Пилпул (методы дискуссий)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Комментаторы и исследователи Талмуда» с помощью HotCat) |
||
Строка 77: | Строка 77: | ||
[[Категория:Талмуд и Мидраш]] | [[Категория:Талмуд и Мидраш]] | ||
+ | [[Категория:Комментаторы и исследователи Талмуда]] |
Версия 21:08, 24 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Пилпул (פִּלְפּוּל), собирательный термин, обозначающий методы талмудических дискуссий (см. Талмуд), в частности, выявляющие тонкие правовые, концептуальные и т. п. различия. Название «пилпул» происходит от слова пилпел — `перец`, что указывает на остроту ума, проявляющуюся в подобных обсуждениях.
Содержание |
Эпоха Талмуда
В эпоху Талмуда термином пилпул обозначались логические различения, при помощи которых противоречия и текстуальные трудности устранялись посредством рассуждения (свара), результатом чего было более глубокое понимание и концептуальный анализ.
Этот метод противопоставлялся механическому заучиванию текстов (гирса), устным традициям и приемам законоучителей прошлого.
Мастера пилпула, выдвигая собственные аргументы, при этом всегда опирались на авторитет традиции; приверженцы традиционного толкования текстов выступали против мастеров пилпула, дерзкая оригинальность которых грозила увести от истины и здравого смысла (Эр. 90а).
Тем не менее, признавалось, что пилпул был необходимым средством для установления герменевтических связей (см. Герменевтика) между Устным Законом и Торой.
Пилпул также считался ценным дидактическим методом при обучении (Бр. 33б; Эр. 13а и в других местах). Члены Синедриона должны были быть мастерами пилпула (ср. Санх. 17а). Особенно славились как мастера тонкого пилпула ученые Вавилонии.
Основные задачи метода
Таким образом, талмудический пилпул выполнял три основные задачи.
Во-первых, сохранять единство между Устным Законом и Торой, которые рассматриваются в иудаизме как происходящие от единого Божественного откровения; поэтому все кажущееся противоречивым и излишним считается следствием интеллектуальной ограниченности изучающих.
Во-вторых, пилпул призван сохранять жизненность Устного Закона и Торы в их традиционных, фиксированных формах, несмотря на происходящие изменения жизни.
В-третьих, пилпул постоянно превращал изучение Торы в интеллектуальное состязание, чтобы оно не становилось рутинным и механическим (ср. Нед. 38а; Мег. 19б и в других местах).
Период гаонов
Вавилонские ученые периода гаонов продолжали использовать методы пилпула, однако в центре их внимания стояли упорядочение, редактирование и комментирование талмудических текстов.
Тринадцатый - четырнадцатый век
Новый подъем пилпула происходит в среде тосафистских школ во Франции и Германии (см. Тосафот) и в испанских школах в 13–14 вв. Методы пилпула использовались теперь для снятия противоречий между внешне взаимоисключающими или противоречащими друг другу талмудическими текстами.
Это «умничанье» встретило критику со стороны Хасидей Ашкеназ, утверждавших, что тосафисты подменяют истину оригинальностью, а Талмуд — тосафот.
Пятнадцатый - семнадцатый век век
После краткого периода упадка беспрецедентный расцвет логической дискуссии происходит в 15–16 вв. Новые методы пилпула, появившиеся в этот период, характеризуются глубоким вниманием к мельчайшим деталям галахической дискуссии (см. Галаха), как она представлена в Талмуде.
Каждое положение должно быть понято как вносящее нечто новое в обсуждение проблемы; проблема, поставленная одним законоучителем, не является выражением его сомнений или незнания, а представляет собой проверку ума и знаний его коллег и учеников.
Так как допускается, что все мудрецы Талмуда обладают одинаковой глубиной и широтой знаний, талмудический диалог рассматривается как взаимодействие различных мнений и подходов, а не серия вопросов и ответов, а сами различия в подходе возникают из-за казуистической дифференциации, а не фундаментальных противоречий, так что духовный мир Талмуда приобретает внутреннее единство и непротиворечивость.
В сфере обучения были введены различные методы пилпула, направленные на развитие интеллекта и воображения учеников.
Преподаватели на воображаемых галахических ситуациях учили учеников выносить логически обоснованные суждения, ученикам предлагалось решать галахические парадоксы и т. п.
В 16–17 вв. способность блеснуть эрудицией на публичной дискуссии была главной целью и делом чести ученика иешивы.
Опыт в пилпуле позволял раввинам выносить решения по многим новым галахическим проблемам, рождавшимся вследствие изменений в экономических и политических условиях жизни. Вместе с тем, многие выдающиеся раввины того времени резко критиковали всеобщее «помешательство» на пилпуле; не выступая против пилпула как такового, эти раввины настаивали на том, что пилпул должен служить для более глубокого понимания текста, а не становиться самоцелью и искусством ради искусства.
Восемнадцатый век
Когда к концу 18 в. методы пилпула были практически исчерпаны, новые способы изучения Торы были введены школой Виленского Гаона — Элияху бен Шломо Залмана.