Познань (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «История евреев Польши» с помощью HotCat)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Строка 25: Строка 25:
-
'''Познань''', город в Польше, административный центр Познанского воеводства (в 1793 г. присоединен к Пруссии, в 1807–15 гг. — в составе герцогства Варшавского, с 1815 г. — центр Познанского великого княжества в Пруссии, с 1918 г. — в составе Польского государства, в 1939 г. захвачен [[Германия|Германией]], с 1945 г. — в составе Польши).  
+
'''Познань''' город в Польше.  
 +
 
== Первые упоминания ==
== Первые упоминания ==

Версия 10:11, 3 мая 2013



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Познань - город в Польше.

Содержание

Первые упоминания

Наиболее ранние свидетельства о проживании евреев в Познани обнаружены в документах последней трети 14 в., в которых сообщается о 50 евреях города, занимавшихся торговлей и ростовщичеством (см. Ссуда денежная).

В 1399 г. обвинение евреев в гостии осквернении привело к погрому. Евреи были на два года изгнаны из города.

Пятнадцатый век

В 15 в. в Познань иммигрировали евреи из Германии и других европейских стран. Основным занятием евреев Познани к концу 15 в. была розничная торговля.

Шестнадцатый век

Положение общины упрочилось в 16 в. В 1567 г. в Познани проживало около трех тысяч евреев (50% населения). В 16 в. Познань стала крупнейшим центром еврейства Польши.

В городе существовала иешива, раввинами были выдающиеся религиозные авторитеты, «мудрецы из Познани»: Шмуэль Маргалиот, Мордехай бен Аврахам Яффе, Иехуда Лива бен Бецалель.

Община имела особые местные религиозные обряды и обычаи (минхагим), составлявшие так называемый познанский ритуал.

В 16 в. община играла руководящую роль в жизни еврейских общин Польши и представляла область (землю) Великой Польши в Вааде четырех земель.

Общиной руководил кагал, состоящий из 32 человек, возглавлявшийся пятью парнасами.

Процветание евреев обострило враждебное отношение к ним польских купцов, которые неоднократно выступали против занятия евреями розничной торговлей и их свободного поселения в Познани.

Королевское постановление 1523 г. ограничило еврейскую розничную торговлю, постановление 1532 г. выделило для проживания евреев отдельный квартал (см. Кварталы еврейские).

В городе несколько раз происходили погромы, в которых в основном участвовали ученики местной иезуитской школы (во время погрома 1577 г. было убито 20 евреев).

Семнадцатый век

В 17 в. пожары, погромы, разорение города шведскими войсками во время польско-шведской войны (1656) отрицательно сказались на положении евреев.

Восемнадцатый век

Новые бедствия принесли Северная война и эпидемия чумы в начале 18 в. Сократилась численность еврейского населения, резко возросли долги общины.

С 1736 г. по 1740 г. над евреями Познани тяготело обвинение в употреблении христианской крови (см. Кровавый навет), маггид общины умер в тюрьме от пыток. В 1793 г. в Познани проживал 3021 еврей.

Девятнадцатый век

В 1803 г. после пожара, уничтожившего еврейский квартал, евреям было разрешено селиться по всему городу при условии, что число еврейских домов не должно было превысить числа домов, находившихся в собственности евреев до пожара.

В начале 19 в. в Познани усилилось влияние сторонников Хаскалы. Благодаря активности Д. Каро (1782–1839) в Познани в 1816 г. и 1822 г. открылись еврейские школы.

В середине 1820-х гг. еврейские дети получили разрешение учиться в местных гимназиях. В 1833 г. небольшому числу богатых и образованных евреев было предоставлено гражданство, в 1847 г. евреи были уравнены в правах с евреями других прусских провинций, и только в 1869 г. евреи Познани вместе с евреями всей Пруссии были уравнены в гражданских правах с остальным населением.

Евреи занимались торговлей, предпринимательством, владели свободными профессиями. Евреи в Познани, как и во всей прусской Польше, были сторонниками немецкого влияния и немецкой культуры.

В 1832 г. еврейское население Познани составляло 5479 человек, в 1840 г. — 6763 человека, в 1871 г. — 7255 человек.

С 1870-х гг. положение евреев ухудшилось, что было вызвано, с одной стороны, ростом польских торговых кооперативов, разоривших еврейских торговцев, с другой стороны, колонизаторской политикой прусских властей.

Двадцатый век

Численность евреев в Познани сократилась и в 1905 г. составляла 5761 человека (4% населения).

В начале 20 в. в Познани насчитывалось около 40 еврейских благотворительных и общественных учебных заведений. Существовали две еврейские общины — ортодоксальная и реформистская (см. Реформизм в иудаизме).

Поражение Германии в Первой мировой войне и присоединение Познани к Польше отрицательно сказалось на евреях, придерживавшихся немецкой ориентации. С восстановлением польской власти в Познани начались антиеврейские беспорядки, приведшие к упадку общины.

Вторая мировая война

Накануне Второй мировой войны в Познани проживало около двух тысяч евреев. Многие евреи бежали из города до вступления в него немецких войск или в первые недели оккупации.

В оккупированной Познани еврейская община просуществовала три месяца. Центральная синагога была превращена немцами в конюшню, евреев изгнали из квартир в хороших районах города.

11–12 декабря 1939 г. евреи были депортированы из Познани, присоединенной к Германии, на территорию генерал-губернаторства (см. Польша).

В июне 1946 г. в Познани жили 343 еврея. О проживании евреев в Познани в последующие годы данные отсутствуют.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОЗНАНЬ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация