Помазание (ритуал посвящения)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 25: Строка 25:
-
'''Помазание Людей И Предметов Елеем''' (или другим видом оливкового масла) было широко распространено у древних израильтян, как и среди других народов Ближнего Востока. Наряду с косметическими и медицинскими целями помазание было также символическим ритуалом посвящения, и в этом аспекте оно рассматривается ниже.
+
'''Помазание''' (елеем или другим видом оливкового масла) было широко распространено у древних израильтян, как и среди других народов Ближнего Востока.  
 +
 
 +
Наряду с косметическими и медицинскими целями помазание было также символическим ритуалом посвящения, и в этом аспекте оно рассматривается ниже.
 +
 
На древнем Ближнем Востоке символическое помазание было центральной частью обряда церемониального возведения в определенный статус, в первую очередь коронации (так, в Ассирии к царю прилагался эпитет пашишу — `помазанник`). Оно сопровождало также освобождение рабыни, введение во владение имуществом, обручение невесты и т. п. У израильтян помазание использовалось в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан [[Первосвященник|первосвященника]], а первоначально — и простого жреца (см. [[Кохен]]). Ивритский термин машиах (`помазанник`) в эпоху Первого [[Храм|храма]] прилагался прежде всего к царю, особенно к основателям Израильского царства — [[Саул|Саулу]] и [[Давид|Давиду]] (позднее слово приобрело эсхатологическое значение, см. [[Мессия]]). Помазание на царство считалось действенным, даже если производилось тайно (с целью низложения прежней династии). Так [[Самуил]] помазал Давида, а посланец [[Элиша|Элиши]] — [[Иеху]]. Это было основано на вере, что вместе с помазанием на нового царя нисходит дух Божий, а прежнего покидает (I Сам. 16:13–14). Помазание первосвященника служило еще одной цели; оно обозначалось также глаголом лекаддеш (`освящать`), символизируя причащение к святыне и право осуществлять священнодействие. Помазанию подлежал не только человек, но и предметы культа (Исх. 30:24–29; 40:9–15); об этом есть свидетельства уже в древнейших частях Библии (Быт. 28:18; 31:13; 35:14).
На древнем Ближнем Востоке символическое помазание было центральной частью обряда церемониального возведения в определенный статус, в первую очередь коронации (так, в Ассирии к царю прилагался эпитет пашишу — `помазанник`). Оно сопровождало также освобождение рабыни, введение во владение имуществом, обручение невесты и т. п. У израильтян помазание использовалось в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан [[Первосвященник|первосвященника]], а первоначально — и простого жреца (см. [[Кохен]]). Ивритский термин машиах (`помазанник`) в эпоху Первого [[Храм|храма]] прилагался прежде всего к царю, особенно к основателям Израильского царства — [[Саул|Саулу]] и [[Давид|Давиду]] (позднее слово приобрело эсхатологическое значение, см. [[Мессия]]). Помазание на царство считалось действенным, даже если производилось тайно (с целью низложения прежней династии). Так [[Самуил]] помазал Давида, а посланец [[Элиша|Элиши]] — [[Иеху]]. Это было основано на вере, что вместе с помазанием на нового царя нисходит дух Божий, а прежнего покидает (I Сам. 16:13–14). Помазание первосвященника служило еще одной цели; оно обозначалось также глаголом лекаддеш (`освящать`), символизируя причащение к святыне и право осуществлять священнодействие. Помазанию подлежал не только человек, но и предметы культа (Исх. 30:24–29; 40:9–15); об этом есть свидетельства уже в древнейших частях Библии (Быт. 28:18; 31:13; 35:14).
[[Талмуд]] утверждает, что священный елей для помазания был приготовлен только однажды в еврейской истории [[Моисей|Моисеем]] (ср. Исх. 30:31–33), и этого елея хватило для всех ритуалов помазания от [[Аарон|Аарона]] до того времени, когда царь [[Иошияху]] спрятал его остаток. Таким образом после Иошияху елей не использовался для помазания царей и первосвященников, и это — одно из пяти отличий Первого храма от Второго.
[[Талмуд]] утверждает, что священный елей для помазания был приготовлен только однажды в еврейской истории [[Моисей|Моисеем]] (ср. Исх. 30:31–33), и этого елея хватило для всех ритуалов помазания от [[Аарон|Аарона]] до того времени, когда царь [[Иошияху]] спрятал его остаток. Таким образом после Иошияху елей не использовался для помазания царей и первосвященников, и это — одно из пяти отличий Первого храма от Второго.

Версия 10:52, 7 октября 2012


Эта статья была импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и еще не обработана




Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Помазание (елеем или другим видом оливкового масла) было широко распространено у древних израильтян, как и среди других народов Ближнего Востока.

Наряду с косметическими и медицинскими целями помазание было также символическим ритуалом посвящения, и в этом аспекте оно рассматривается ниже.

На древнем Ближнем Востоке символическое помазание было центральной частью обряда церемониального возведения в определенный статус, в первую очередь коронации (так, в Ассирии к царю прилагался эпитет пашишу — `помазанник`). Оно сопровождало также освобождение рабыни, введение во владение имуществом, обручение невесты и т. п. У израильтян помазание использовалось в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан первосвященника, а первоначально — и простого жреца (см. Кохен). Ивритский термин машиах (`помазанник`) в эпоху Первого храма прилагался прежде всего к царю, особенно к основателям Израильского царства — Саулу и Давиду (позднее слово приобрело эсхатологическое значение, см. Мессия). Помазание на царство считалось действенным, даже если производилось тайно (с целью низложения прежней династии). Так Самуил помазал Давида, а посланец ЭлишиИеху. Это было основано на вере, что вместе с помазанием на нового царя нисходит дух Божий, а прежнего покидает (I Сам. 16:13–14). Помазание первосвященника служило еще одной цели; оно обозначалось также глаголом лекаддеш (`освящать`), символизируя причащение к святыне и право осуществлять священнодействие. Помазанию подлежал не только человек, но и предметы культа (Исх. 30:24–29; 40:9–15); об этом есть свидетельства уже в древнейших частях Библии (Быт. 28:18; 31:13; 35:14). Талмуд утверждает, что священный елей для помазания был приготовлен только однажды в еврейской истории Моисеем (ср. Исх. 30:31–33), и этого елея хватило для всех ритуалов помазания от Аарона до того времени, когда царь Иошияху спрятал его остаток. Таким образом после Иошияху елей не использовался для помазания царей и первосвященников, и это — одно из пяти отличий Первого храма от Второго. После помазания Аарона и его сыновей обряд проходили только первосвященники, даже наследники своего помазанного отца; для простых священников оставался ритуал помазания лишь на время войны (Талмуд имеет в виду стих Втор. 20:2). Согласно Талмуду, лишь те цари Давидова дома (см. Давид), чьи права на трон оспаривались или вызывали сомнения, проходили помазание; когда же наследование не вызывало разногласий, помазание не производилось. Так, Соломон был помазан вследствие претензий на престол со стороны Адонии (I Ц. 1:39), Иоаш — из-за Аталии (II Ц. 11:12), а Иехоахаз — вследствие того, что Иехоаким был двумя годами старше его (II Ц. 23:30). Цари Северного Израильского царства проходили обряд помазания не елеем, а бальзамом и тоже лишь тогда, когда их права на наследование престола были сомнительны или оспаривались. О применении елея (или подобного масла) при ритуальном очищении см. Проказа.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПОМАЗАНИЕ людей и предметов елеем в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация