Ифтах (Иеффай)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (добавлена категория «Древний Израиль и Иудея» с помощью HotCat) |
м (переименовал «Иеффай» в «Ифтах (Иеффай)») |
Текущая версия на 21:18, 8 октября 2012
Текст унаследован из Википедии | |
Ифта́х(ивр. יִפְתָּח, в русской традиции Иеффай) — в Ветхом Завете военачальник и девятый из судей израильских[1], победитель аммонитян. Время его деятельности — X век до н. э.
Содержание |
Биография Ифтаха
Ифтах был сыном некоего Гилада от блудницы. Изгнанный законными сыновьями из отчего дома, Ифтах стал во главе шайки «праздных людей» (Суд. 11:3).
История Ифтаха отражает выдвижение лидеров нового типа, не связанных с патриархально-племенным руководством. Ифтах— лишенный удела в своем клане изгой, глава вооруженной шайки (подобно Давиду), к которому в трудную минуту вынуждены обратиться старейшины. Поэтому своим выдвижением Ифтах обязан не помазанию пророка или возложенной на него Богом миссии, а соглашению с племенными вождями.
Светский характер приобретения власти вызвал необходимость Божественных санкций: чтобы сделать Бога стороной заключаемого договора о передаче власти, Ифтах дает свой обет (см. ниже).
Ифтах был израильским судьёй в течение шести лет и умер одиноким; в потомстве не осталось даже воспоминания о месте его погребения. История его жизни изложена в Книге Судей (гл. 11 и 12).
Существует предположение, что в первоначальной традиции Ифтаху приписывалась также победа над моавитским войском.
Принесение в жертву дочери Иеффая
Когда аммонитяне напали на израильтян, старейшины Гилада призвали Ифтаха возглавить сопротивление, и тот согласился при условии, что в случае победы станет во главе Израиля (Суд. 11:1–11). После неудачной попытки решить конфликт с аммонитянами дипломатическим путем, убедив их, что Израиль по праву владеет землями, на которые аммонитяне предъявили претензии (Суд. 11:12–28), Ифтах нанес противнику сокрушительное поражение.
К великому горю Ифтаха, навстречу ему вышла с приветствием его единственная дочь. Дочь Ифтаха беспрекословно подчинилась своей судьбе, выговорив лишь разрешение на два месяца удалиться в горы, чтобы там
История жертвоприношения дочери Ифтаха носит выраженный фольклорный характер и не может служить основанием для заключения, что человеческие жертвоприношения в Древнем Израиле были нормой.
В некоторых библейских комментариях обет интерпретируется как обет девственности. Также полагают, что дочь Ифтаха была посвящена на служение скинии.
В художественной литературе
- Данте Алигьери упомянул Ифтаха в разделе «Рай» в «Божественной комедии».
- Лион Фейхтвангер по мотивам сюжета написал роман «Ифтах и его дочь».
- Лео Таксиль по-свому рассказал историю Ифтаха в одной из глав Забавной Библии.
- Джордж Байрон написал стихотворение «Дочь Ифтаха»
- У. Шекспир упомянул Ифтаха в пьесе «Гамлет»
См. также
- Шибболет
Примечания
- ↑ Мешков З. Шофтим (ивритский текст с русским переводом и комментарием) = שופטים / перевод и редакция З. Мешкова. — Иерусалим-Киев: «Бней Давид», 2006. — 306 с. — (Первые пророки).
Ссылки
Ифтах (Иеффай) на Викискладе? |
|
|||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||
|