Иерихон|Иерихона]]) найдены папирусы 4 в. до н. э. на [[Арамейский Язык|арамейском языке]] и иврите (палеоеврейское письмо). | ||
+ | |||
+ | Они принадлежали [[Самаритяне|самаритянам]], бежавшим сюда из страха перед армией [[Александр Македонский|Александра Македонского]]. Характерно наличие в них еврейских теофорных [[Имена|имен]]. | ||
+ | |||
+ | В [[Ниццана|Ниццане]] обнаружено несколько архивов — около 150 набатейских (см. [[Набатеи]]) папирусов византийского и раннеарабского периодов (4–7 вв. н. э.), в основном на греческом и арабском языках. | ||
+ | == Еврейские папирусы в Египте == | ||
+ | |||
+ | Древнейшие еврейские папирусы обнаружены и в Египте (конец 6–4 вв. до н. э., период персидской власти) — на [[Элефантина|Элефантине]], в Мемфисе (библейское Моф, Ноф), Гермополе Великом и других городах (см. [[Египет|Египет]]). | ||
+ | |||
+ | Они написаны на арамейском языке, близком к библейскому. Большинство папирусов — это документы о браках (см. [[Брак]]) и разводах (см. [[Развод]]), освобождении рабов, займах, судебных разбирательствах, продаже или дарении имущества и других сделках. | ||
+ | |||
+ | Обнаружены и личные письма. В папирусах есть сообщения о храме Яхве в Египте (см. [[Элефантина|Элефантина]]), о существовании у египетских евреев праздника опресноков, хотя, может быть, не совсем в той форме, которая предписана Библией (см. [[Песах]]), и без других религиозных особенностей. | ||
+ | |||
+ | Важны сведения о военных поселениях египетских евреев (на Элефантине, в Гермополе Великом). В папирусах упоминаются и персидские документы, о которых говорит книга [[Эзра|Эзры]]. | ||
Еврейские и касающиеся евреев Египта папирусы эллинистического и римско-византийского периодов (332 г. до н. э. – 640 г. н. э.) собрал в едином издании (вместе с [[Остракон|остраконами]]) [[Чериковер, Виктор|В. Чериковер]]. Эти написанные по-гречески документы — многие из них из области Файюм — дают широкую картину социальной и экономической жизни египетских евреев той эпохи. В них говорится о сделках, ссудах, [[Налоги|налогах]], которые евреи платили наравне с остальным населением; сообщается о существовании [[Синагога|синагог]]. Особо выделяются [[Зенона Папирусы|Зенона папирусы]], около 30 из которых касаются Иудеи и [[Заиорданье|Заиорданья]] середины 3 в. до н. э. Другие папирусы дают уникальные сведения о распространении восстания евреев Кирены и [[Кипр|Кипра]] (примерно 116–117 гг. н. э.) на Египет. Знаменитый папирус Нэша (см. [[Десять Заповедей|Десять заповедей]], [[Шма]]), возможно, также из Файюма. Интересны и важны папирусы из [[Оксиринх|Оксиринха]]. В Эдфу ([[Аполлинополь Великий|Аполлинополе Великом]]) найдена [[Ктубба|ктубба]] 417 г. на арамейском языке (опубликована в 1986 г.). | Еврейские и касающиеся евреев Египта папирусы эллинистического и римско-византийского периодов (332 г. до н. э. – 640 г. н. э.) собрал в едином издании (вместе с [[Остракон|остраконами]]) [[Чериковер, Виктор|В. Чериковер]]. Эти написанные по-гречески документы — многие из них из области Файюм — дают широкую картину социальной и экономической жизни египетских евреев той эпохи. В них говорится о сделках, ссудах, [[Налоги|налогах]], которые евреи платили наравне с остальным населением; сообщается о существовании [[Синагога|синагог]]. Особо выделяются [[Зенона Папирусы|Зенона папирусы]], около 30 из которых касаются Иудеи и [[Заиорданье|Заиорданья]] середины 3 в. до н. э. Другие папирусы дают уникальные сведения о распространении восстания евреев Кирены и [[Кипр|Кипра]] (примерно 116–117 гг. н. э.) на Египет. Знаменитый папирус Нэша (см. [[Десять Заповедей|Десять заповедей]], [[Шма]]), возможно, также из Файюма. Интересны и важны папирусы из [[Оксиринх|Оксиринха]]. В Эдфу ([[Аполлинополь Великий|Аполлинополе Великом]]) найдена [[Ктубба|ктубба]] 417 г. на арамейском языке (опубликована в 1986 г.). |
Версия 14:12, 10 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Папирусы, письменные памятники на материале, изготовленном из волокон растения папирус (в Библии — гоме, в Мишне — паппир или пафьяр [слово египетского происхождения], а также неяр).
Папирус
Папирус специально выращивали в Египте и, возможно, в Эрец-Исраэль (поныне растет в долине Хула; см. также Израиль. Израиль (Эрец-Исраэль). Географический очерк. Флора), а позднее — в некоторых странах Южной Европы. Иосиф Флавий (Древ. 14:33) упоминает местность Папирон около Иордана. Мишна (впервые среди еврейских источников) говорит об изготовлении папируса как писчего материала (Псах. 3:1). Галаха запрещает использование папируса для переписки священных книг.
Папирус Эрец–Исраэль
Папирусы хорошо сохраняются лишь в сухом климате, характерном для ряда районов Иудеи (см. Иудейской пустыни пещеры).
Папирусы из пещер Мураббаата относятся к периоду от 8–7 вв. до н. э. до арабского завоевания страны.
Древнейший из них (о нем см. подробнее в Мёртвого моря свитки) написан на иврите палеоеврейским письмом.
Там же и в соседних районах найдены папирусы, относящиеся к Бар-Кохбы восстанию (включая так называемый архив Бавты).
При раскопках Масады найдены папирусы времен Иудейской войны I (лишь один, видимо, гораздо древнее). Несколько папирусов обнаружено в Кумране.
В Вади-Далия (около Иерихона) найдены папирусы 4 в. до н. э. на арамейском языке и иврите (палеоеврейское письмо).
Они принадлежали самаритянам, бежавшим сюда из страха перед армией Александра Македонского. Характерно наличие в них еврейских теофорных имен.
В Ниццане обнаружено несколько архивов — около 150 набатейских (см. Набатеи) папирусов византийского и раннеарабского периодов (4–7 вв. н. э.), в основном на греческом и арабском языках.
Еврейские папирусы в Египте
Древнейшие еврейские папирусы обнаружены и в Египте (конец 6–4 вв. до н. э., период персидской власти) — на Элефантине, в Мемфисе (библейское Моф, Ноф), Гермополе Великом и других городах (см. Египет).
Они написаны на арамейском языке, близком к библейскому. Большинство папирусов — это документы о браках (см. Брак) и разводах (см. Развод), освобождении рабов, займах, судебных разбирательствах, продаже или дарении имущества и других сделках.
Обнаружены и личные письма. В папирусах есть сообщения о храме Яхве в Египте (см. Элефантина), о существовании у египетских евреев праздника опресноков, хотя, может быть, не совсем в той форме, которая предписана Библией (см. Песах), и без других религиозных особенностей.
Важны сведения о военных поселениях египетских евреев (на Элефантине, в Гермополе Великом). В папирусах упоминаются и персидские документы, о которых говорит книга Эзры.
Еврейские и касающиеся евреев Египта папирусы эллинистического и римско-византийского периодов (332 г. до н. э. – 640 г. н. э.) собрал в едином издании (вместе с остраконами) В. Чериковер. Эти написанные по-гречески документы — многие из них из области Файюм — дают широкую картину социальной и экономической жизни египетских евреев той эпохи. В них говорится о сделках, ссудах, налогах, которые евреи платили наравне с остальным населением; сообщается о существовании синагог. Особо выделяются Зенона папирусы, около 30 из которых касаются Иудеи и Заиорданья середины 3 в. до н. э. Другие папирусы дают уникальные сведения о распространении восстания евреев Кирены и Кипра (примерно 116–117 гг. н. э.) на Египет. Знаменитый папирус Нэша (см. Десять заповедей, Шма), возможно, также из Файюма. Интересны и важны папирусы из Оксиринха. В Эдфу (Аполлинополе Великом) найдена ктубба 417 г. на арамейском языке (опубликована в 1986 г.).
С течением времени папирус был вытеснен бумагой. Во многих европейских языках в словах, соответствующих слову «бумага», отразилось название «папирус» (немецкое Papier, английское paper и т. д.). Также и слово неяр в иврите (см. выше) стало обозначать бумагу.