Пинскер, Леон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Пинскер, Леон (ЭЕЭ)» в «Пинскер, Леон»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Пинскер, Леон''' (Лев Семенович, Иехуда Лейб; 1821, Томашполь, Волынская губерния, – 1891, Одесса), общественный деятель, лидер движения [[Ховевей Цион]]. Получил начальное образование под руководством своего отца, известного археолога Симхи Пинскера, (1801–64), в школе, созданной им в [[Одесса|Одессе]]. Был одним из первых евреев, окончивших Ришельевский лицей в Одессе (впоследствии — Новороссийский университет) со степенью кандидата прав. В конце 1840-х гг. окончил медицинский факультет Московского университета и поселился в Одессе. В 1856 г., во время Крымской войны работал врачом в военных госпиталях. Был одним из основателей еженедельника [[«Рассвет»]] (редактор [[Рабинович, Осип Аронович|О. Рабинович]]). В то время Пинскер был сторонником распространения просвещения среди евреев и их [[Ассимиляция|ассимиляции]] в русской среде. Однако [[Погромы|погромы]], разразившиеся на юге России в 1871 г. и особенно в 1881 г., и антисемитская политика властей заставили его пересмотреть свои взгляды. В 1882 г. Пинскер издал в [[Берлин|Берлине]] на немецком языке ставшую знаменитой (особенно в кругах Ховевей Цион) брошюру «Автоэмансипация» (русский перевод [[Гессен, Юлий Исидорович|Ю. Гессена]], СПб., 1898). В своей брошюре Пинскер во многом использовал идеи [[Гесс|М. Гесса]] и [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]], однако никогда прежде они не были выражены с такой последовательностью и с таким пламенным энтузиазмом. В отличие от своих предшественников, рассматривавших «еврейский вопрос» как духовный кризис, Пинскер подчеркивал бедственное состояние еврейских масс и их униженное, ненормальное положение в странах рассеяния как всюду чуждой этнической группы, не поддающейся ассимиляции и не имеющей своей родины. Единственным решением этой проблемы Пинскер считал автоэмансипацию, то есть приобретение еврейским народом собственной территории. Он пытался даже созвать Всемирный конгресс с целью выделения территории гонимому народу и организации эмиграции из России и Восточной Европы; в этом отношении он предвосхитил идеи [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]]. В брошюре Пинскер анализировал также социальные и психологические корни [[Антисемитизм|антисемитизма]]. Вскоре после выхода в свет «Автоэмансипации» Пинскер пришел к выводу, что в силу исторических причин наиболее подходящая территория для возрождения еврейского народа — это [[Эрец-Исраэль]]. С того времени Пинскер стал активным пропагандистом идей Ховевей Цион. Он был одним из инициаторов и председателем [[Катовицкий Съезд|Катовицкого съезда]] (1884), на котором сформулировал идею палестинофильского движения как возвращения евреев к сельскохозяйственному труду и создания в Эрец-Исраэль еврейской сельскохозяйственной базы. Хотя на съезде было решено перенести центр движения из России в один из зарубежных городов, где существовала возможность легальной деятельности, главный его центр, руководимый Пинскером, остался в Одессе. В 1890 г. [[Цедербаум, Александр Осипович|А. Цедербауму]] удалось добиться его легализации. Так возникло Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине, или [[Одесский Комитет|Одесский комитет]], председателем которого стал Пинскер. В начале 1891 г. наметилась активизация еврейской иммиграции в Эрец-Исраэль, но турецкие власти запретили ее, что привело к кризису поселенческого движения. В эти последние дни своей жизни Пинскер пришел к заключению, что деятельность барона [[Гирш|М. де Гирша]] по созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в [[Аргентина|Аргентине]] может стать решением проблемы, в то время как Эрец-Исраэль останется лишь духовным центром народа.
+
'''Пинскер, Леон''' (Лев Семенович, Иехуда Лейб; 1821, Томашполь, Волынская губерния, – 1891, Одесса), общественный деятель, лидер движения [[Ховевей Цион]].  
 +
== Биографические сведения ==
 +
 
