Орпаз, Ицхак
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Еврейские писатели» с помощью HotCat) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (добавлена категория «Алия из Российской империи/СССР до 1967 г» с помощью HotCat) |
||
Строка 64: | Строка 64: | ||
[[Категория:Писатели по алфавиту]] | [[Категория:Писатели по алфавиту]] | ||
[[Категория:Еврейские писатели]] | [[Категория:Еврейские писатели]] | ||
+ | [[Категория:Алия из Российской империи/СССР до 1967 г]] |
Версия 19:34, 6 сентября 2012
Источник: | ||||||||
|
Орпаз, Ицхак (псевдоним; настоящая фамилия Авербух; родился в 1923 г., Зеньков, ныне в Полтавской области), израильский писатель.
Биографические сведения
Вырос в хасидской семье. В 1938 г. переехал в Эрец-Исраэль в рамках алии молодежной. Жил в киббуце Шамир.
В 1948–62 гг. был офицером кадровой службы. В 1960–62 гг. изучал литературу и философию в Тель-Авивском университете.
Творчество
Первые рассказы, объединенные впоследствии в сборник «Эсев пере» («Дикая трава», 1959; переработанное и расширенное издание, 1982), опубликовал в 1951 г. в газете «Ал hа-мишмар».
В них, как и в последующем романе «Ор беад ор» («Кожа за кожу», 1962) уже проявились характерные для его творчества элементы сюрреализма в трактовке и обрисовке политических, психологических и идеологических аспектов действительности.
Его новеллы «Мот Лисанда» («Смерть Лисанды», 1966) и «Немалим» («Муравьи», 1968), сборник рассказов «Цед цвия» («Охота на лань», 1967) и романы «Масса Даниэль» («Путешествие Даниэля», 1970) и «Ир ше-эйн ба мистор» («Город, в котором не спрячешься», 1974) — изображают хаотический мир, где нарушена причинно-следственная связь.
Герои Орпаза в поисках спасения от собственных разрушительных страстей склонны приписывать глубокий смысл незначительным, на первый взгляд, явлениям.
Сборник рассказов «Рехов hа-Томожена» («Таможенная улица», 1977), изображающих детство автора, прошедшее в маленьком еврейском местечке на Украине, ближе к реалистическому жанру и проникнут ностальгией по насыщенному духовностью быту и укладу жизни еврейского местечка.
В некоторых последующих произведениях Орпаза появляется попытка переоценки ценностей в осмыслении сути еврейства Восточной Европы до Катастрофы.
Художественная проза Орпаза в своей колоритности представляет эту попытку на различных уровнях и, таким образом, по самой своей сущности не позволяет читателю прийти к однозначным выводам.
Однако симпатии автора весьма ярко выразились в том, что на всех его книгах, опубликованных после Войны Судного дня, рядом с псевдонимом появляется и его настоящая, «галутная» фамилия — Авербух.
Среди этих книг — романы «Баит ле-адам эхад» («Дом на одного», 1974), «hа-гвира» («Барыня», 1983), «hа-элем» («Отрок», 1984) и «hа-калла hа-ницхит» («Вечная невеста», 1987), составляющие цикл «Аталия», а также эссе «hа-цальян hа-хиллони» («Светский паломник», 1982), радиопьесы «Мот Лисанда» (смотри выше) и «hа-мишпат» («Процесс») и другие.
Признание
Многие его произведения переведены на иностранные языки.
Орпаз — лауреат ряда литературных премий, в том числе премий имени А. Бараша (1964) и Х. Н. Бялика (1985); Лауреат Государственной премией Израиля (2005).
- Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ОРПАЗ Ицхак в ЭЕЭ