Джолсон, Эл
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (переименовал «Джолсон, Эл (ЭЕЭ)» в «Джолсон, Эл»: Обработано) |
Версия 09:44, 6 октября 2012
Источник: | ||||||||
|
Эл Джолсон | |
Дата рождения | |
---|---|
Страна |
{{Флагификация/ США | Флагификация/флагификация | variant = | размер = }} |
Профессии |
актёр, певец |
Жанры |
водевиль, джаз, эстрада |
Псевдонимы |
The World’s Greatest Entertainer |
Официальный сайт |
Эл Джолсон (англ. Al Jolson; наст. имя Аса Йоэлсон (идиш - אַסאַ יואלסאָן); 26 мая 1886, Ковенская губерния, Российская империя — 23 октября 1950, Сан-Франциско, США) — американский артист, певец и киноактер, стоявший у истоков популярной музыки США.
Содержание |
Биография
Выдающийся шоумен родился в литовском местечке Средник и носил имя Аса Йоэлсон.
В 1891 году его отец Моше Йоэльсон, раввин и кантор, поехал в Нью-Йорк. В 1894 году он смог вызвать в США свою жену Наоми и четырёх детей. Когда они приехали, он стал работать в синагоге Талмуд Тора в вашингтонском квартале Вотерфронт.[1] Написание фамилии было изменено на Yoelson.
Начало артистической карьеры
Во время Испано-американской войны Эл с братом выступали с музыкальными ревю для солдат действующей армии.
С детских лет мечтая об актерской карьере, в 1899 г. Джолсон дебютировал в спектакле «Дети гетто» (по И. Зангвилу), который был показан во многих городах Америки; в дальнейшем принимал участие в представлениях так называемых менестрельных передвижных групп, выступавших в жанре варьете.
Варьете-номера в гриме негра
В начале XX-го века Джолсон разработал фирменные черты своего сценического стиля: псевдооперную манеру исполнения, экспрессивную жестикуляцию, непринуждённое общение с аудиторией, вкрапления художественного свиста. Избрав себе амплуа артиста менестрель-шоу, он на свои выступления выходил в гриме «под негра».
Его лозунгом была фраза: «Вы ещё даже ничего не слышали!» («You ain’t heard nothin' yet!») К двадцатым годам вся Америка говорила о харизме молодого исполнителя; его дар установить психологический контакт с любой аудиторией отмечал в своих воспоминаниях Чарли Чаплин.
После удачного исполнения в 1904 г. комической роли негра-санитара в скетче «Всего понемногу» Р. Шилдса Джолсон стал появляться на сцене в образе чернокожего американца. Первый большой успех пришел к актеру в 1909 г., когда он получил приглашение в одну из лучших групп Л. Докстадера, с которой в течение недели выступал в «Гранд-опера» в Нью-Йорке.
В 1911 г., сыграв в бродвейском шоу «Прекрасный Париж» комическую роль приехавшего в Европу чернокожего аристократа, Джолсон стал звездой американской эстрады. Критика называла его артистом-медиатором, который, объединив в своем творчестве традиции различных этнических групп, способствовал созданию уникальной космополитической культуры Нью-Йорка.
Исследователь вклада евреев в американское искусство М. Александер определяет деятельность Джолсона как культурную революцию, совершенную одиночкой, сумевшим превратить комические спектакли-ревю в высокое театральное искусство.
В 1920-е годы шоу и мюзиклы Джолсона (некоторые из них на музыку Джорджа Гершвина) слыли одной из главных изюминок нью-йоркского Бродвея. Его представления — впервые в истории театра — прерывались криками восторга со стороны аудитории, продолжительность которых достигала сорока пяти минут, а отдельные песни (такие как «Avalon») исполнялись в дальнейшем многими другими артистами. Например стоит отметить их совместную работу с юной испанской певицей Кончей Пикер.
Песни
Джолсон считался непревзойденным исполнителем эстрадной песни, его умение «сыграть» песню и мастерство драматического интонирования не имели себе равных.
В 1910–20-х гг. он играл ведущие роли в бродвейских мюзиклах «Робинзон Крузо» (1916), «Синдбад» (1918), «Бомбо» (1921), «Большой мальчик» (1925) и др.; исполненные им в фольклорно-джазовой манере песни «Моя мамочка», «Куда субботним вечером отправляются Робинзон Крузо и Пятница» и др. стали шлягерами американской эстрады.
Джолсон был среди первых звезд звукозаписи: в декабре 1911 года в продажу поступила его первая пластинка. Уже в 1912 г. его пластинки расходились миллионными тиражами. Точное число и объёмы продаж его пластинок до сих пор не установлены.
Звуковое кино
В 1927 г. Джолсон дебютировал в первом звуковом фильме "Певец джаза" (режиссер А. Кросленд), где сыграл роль еврейского певца, ставшего звездой американского джаза. В сюжете были использованы некоторые факты биографии Джолсона.
Фильм по кассовым сборам обошёл лучшие образцы немого кино. Несмотря на название ленты, к джазу джолсоновская манера пения имела весьма опосредованное отношение — источником его вдохновения был водевиль рубежа веков.
Фильм, построенный на контрасте между скорбной и торжественной еврейской литургической музыкой и негритянскими спиричуэлс и джазом, стал поводом для общественной дискуссии о расизме, проблемах сохранения национальной культуры и ассимиляции.
Многие обращали внимание на сходство минорных тонов еврейской музыки и негритянских мелодий. Другие утверждали, что парадоксальное стремление еврейского артиста превратиться в чернокожего певца выражало желание значительной части еврейской молодежи преодолеть национальную замкнутость и стать американцами.
Споры вокруг фильма и его центрального персонажа сделали Джолсона символической фигурой американской еврейской культуры.
Звездой американского кино Джолсон стал после фильма «Поющий дурачок» (1928, режиссер Л. Бэкон). В 1930-е гг. актер почти не появлялся на театральной сцене, основным местом деятельности Джолсон был Голливуд, где снимались киноверсии его бродвейских мюзиклов. Трагикомический скетч Джолсона «На осле в небеса» в фильме «Волшебный бар» (1934, режиссер Л. Бэкон) был признан шедевром актерского искусства.
В 1932 г. Джолсон создал собственную радиопрограмму. В тридцатые годы выступления с зачернённым гримом лицом вышли из моды: сторонников этой техники обвиняли в латентном расизме. В 1940 стареющий Джолсон ушёл с бродвейских подмостков работать на радио.
Во время Второй мировой войны и после неё
В годы Второй мировой войны он выступал перед американскими солдатами на фронте. Под конец войны певец заболел малярией и должен был прекратить фронтовые гастроли.
Новый виток его славы был связан с выходом фильмов «История Джолсона («The Jolson Story»)» (1946, режиссер А. Грин) и «Джолсон снова поет» (1949, режиссер Г. Левин), где в роли Джолсона снялся Л. Паркс, а песни прозвучали в исполнении самого Джолсона. Исполнитель роли Джолсона в фильме «The Jolson Story» был представлен к премии «Оскар».
В начале войны в Корее Джолсон снова поехал петь для солдат. В 1950 году Джолсон скончался от обширного сердечного приступа.
На аллее славы Голливуда имеются три звезды в память о «величайшем эстрадном артисте мира», как величала Джолсона американская пресса. За вклад в развитие индустрии кино - 6600, за вклад в развитие идустрии радио - 6700, и за вклад в развитие индустрии музыки - 1700.
Личная жизнь
С 1928 по 1940 год Эл Джолсон был женат на актрисе Руби Килер.
Интересные факты
- Эл Джолсон — любимый актёр Чарльза Монтгомери Бёрнса из мультсериала «Симпсоны». Этот персонаж верит, что Эл Джолсон жив до сих пор.
- Джолсон был один из наиболее старых исполнителей, ездивших на фронт петь для солдат во время Второй мировой войны. К началу вступления США в войну Джолсону было 55 лет.
Источники
- КЕЭ, том Доп.3, кол. 143–144
- Статья "Al Jolson" в английском разделе Википедии
Примечания
- ↑ Freedland, Michael. Al Jolson (1972)
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ДЖОЛСОН Эл в ЭЕЭ