 +
Получил начальное образование под руководством своего отца, известного археолога Симхи Пинскера, (1801–64), в школе, созданной им в [[Одесса|Одессе]].  
 +
 
 +
Был одним из первых евреев, окончивших Ришельевский лицей в Одессе (впоследствии — Новороссийский университет) со степенью кандидата прав.  
 +
 
 +
В конце 1840-х гг. окончил медицинский факультет Московского университета и поселился в Одессе. В 1856 г., во время Крымской войны работал врачом в военных госпиталях.  
 +
 
 +
Был одним из основателей еженедельника [[«Рассвет»]] (редактор [[Рабинович, Осип Аронович|О. Рабинович]]). В то время Пинскер был сторонником распространения просвещения среди евреев и их [[Ассимиляция|ассимиляции]] в русской среде.  
 +
 
 +
Однако [[Погромы|погромы]], разразившиеся на юге России в 1871 г. и особенно в 1881 г., и антисемитская политика властей заставили его пересмотреть свои взгляды.  
 +
== Выделение территории еврейскому народу ==
 +
 
 +
В 1882 г. Пинскер издал в [[Берлин|Берлине]] на немецком языке ставшую знаменитой (особенно в кругах Ховевей Цион) брошюру «Автоэмансипация» (русский перевод [[Гессен, Юлий Исидорович|Ю. Гессена]], СПб., 1898).  
 +
 
 +
В своей брошюре Пинскер во многом использовал идеи [[Гесс|М. Гесса]] и [[Смоленскин, Перец|П. Смоленскина]], однако никогда прежде они не были выражены с такой последовательностью и с таким пламенным энтузиазмом.  
 +
 
 +
В отличие от своих предшественников, рассматривавших «еврейский вопрос» как духовный кризис, Пинскер подчеркивал бедственное состояние еврейских масс и их униженное, ненормальное положение в странах рассеяния как всюду чуждой этнической группы, не поддающейся ассимиляции и не имеющей своей родины.  
 +
 
 +
Единственным решением этой проблемы Пинскер считал автоэмансипацию, то есть приобретение еврейским народом собственной территории. Он пытался даже созвать Всемирный конгресс с целью выделения территории гонимому народу и организации эмиграции из России и Восточной Европы; в этом отношении он предвосхитил идеи [[Герцль, Теодор|Т. Герцля]].  
 +
 
 +
В брошюре Пинскер анализировал также социальные и психологические корни [[Антисемитизм|антисемитизма]]. Вскоре после выхода в свет «Автоэмансипации» Пинскер пришел к выводу, что в силу исторических причин наиболее подходящая территория для возрождения еврейского народа — это [[Эрец-Исраэль]]. С того времени Пинскер стал активным пропагандистом идей Ховевей Цион. Он был одним из инициаторов и председателем [[Катовицкий Съезд|Катовицкого съезда]] (1884), на котором сформулировал идею палестинофильского движения как возвращения евреев к сельскохозяйственному труду и создания в Эрец-Исраэль еврейской сельскохозяйственной базы. Хотя на съезде было решено перенести центр движения из России в один из зарубежных городов, где существовала возможность легальной деятельности, главный его центр, руководимый Пинскером, остался в Одессе. В 1890 г. [[Цедербаум, Александр Осипович|А. Цедербауму]] удалось добиться его легализации. Так возникло Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине, или [[Одесский Комитет|Одесский комитет]], председателем которого стал Пинскер. В начале 1891 г. наметилась активизация еврейской иммиграции в Эрец-Исраэль, но турецкие власти запретили ее, что привело к кризису поселенческого движения. В эти последние дни своей жизни Пинскер пришел к заключению, что деятельность барона [[Гирш|М. де Гирша]] по созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в [[Аргентина|Аргентине]] может стать решением проблемы, в то время как Эрец-Исраэль останется лишь духовным центром народа.
В 1934 г. останки Пинскера были перенесены в пещеру Никанора на горе Скопус в [[Иерусалим|Иерусалиме]]. Поселение Нахалат-Иехуда (основано в 1914 г.) близ [[Ришон-Ле-Цион|Ришон-ле-Циона]] названо в его честь.
В 1934 г. останки Пинскера были перенесены в пещеру Никанора на горе Скопус в [[Иерусалим|Иерусалиме]]. Поселение Нахалат-Иехуда (основано в 1914 г.) близ [[Ришон-Ле-Цион|Ришон-ле-Циона]] названо в его честь.

