Розенблат, Йосеф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (добавлена категория «Кино Израиля» с помощью HotCat) |
|||
Строка 54: | Строка 54: | ||
В 1928 году он подписал контракт с Первой конгрегацией ''Аншей Сфарад'' в [[бруклин]]ском Боро-парке. | В 1928 году он подписал контракт с Первой конгрегацией ''Аншей Сфарад'' в [[бруклин]]ском Боро-парке. | ||
+ | |||
+ | Розенблатт помогал начинающим в Америке еврейским певцам, например, [[Малавский, Шмуэль|Шмуэлю Малавскому]]. | ||
Особенно популярными в исполнении Розенблата были [[Молитва|молитвы]] «Бе-шув Адонай эт шиват Цион», «У-ми-пней хатаэйну», «Ке-рахем ав ал баним», «Хаббет ми-шамаим у-реэ» и другие. | Особенно популярными в исполнении Розенблата были [[Молитва|молитвы]] «Бе-шув Адонай эт шиват Цион», «У-ми-пней хатаэйну», «Ке-рахем ав ал баним», «Хаббет ми-шамаим у-реэ» и другие. | ||
Строка 59: | Строка 61: | ||
Розенблат исполнял также народные и эстрадные песни на [[идиш]]е и английском языке. | Розенблат исполнял также народные и эстрадные песни на [[идиш]]е и английском языке. | ||
- | Розенблат пел за кадром в первом звуковом кинофильме «Певец джаза» (1927), где главную роль играл [[Джолсон, Эл|Эл Джолсон]] и был прозван "Еврейский Карузо". <ref name=NYT /> | + | Розенблат пел за кадром в первом звуковом кинофильме «Певец джаза» (1927), где главную роль играл [[Джолсон, Эл|Эл Джолсон]] и был прозван "Еврейский Карузо".<ref name=NYT /> |
- | + | ||
- | + | ||
=== Эрец Исраэль === | === Эрец Исраэль === | ||
В начале 1930-х гг. Розенблат приехал в [[Эрец-Исраэль]]; пел в синагогах [[Иерусалим]]а, [[Тель-Авив]]а, [[Цфат]]а и других городов, снимался в фильмах (см. [[Кино. Кино на идиш]]). | В начале 1930-х гг. Розенблат приехал в [[Эрец-Исраэль]]; пел в синагогах [[Иерусалим]]а, [[Тель-Авив]]а, [[Цфат]]а и других городов, снимался в фильмах (см. [[Кино. Кино на идиш]]). | ||
+ | |||
+ | Он умер 19 июня 1933 года в [[Иерусалим]]е. Похоронен на [[Масличная гора|Масличной горе]]. | ||
== Вокальные данные == | == Вокальные данные == | ||
Розенблат обладал редким по красоте и диапазону (две с половиной октавы) лирическим (по мнению некоторых, лирико-колоратурным) тенором. Его вокальная техника, владение виртуозными приемами пения, выразительность и эмоциональность исполнения считаются непревзойденными. | Розенблат обладал редким по красоте и диапазону (две с половиной октавы) лирическим (по мнению некоторых, лирико-колоратурным) тенором. Его вокальная техника, владение виртуозными приемами пения, выразительность и эмоциональность исполнения считаются непревзойденными. | ||
- | + | Его техника в речитатив были уникальными. Специалисты были поражены удивительной точностью исполнения на высоких скоростях. | |
- | + | ||
- | + | ''Артуро Тосканини'' предложил ему главную партию в опере [[Галеви, Фроманталь|Ѓалеви]] [[Иудейка (опера)|"Иудейка" ("Дочь кардинала")]], но Розенблатт не счёл возможным совмещать работу в опере с работой [[хазан]]а и отказался. Одной из причин отказа была необходимость петь в опере по субботам, о чём он знал из опыта переговоров с Чикагским оперным театром. | |
- | + | Розенблатт переписывался с многими выдающимися певцами своего времени. Однажды ''Энрико Карузо'', который слушал выступление Розенблатта, так разволновался, что вышел на сцену и поцеловал его. | |
- | Он был | + | == Наследие == |
+ | Розенблатт, возможно, оказал наибольшее влияние на "Золотой век" канторской музыки. Он сделал её более структурированной, в дозированном стиле. Розенблатт был пионером в использовании нескольких певческих методов, которые впоследствии были приняты канторами по всему миру. Среди них "[[крехц]]", или рыдание, когда он намеренно позволял своему голосу ломаться, чтобы передать эмоцию в песне. Он также разработал реалистичный сопрано-фальцет как метод ослабления нагрузки на его перегруженный голос. | ||
- | + | Розенблатт был плодовитым композитором, больше чем сто восемьдесят его произведений сохранились. Он сочинил множество [[синагога]]льных мелодий (изданы под общим заголовком «Тфилот Иосеф» в 1907 г. и 1927 г.), тесно связанных с традициями восточноевропейского канторского искусства. Некоторые из них, например, [[Кдушша]], отличаются художественным совершенством. | |
- | + | Большой популярностью пользуются записи пения Розенблата - от старинных пластинок до современных компает-дисков.<ref>[http://faujsa.fau.edu/jsa/artist_album.php?artist=rosenblatt_josef Собрание дисков Йоселе Розенблатта на сайте Музыкального еврейского архива Флоридского атлантического университета]</ref> В последние годы в [[Нью-Йорк]]е вышло собрание из трёх его дисков, восстановленных со старых пластинок, под названием "Од Йосеф хай" (Йосеф ещё жив).<ref name=NYT /> | |
- | + | Среди правнуков Розенблатта [[Розен, Джонатан|раввин д-р Джонатан Розен]] из Ривердейлского еврейского центра<ref>[http://www.chazzanut.com/articles/rosenblatt-2.html Yossele Rosenblatt, 1882—1933, The remarkable career of Cantor Rosenblatt, By David Olivestone]</ref> и [[раввин]] [[Розенблатт, Эндрю|Эндрю Розенблатт]] из общины Шаар hа-Цедек в [[Ванкувер]]е. | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Источники и ссылки == | == Источники и ссылки == | ||
Строка 111: | Строка 109: | ||
[[Категория:Евреи в Европе]] | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
[[Категория:Евреи в США/Канаде]] | [[Категория:Евреи в США/Канаде]] | ||
- | [[Категория:Умершие в Иерусалиме]] | + | [[Категория:Умершие в Израиле]] |
+ | [[Категория:Похороненные в Иерусалиме]] | ||
[[Категория:Кино Израиля]] | [[Категория:Кино Израиля]] | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
{{ElevenCopyRight|13555|РОЗЕНБЛАТ Иосеф}} | {{ElevenCopyRight|13555|РОЗЕНБЛАТ Иосеф}} | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- |
Версия 08:21, 6 октября 2012
Регулярная исправленная статья | |
Йоселе Розенблат | |
יאסעלע ראזענבלאט | |
Файл:JRosenblatt.JPG | |
Йоселе Розенблат в Америке | |
---|---|
Род деятельности: |
кантор и композитор |
Дата рождения: |
9 мая 1882 |
Место рождения: |
Белая Церковь,Киевская губерния |
Гражданство: |
США |
Дата смерти: |
19 июня 1933 (51 год) |
Место смерти: |
Йосэлэ (Иосеф) Розенбла́т (идиш יאסעלע ראזענבלאט; в США — Джозеф; Rosenblatt, Josef; 9 мая 1882 (по другим источникам, 1880), Белая Церковь, Украина — 19 июня 1933, Иерусалим) — хазан (кантор) и сочинитель синагогальной музыки. Считался величайшим кантором начала XX века.[1]
Содержание |
Биография
Его отец был с 1887 г. кантором в местечке Садгора близ Черновиц. Канторами были его предки во многих поколениях.[1]
С детских лет проявились незаурядные певческие способности Розенблата. Отец сделал его своим помощником — хазендл (`маленький хазан`), и до 18-летнего возраста Розенблат вместе с ним выступал в синагогах и концертных залах многих стран Европы. Никакой официальной музыкальной школы он не кончал.
В 1899 г. он получил свою первую должность хазана в Мукачево (тогда Австро-Венгрия); с 1901 г. Розенблат жил в Братиславе, с 1906 г. — в Гамбурге.
США
В 1912 г. эмигрировал в США и был принят хазаном в синагогу нью-йоркской конгрегации «Охев цедек» в Гарлеме.[1] Он работал там до 1927 года, затем уволился и отправился на гастроли в Чикаго и Детройт.
Гастролировал с огромным успехом по городам США, исполняя традиционные хасидские мелодии и синагогальную музыку, в том числе собственные сочинения, а также нерелигиозные классические произведения. В Вашингтоне он встретился с президентом Кулиджем.
В 1928 году он подписал контракт с Первой конгрегацией Аншей Сфарад в бруклинском Боро-парке.
Розенблатт помогал начинающим в Америке еврейским певцам, например, Шмуэлю Малавскому.
Особенно популярными в исполнении Розенблата были молитвы «Бе-шув Адонай эт шиват Цион», «У-ми-пней хатаэйну», «Ке-рахем ав ал баним», «Хаббет ми-шамаим у-реэ» и другие.
Розенблат исполнял также народные и эстрадные песни на идише и английском языке.
Розенблат пел за кадром в первом звуковом кинофильме «Певец джаза» (1927), где главную роль играл Эл Джолсон и был прозван "Еврейский Карузо".[1]
Эрец Исраэль
В начале 1930-х гг. Розенблат приехал в Эрец-Исраэль; пел в синагогах Иерусалима, Тель-Авива, Цфата и других городов, снимался в фильмах (см. Кино. Кино на идиш).
Он умер 19 июня 1933 года в Иерусалиме. Похоронен на Масличной горе.
Вокальные данные
Розенблат обладал редким по красоте и диапазону (две с половиной октавы) лирическим (по мнению некоторых, лирико-колоратурным) тенором. Его вокальная техника, владение виртуозными приемами пения, выразительность и эмоциональность исполнения считаются непревзойденными.
Его техника в речитатив были уникальными. Специалисты были поражены удивительной точностью исполнения на высоких скоростях.
Артуро Тосканини предложил ему главную партию в опере Ѓалеви "Иудейка" ("Дочь кардинала"), но Розенблатт не счёл возможным совмещать работу в опере с работой хазана и отказался. Одной из причин отказа была необходимость петь в опере по субботам, о чём он знал из опыта переговоров с Чикагским оперным театром.
Розенблатт переписывался с многими выдающимися певцами своего времени. Однажды Энрико Карузо, который слушал выступление Розенблатта, так разволновался, что вышел на сцену и поцеловал его.
Наследие
Розенблатт, возможно, оказал наибольшее влияние на "Золотой век" канторской музыки. Он сделал её более структурированной, в дозированном стиле. Розенблатт был пионером в использовании нескольких певческих методов, которые впоследствии были приняты канторами по всему миру. Среди них "крехц", или рыдание, когда он намеренно позволял своему голосу ломаться, чтобы передать эмоцию в песне. Он также разработал реалистичный сопрано-фальцет как метод ослабления нагрузки на его перегруженный голос.
Розенблатт был плодовитым композитором, больше чем сто восемьдесят его произведений сохранились. Он сочинил множество синагогальных мелодий (изданы под общим заголовком «Тфилот Иосеф» в 1907 г. и 1927 г.), тесно связанных с традициями восточноевропейского канторского искусства. Некоторые из них, например, Кдушша, отличаются художественным совершенством.
Большой популярностью пользуются записи пения Розенблата - от старинных пластинок до современных компает-дисков.[2] В последние годы в Нью-Йорке вышло собрание из трёх его дисков, восстановленных со старых пластинок, под названием "Од Йосеф хай" (Йосеф ещё жив).[1]
Среди правнуков Розенблатта раввин д-р Джонатан Розен из Ривердейлского еврейского центра[3] и раввин Эндрю Розенблатт из общины Шаар hа-Цедек в Ванкувере.
Источники и ссылки
- КЕЭ, том 7, кол. 258–259
- Биография Йосселэ Розенблата
- Статья "Yossele Rosenblatt" в английском разделе Википедии
- Yossele Rosenblatt, Selected Recitatives (sheet music)
- David Olivestone: Standing Room Only. The Remarkable Career of Cantor Yossele Rosenblatt
- First Chazzanut Online article on "Yosef (Yossele) Rosenblatt"
- Second Chazzanut Online article on "Yosef (Yossele) Rosenblatt"
- "The Man with the $50,000 Beard: How a cantor became an American music legend"
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Berger, Joseph. Bit by Electronic Bit, a Cantor’s Voice Is Restored, New York Times (July 20, 2010). Проверено 20 июля 2010. «He was called the Jewish Caruso. ... Mr. Rosenblatt, who died in 1933, was regarded as the greatest cantor of his time. ... Mr. Rosenblatt was born in Russia in 1882 and toured Eastern Europe as a child prodigy. In 1912 he immigrated to the United States and became the cantor at Ohab Zedek ...»
- ↑ Собрание дисков Йоселе Розенблатта на сайте Музыкального еврейского архива Флоридского атлантического университета
- ↑ Yossele Rosenblatt, 1882—1933, The remarkable career of Cantor Rosenblatt, By David Olivestone
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья РОЗЕНБЛАТ Иосеф в ЭЕЭ