м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Пиккуах нефеш (спасение человеческой жизни)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Пиккуах нефеш''' (פִּקּוּחַ נֶפֶשׁ, `спасение жизни`, `забота о сохранении жизни`).
| + | |
- | | + | |
- | == Сущность ==
| + | |
- |
| + | |
- | Раввинистическое понятие, обозначающее долг спасения человеческой жизни, когда ей угрожает опасность.
| + | |
- | | + | |
- | Опасность может быть непосредственной (например, в случае тяжелой болезни, аварии, войны и т. п.) — сакканат нефашот (`угроза жизни`) или гипотетической (например, в случае, когда болезнь не кажется серьезной, однако существует возможность неблагоприятного развития) — сафек сакканат нефашот (`возможная угроза жизни`).
| + | |
- | == Приоритет пиккуах нефеш ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Мицва]] пиккуах нефеш выводится [[Талмуд|Талмудом]] (Санх. 73а) из принятого толкования части библейского стиха: «Не стой [в бездействии] при виде крови ближнего твоего» (Лев. 19:16); она важнее выполнения многих предписаний и законов, включая соблюдение [[Суббота|субботы]]: пиккуах нефеш дохе эт hа-шаббат (`спасение жизни отстраняет субботу`; Иома 85а). | + | |
- | | + | |
- | Следует быть более внимательным в вопросе угрозы здоровью и жизни, нежели в вопросе соблюдения ритуальных законов (Хул. 10а).
| + | |
- | | + | |
- | Законоучители интерпретируют стих «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив» (Лев. 18:5) в том смысле, что человек должен «жить» этими постановлениями, а не умереть из-за того, что они были соблюдены (Иома 85б; Санх. 74а).
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде обсуждаются проблемы, с которыми сталкивается человек, когда ему приходится выбирать между спасением своей жизни и жизни ближнего.
| + | |
- | | + | |
- | Приводится пример двух людей в пустыне, имеющих запас воды, который достаточен лишь для одного.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя часть законоучителей считала, что ни один из двоих не должен пытаться спасти свою жизнь за счет другого и что воду следует делить поровну, возобладало мнение рабби [[Акива|Акивы]]: следует спасать жизнь одного из двоих, а не делить воду.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь в тех случаях, когда предстоит выбор между смертью и [[Идолопоклонство|идолопоклонством]], запретной половой связью гиллуй арайот (см. [[Половая Жизнь Рассматривается В|Половая жизнь]]) или убийством, следует предпочесть смерть (Санх. 74а–б).
| + | |
- | | + | |
- | Смерть следует также предпочесть в случае, когда альтернативой является публичное (в присутствии [[Миньян|миньяна]]) нарушение религиозного закона, которое может быть истолковано как [[Отступничество|отступничество]] (там же и другие), а также в случае запрета властями исповедовать иудаизм. Во всех других случаях пиккуах нефеш имеет приоритет (там же).
| + | |
- | | + | |
- | В субботу или в праздник следует оказывать больному медицинскую и другую помощь, даже гасить свет, чтобы больной спал.
| + | |
- | | + | |
- | Так же следует поступать, и когда существует лишь сафек сакканат нефашот (Иома 8:6, 84б). Лишь когда болезнь или травма незначительны, нарушение субботы следует сводить к минимуму.
| + | |
- | | + | |
- | Те, кто оказывают медицинскую помощь или как-либо защищают жизнь человека в субботу, считаются достойными высшей похвалы (Ш. Ар. ОХ. 328:12–13; 329:6–9).
| + | |
- | | + | |
- | Если тяжело больной нуждается в свежей пище в субботу, следует зарезать животное в соответствии с правилами [[Кашрут|кашрута]]; если же для излечения больного необходима некашерная пища, ему следует позволить есть ее (Ш. Ар. ОХ. 328).
| + | |
- | | + | |
- | Женщина считается серьезно больной в течение трех дней после родов, и если один из этих дней приходится на субботу, то для облегчения ее положения позволено нарушать субботу, в том числе зажигать огонь, чтобы дать ей согреться.
| + | |
- | | + | |
- | Больным запрещено поститься в [[Иом-Киппур]], если пост может нанести ущерб их здоровью или помешать выздоровлению.
| + | |
- | | + | |
- | Человека, потерявшего сознание в результате поста в этот день, следует накормить любой имеющейся в распоряжении пищей, даже некашерной (Иома 8:6; Ш. Ар. ОХ. 618).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|13213|ПИККУАХ НЕФЕШ}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
| + | |