Версия 20:17, 1 октября 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Пинскер, Леон (Лев Семенович, Иехуда Лейб; 1821, Томашполь, Волынская губерния, – 1891, Одесса), общественный деятель, лидер движения Ховевей Цион.

Биографические сведения

Получил начальное образование под руководством своего отца, известного археолога Симхи Пинскера, (1801–64), в школе, созданной им в Одессе.

Был одним из первых евреев, окончивших Ришельевский лицей в Одессе (впоследствии — Новороссийский университет) со степенью кандидата прав.

В конце 1840-х гг. окончил медицинский факультет Московского университета и поселился в Одессе. В 1856 г., во время Крымской войны работал врачом в военных госпиталях.

Был одним из основателей еженедельника «Рассвет» (редактор О. Рабинович). В то время Пинскер был сторонником распространения просвещения среди евреев и их ассимиляции в русской среде.

Однако погромы, разразившиеся на юге России в 1871 г. и особенно в 1881 г., и антисемитская политика властей заставили его пересмотреть свои взгляды.

Выделение территории еврейскому народу

В 1882 г. Пинскер издал в Берлине на немецком языке ставшую знаменитой (особенно в кругах Ховевей Цион) брошюру «Автоэмансипация» (русский перевод Ю. Гессена, СПб., 1898).

В своей брошюре Пинскер во многом использовал идеи М. Гесса и П. Смоленскина, однако никогда прежде они не были выражены с такой последовательностью и с таким пламенным энтузиазмом.

В отличие от своих предшественников, рассматривавших «еврейский вопрос» как духовный кризис, Пинскер подчеркивал бедственное состояние еврейских масс и их униженное, ненормальное положение в странах рассеяния как всюду чуждой этнической группы, не поддающейся ассимиляции и не имеющей своей родины.

Единственным решением этой проблемы Пинскер считал автоэмансипацию, то есть приобретение еврейским народом собственной территории. Он пытался даже созвать Всемирный конгресс с целью выделения территории гонимому народу и организации эмиграции из России и Восточной Европы; в этом отношении он предвосхитил идеи Т. Герцля.

В брошюре Пинскер анализировал также социальные и психологические корни антисемитизма. Вскоре после выхода в свет «Автоэмансипации» Пинскер пришел к выводу, что в силу исторических причин наиболее подходящая территория для возрождения еврейского народа — это Эрец-Исраэль. С того времени Пинскер стал активным пропагандистом идей Ховевей Цион. Он был одним из инициаторов и председателем Катовицкого съезда (1884), на котором сформулировал идею палестинофильского движения как возвращения евреев к сельскохозяйственному труду и создания в Эрец-Исраэль еврейской сельскохозяйственной базы. Хотя на съезде было решено перенести центр движения из России в один из зарубежных городов, где существовала возможность легальной деятельности, главный его центр, руководимый Пинскером, остался в Одессе. В 1890 г. А. Цедербауму удалось добиться его легализации. Так возникло Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине, или Одесский комитет, председателем которого стал Пинскер. В начале 1891 г. наметилась активизация еврейской иммиграции в Эрец-Исраэль, но турецкие власти запретили ее, что привело к кризису поселенческого движения. В эти последние дни своей жизни Пинскер пришел к заключению, что деятельность барона М. де Гирша по созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в Аргентине может стать решением проблемы, в то время как Эрец-Исраэль останется лишь духовным центром народа.

В 1934 г. останки Пинскера были перенесены в пещеру Никанора на горе Скопус в Иерусалиме. Поселение Нахалат-Иехуда (основано в 1914 г.) близ Ришон-ле-Циона названо в его честь.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПИНСКЕР Леон в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация